III. Дифференциация между внешними тканями растений

§ 272. Наблюденные факты ясно показывают, что физиологическая дифференциация между той частью поверхности растения, которая открыта для света и воздуха, и той, которая находится в темноте, сырости и соприкасается с твердым веществом, первоначально возникла вследствие несходства влияний этих несходных частей окружающей среды.
Если мы примем во внимание, как сильно должно быть врожденное стремление растения проявить те специальные свойства, которые возникли вследствие громадного накопления предшествовавших влияний, то нам может показаться странным, что это стремление может в значительной мере быть нейтрализовано изменившимися условиями. Подобная изменчивость становится понятной только тогда, когда мы вспомним, как слабо интегрированы отправления растений и, следовательно, как сильно могут быть изменены отправления каждой части без изменения отправлений остальных частей растения. Но при той силе изменчивости, которая а действительности существует, нет никакого затруднения для понимания того, каким образом при помощи накопленного влияния естественного отбора первоначальная дифференциация поверхности растений достигла своего нынешнего состояния.

§ 273. Теперь мы можем рассмотреть вторичные различия, существующие между различными частями свободных поверхностей растений. У водорослей, свободные поверхности которых не находятся в несходных условиях (например, у Ульвы и Фукуса, бросаемых морем по всем направлениям), нет систематической дифференциации; несходство же верхних и нижних поверхностей у грибов связано с несходством условий. Физиологическая дифференциация поверхности, возникающая между осевыми-и листовыми органами Явнобрачных, сводится к подобной же причине. И факт, что без несходства условий физиологическая дифференциация не возникает или уничтожается, есть ясное доказательство того, что эта дифференциация определяется несходством отношений частей к окружающей среде. § 274. Листья обнаруживают поверхностные дифференциации строения и отправления. Зеленая окраска у верхних поверхностей листьев обыкновенно более темная, чем у нижних. Микроскопические исследования показывают, что эта большая темнота зеленой окраски происходит вследствие более густого скопления тех паренхиматозных клеточек, наполненных хлорофиллом, которые участвуют в процессе усвоения; а под ними находятся более многочисленные межклеточные проходы, сообщающиеся с теми отверстиями, или устьицами, через которые поглощается необходимый воздух.

Если мы вспомним, что образование хлорофилла, очевидно, зависит от действия света (сочные оси и черешки, например у морской капусты и сельдерея, остаются бледными, когда бывают лишены света, а на свету становятся зелеными), то не может быть сомнения относительно того, что это большее производство хлорофилла на верхней поверхности листа есть прямое следствие получения большого количества света. Следует признать, что эти дифференциации зависят отчасти от прямого уравновешения, от- части — от косвенного. Там, где листья растут почти отвесно и где не сохраняется постоянства в относительном положении обеих поверхностей, там эти поверхности листа представляют необычное сходство.

§ 275. Минуя различия, существующие между семенными листьями и листьями, образующимися впоследствии, между листьями, растущими под водой и растущими на воздухе, между листьями и прицветниками, прицветниками и чашелистниками, мы переходим к тем ясно выраженным несходствам, которые существуют между тканями наиболее характеристичных частей цветка и тканями гомологичных листовых органов. Так как доступ веществ, доставляемых корнями, наиболее затруднен на оконечностях боковых осей, то эти оконечности и будут вероятными пунктами плодоразвития. А так как это есть и пункты, в которых цвета, унаследованные от низших типов, бывают выражены более ярко, чем в каком другом месте, то, следовательно, органы плодоразвития будут нередко сосуществовать с подобными цветами на оконечностях этих осей. Усиление цветов может явиться следствием деятельности насекомых. Те из насекомых, которые наиболее способны различать части растений, доставляющие пищу, будут иметь больше шансов продолжать свою жизнь и оставить потомство. Растения, доставляющие наибольшее количество необходимой пищи и наиболее ясно указывающие, где она находится, будут наилучше оплодотворяться и размножаться. Происхождение сладких выделений и запахов цветков может получить подобное же истолкование. Те физиологические дифференциации, которые делают листовые органы цветка несходными с остальными листовыми органами, являются следствиями косвенного уравновешения.

§ 276. Таким образом, мы имеем сильные доказательства того, что несходные внешние действия вызывают несходные внутренние действия, а следовательно, и несходные строения. Этого они достигают изменением функционального равновесия у индивида, или у расы, или и у того и у другой.

<< | >>
Источник: Спенсер Герберт. Синтетическая философия: Пер. с англ.— К.: Ника-Центр.- 512 c.- (Серий "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2). . 1997

Еще по теме III. Дифференциация между внешними тканями растений:

  1. II. Дифференциация между внутренними и внешними тканями растений
  2. IV. Дифференциация между внутренними тканями растений
  3. VI. Дифференциация между внутренними и внешними тканями животных
  4. VII. Дифференциация между внешними тканями животных
  5. VIII. Дифференциация между внутренними тканями животных
  6. VI. Морфологическая дифференциация у растений
  7. III. Морфологическое сложение растений
  8. Углубление дифференциации между кибуцами
  9. III. Первоначальные Внешние факторы
  10. Внешняя политика Канады между двумя мировыми войнами
  11. III.1.7. Надзор за исполнением законодательства о внешне- экономической деятельности.
  12. III. ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВНЕШНИМИ УСЛОВИЯМИ, ВРЕМЕНЕМ, МЕСТОМ, ПОЛОЖЕНИЕМ и т. д.
  13. III. Антагонизм между формальной и телеологической философией морали