XVIII. Промышленный тип общества

§ 562. Черты, свойственные промышленному типу, так замаскированы чертами до сих пор господствующего воинственного типа, что мы повсюду встречаем только самые неполные примеры их. При всех наших объяснениях нужно постоянно помнить, что устройства и-отправления, свойственные промышленному типу, только постепенно отделяются от устройств и отправлений, свойственных воинственному типу.
Рассмотрим теперь черты той общественной организации, которая, будучи совершенно неприспособленной к защите от внешних врагов, приспособлена исключительно к поддержанию жизни общества путем содействия жизни единиц.

§ 563. В то время как совместные действия являются первым условием, необходимым для общества, которое должно охранять себя от других враждебных ему обществ, при отсутствии этих враждебных обществ совместная деятельность не является более первым условием.

§ 564. Та общественная деятельность, которая сохраняется и при промышленном типе, имеет целью предохранить индивидуальную деятельность от постороннего вмешательства, не вытекающего из права взаимного ограничения; то общество, в котором эта функция наилучше выполняется, должно быть наиболее способным к поддержанию своего существования, ибо его члены будут наиболее благоденствовать.

§ 565. Таким образом, потребности промышленного типа исключают возможность деспотически контролирующего деятеля.

§ 566. Тот контроль, который необходим при промышленном типе, может находиться только в руках избранного агентства, обязанность кото- pin о состоит в узнавании и исполнении воли общества; для достижения ПНИ ЦЙЛИ наилучше приспособлено представительное учреждение.

§ 567. Роль этого контролирующего учреждения можно вообще характеризовать словами: поддержание справедливости; а говоря специальнее, можно сказать, что она заключается в наблюдении, чтобы каждый гражданин получал благ ни больше ни меньше того, сколько их приносит нормально его деятельность; таким образом исключается всякий общественный акт, заключающий в себе искусственное распределение благ.

§ 568. Так как режим неизменных иерархических отношений должен исчезнуть, то заменяющий его режим договора должен получить всеобщее іослодство; а это уничтожает возможность вмешательства между деятельностями и их результатами при помощи какого бы то ни было произвольного распределения долей.

§ 569. Рассматривая другую точку зрения, мы увидим, что промышленный тип отличается от типа воинственного тем, что при нем практикуется только отрицательное регулирование, а не регулирование и положительное и отрицательное. Члену промышленного общества правительство говорит: «ты не должен делать того-то и того-то», но не говорит: «ты должен делать то-то и то-то».

§ 570. В промышленном типе, при сравнительно узкой сфере общественных организаций, возникает сравнительно широкая сфера частных организаций. Сферы, оставляемые одной, занимаются другой.

§ 571. Мы должны еще указать на две черты промышленного типа, имеющие косвенное происхождение. Первая состоит в сравнительной пластичности, обусловливаемой господством принципа пригодности (efficiency).

§ 572. Вторая черта заключается в стремлении к уничтожению деления между нациями и к образованию среди них общей организации.

§ 573. При сравнении черт европейских обществ в средние века с современными их чертами обнаружатся следующие основные различия, поддерживающие индуктивным путем наши дедуктивные выводы. Во-первых, с образованием наций, занимающих большую территорию, постоянные войны внутри этой территории прекратились; и хотя войны, возникающие время от времени между нациями, ведутся в больших размерах, однако они менее часты и не служат занятием для всех свободных людей. Во-вторых, в каждой стране образовалось довольно значительное население, занимающееся производством и распределением для своего собственного поддержания; таким образом, в то время как в прежних обществах работающая часть населения существовала для сражающейся части, теперь сражающаяся часть главным образом существует для работающей части: она официально существует для предоставления этой работающей части возможности спокойно достигать свои цели. В-третьих, система неизменных иерархических отношений в некоторых своих формах совсем исчезла, а в некоторых других значительно смягчилась: она почти повсюду заменилась системой договора. Только среди тех, которые включены в военную организацию, эта система неизменных иерархических отношений поддержива- стся во всей своей первобытной строгости до тех пор, пока они остаются в этой организации.

