КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Первым значительным представителем византийской богословской традиции, который во многом наметил основные черты и средневекового дискурса, был Климент Александрийский (150—215 гг.). О жизни Климента известно немного.
Родился он, по-видимому, в Афинах, которые к тому времени превратились в провинциальный город Римской империи. Судя по его полному имени, Климент родился в семье римских граждан. Климент путешествует по Средиземноморью, изучая и испытывая различные духовные традиции. Его творчество демонстрирует глубокое погружение в философию гнозиса. По сообщению Евсевия, в Александрии Климент становится слушателем лекций христианского «дидаскала»50 Пантена. Кризис Римской империи приводит к кризису в жизни Климента. Слабеющее государство пытается укрепиться посредством решительной и бескомпромиссной борьбы с неофициальными культами, в которых оно усматривает угрозу своей целостности и авторитету. Император Септимий Север в 202 г. начинает гонения на христиан. Климент оказывается вынужден оставить Александрию и перебраться в провинциальную Кесарию Каппадокий- скую (ныне территория центральной Турции). Там он нашел свою кончину. В своих трудах Климент обосновывает необходимость философии для Церкви; он пишет, что Сам Бог даровал философию эллинам как инструмент богопознания. Климент подвергает решительной критике взгляды тех, кто полагает, будто философия — это мирское мудрствование, от которого происходят одни ереси. Согласно Клименту, эллины через философию пришли к мысли о едином Боге. А. И. Иваненко Климент Александрийский и гностики51 Имя Климента Александрийского, с одной стороны, и термины «гностик», «гнозис», «гностицизм» — с другой, связаны между собой, по меньшей мере, трояко. Во-первых, Климент был, наряду со св. Иринеем Лионским, основным источником сведений о воззрениях тех, кого принято относить к этому религиозному течению, и фрагментов их сочинений — до публикации в середине XX в. новооткрытых текстов (прежде всего, из «библиотеки Наг Хаммади»). Во-вторых, Климент и сам характеризовал идеал совершенного христианина как идеал гностика и его богословие часто называют «христианским гнозисом» — в отличие от гнозиса «лжеименного» (термин Иринея, восходящий к ап. Павлу — 1 Тим. 6, 20). Наконец, в-третьих, творчество Климента представ,\лет собой, по мнению многих исследователей, богословско-философский синтез, в котором усвоены и переосмыслены в православно-христианском духе достижения греческой философии, иудейской мысли и гностицизма. Вопросу о том, что именно было Климентом из этих источников усвоено и как переосмыслено, и посвящена книга А. Шуфрина, который, в оппозиции к прежде делавшимся попыткам (особенно, к работе С. Лиллы52) представить Климента эклектиком, а его труд — философской системой, воспроизводящей основные линии современного ему философского образования, формулирует свой методологический принцип как деконструкцию идеи «зависимости»: «Мышление - то, по крайней мере, которое заслуживает этого имени — определяется (как и всякая специфически человеческая деятельность) не столько своим материалом (“источниками”), сколько своей целью: тем, ради чего мыслитель мыслит, даже если он сам (как Климент) не формулирует свои цели явно и однозначно.
Понять вопрос, ответом на который стала мысль античного автора, входит в этом случае в герменевтическую задачу историка»53. Представление о зависимости Климента от своих предшественников и о его роли в «эллинизации» библейского откровения восходит к таким авторитетным историкам христианства, как Ф. Овер- бек, который рассматривал замысел Климента как «введение в христианство» и, точнее, «посвящение... в сокровеннейшее и высочайшее в самом христианстве»’, в то, что не достигается одной лишь верой. Для этого, по словам А. Гарнака, Климент воспринял и связал с церковным христианством «возвышенный нравственный и религиозный идеал человека, достигающего совершенства в союзе с Богом, который греческая философия выработала со времен Платона»54. Притом что эта характеристика во многом справедлива, она требует уточнения в трех моментах, которые как раз и составляют «центральный локус» Климентовой мысли: 1) достижение совершенства равно для Климента обожению; 2) идеал обожения не мог быть им почерпнут из платонизма; зато он мог быть им усвоен в виде формулы Иринея: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом»; 3) этот идеал основан для него на событии Боговоплощения. Однако трактовка обожения у Климента существенно отличается от того, как его понимал Ириней — 1) в отношении эсхатологии: если у Иринея она «футуристическая» (обожение посмертно) и даже хилиастическая, то у Климента — «осуществившаяся» (жизнь во Христе, начинающаяся в крещении); 2) в том, что событие Боговоплощения Климент рассматривает не только как условие, но и как парадигму обожения. Мысль Климента, прочитанного таким образом — «изнутри Церкви» и, еще точнее, изнутри византийско-православной богословской традиции, одной из отличительных черт которой является отождествление спасения с обожением, — сосредоточена не на какой-то грутг- пе проблем, поднятых в эллинистическом академическом мире, а на событии Боговоплощения в двух его аспектах — откровения Бога и обожения человека. Но эта сосредоточенность на Боговоплощении и есть то, что он разделяет с ранними александрийскими христианскими учителями, Василидом и Валентином, и их последователями. Василидиан и валентиниан, с которыми полемизировал Климент и к которым он, несомненно, находится в отношениях богословского преемства, принято считать гностиками, даже «образцовыми» гностиками. Внимательное прочтение сохранившихся текстов заставляет, однако, существенно скорректировать это представление. Но что такое «гностицизм» вообще и в каких отношениях он находится к христианству?
<< | >>
Источник: Г. И. Беневич Д. С. Бирюков. АНТОЛОГИЯ восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. 2009

Еще по теме КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ:

  1. II, КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
  2. § 5. КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
  3. 4. Новаторство Климента в отношении предшествующей александрийской традиции — «гностической» и православной
  4. СВЯТОЙ КЛИМЕНТ  ЕПИСКОП РИМСКИИ
  5. Климент Смолятич (г. рожд. неизв. — ум. после 1154)
  6. 1. Позиция, занимаемая Климентом по отношению к философии
  7. 2. Пробуждение как метафора внезапного искупления у Климента и «гностиков»
  8. Александрийская школа
  9. СВ. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
  10. СВ. АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