В-четвертых, с упадком принудительного сотрудничества и развитием добровольного сотрудничества уменьшились или прекратились и многие более мелкие ограничения индивидуальной деятельности. Люди менее прежнего прикреплены к своим местожительствам; они не обязаны исповедовать непременно известные религиозные верования; им менее препятствуют высказывать свои политические взгляды; им более не предписывают известного образа жизни и известных одежд; они со сравнительно небольшими ограничениями могут устраивать частные общества и собрания для тех или иных целей: политических, религиозных или общественных. В-пятых, в то время как индивидуальности граждан подвержены меньшему посягательству со стороны общественной власти, они также лучше защищаются этой властью от всяких иных посягательств. Вместо того режима, при котором индивиды восстанавливают силой, насколько могут, свои нарушенные личные интересы или подкупают правителя, общего или местного, чтобы он употребил свою силу в их пользу, возникает режим, при котором самозащита нужна в гораздо меньшей степени, а главная роль правящей силы и ее агентов заключается в отправлении правосудия. Таким образом, наряду со сравнительным упадком милитаризма и сравнительным развитием индустриализма, все совершающиеся перемены ведут к переходу от того общественного порядка, при котором индивиды существуют для государства, к тому порядку, при котором государство существует для индивидов.

§ 574. В последнем отделе мы отметили черты характера, свойственного членам общества, постоянно занятого войной; здесь мы укажем на черты характера, свойственного членам общества, занятого исключительно мирными делами. Рассмотрение данных, предоставляемых некоторыми небольшими группами нецивилизованных И'невоинственных народов, показывает, что эти народы, свободные от власти принудительного правления, необходимо создаваемого войной; не имеющие тех чувств, которые делают субординацию возможной; лишенные тех мстительных чувств, которые зарождаются под влиянием внутренней и внешней борьбы; поддерживающие свои права с полным уважением прав других, — обнаруживают в необычно высокой степени человеческие чувствования вместо кровожадности, свирепости и себялюбия, попирающего все более слабое, — черт, столь характерных для воинственных племен и обществ. И это превосходство общественных отношений среди всегда миролюбивых племен идет рука об руку с превосходством домашних отношений. Переходя к цивилизованным обществам и желая изучить черты индивидуального характера при промышленном типе общества, мы встречаемся с тем затруднением, что здесь черты личного характера, свойственные индустриализму, подобно чертам общественного устройства, перемешаны с чертами, свойственными воинственному типу. Тем не менее, сравнивая характер наших предков, живших в более воинственные времена, с характером теперешних людей, мы видим, что с возрастанием индустриализма по сравнению с милитаризмом развилось чувство независимости, уменьшилась вера во всемогущество правительства и патриотизм перестал быть таким узким. В то время как большая пред- іфиимчивость, меньшая вера в правительство и нежелание подчиняться гш шшетственной власти указывают на большее развитие чувства индивидуальности, это более развитое чувство индивидуальности сопровождается упажением индивидуальности других, что обнаруживается уменьшением прлждебных действий против них и увеличением забот об их благополучии.

§ 575. Как при обозрении воинственного типа, так и при обозрении промышленного типа мы находим, что три способа исследования приводят к согласным выводам относительно природы этих типов. Во избежание шідоразумений, по-видимому, полезно будет заметить, что черты, найденные нами в обществах промышленного типа, следует считать не столько непосред- і:івенным результатом индустриализма, сколько отдаленным результатом нсвоинственности. Не столько общественная жизнь, наполненная миролюбивыми занятиями, имеет положительное морализующее значение, сколько общественная жизнь, наполненная войной, имеет положительно деморализующее значение. В одном случае принесение других в жертву себе имеет случайный характер, а в другом случае — это необходимое явление.

<< | >>
Источник: Спенсер Герберт. Синтетическая философия: Пер. с англ.— К.: Ника-Центр.- 512 c.- (Серий "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2). . 1997

Еще по теме XVIII. Промышленный тип общества:

  1. 1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
  2. XVII. Воинственный тип общества
  3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ТИП ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
  4. Домодерное общество: коллективистский тип социальности
  5. Постмодерное общество: плюралистический тип социальности
  6. Модерное общество: индивидуалистический тип социальности
  7. Часть З ТИП ОБЩЕСТВА И ХАРАКТЕР НЕРАВЕНСТВА В РОССИИ
  8. ТИП ЧЕЛОВЕКА И ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМАЦИОННЫЕ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ
  9. Глава 11. Становление рынка и развитие товарно-денежных отношений в России в конце XVIII — начале XIX в. Положение в сельском хозяйстве и промышленности
  10. 4.4. Традиционные общества Востока в XVI—XVIII вв.
  11. 3.6. ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ XVIII В. И ПОРОЧНЫЙ КРУГ В ИХ РАССУЖДЕНИЯХ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ИСТОРИИ
  12. 6. Рост промышленности в пореформенной России. Завершение промышленного переворота.