По Юнгу, задача человека — это индивидуация, то есть осуществление перевода содержания коллективного бессознательного на уровень сознания, для полной реализации Selbst — той тотальной «самости», которая охватывала бы и Эго, и коллективное бессознательное.
Поэтому отношения с анимой представляют собой этапы индивидуации. Сам же анима призвана постепенно подняться от уровня бессознательного на уровень сознания. Параллельно этим внутренним процессам индивидуации развертываются и социальные отношения мужчины с женщинами. От растворенности в материнском тепле и в коллективном бессознательном, что соответствует первому периоду жизни человека в обществе и первому же этапу индивидуации, мужчина переходит ко второму — брачному (в обеих сферах — психической и социальной), а затем к третьему, где развертываются отношения с укрощенной и освоенной женской стихией, взятой под контроль. На всех этапах внутренние процессы проецируются на внешние и развертываются в нормальном случае синхронно и параллельно. Едва ли мужчина видит во внешней женщине что- то отличное от его собственной души, и едва ли там есть вообще что-либо, на что стоило бы еще смотреть. Ценность и значение всему придают только архетипы. В патологических случаях и социальное, и психологическое становление мужчины может отклониться от этой траектории. Анима может оказаться сильнее Эго, что ведет к невротическим, а далее — к психическим заболеваниям. Патологии могут возникнуть на каждом этапе. Материнское влияние может препятствовать развитию мужского начала в психике и в социальных отношениях, вести к инфантилизму, к более серьезным отклонениям.
Описания многочисленных и многообразных сбоев в эротической самореализации наполняют тысячи томов психоаналитической и сексологической литературы, так как развертывание этих отношений и есть одно из главных содержаний культуры, истории, искусства и, в определенной степени, политики. Пытаться описать или схематизировать отношения между мужчиной и женщиной и возможные трудности, здесь возникающие, значит пытаться описать и схематизировать саму жизнь. Однако во всех случаях речь идет в первую очередь о развертывании процесса индивидуации. Брак с внутренней женщиной, анимой, предопределяет в основных параметрах генедерную историю мужчины. Представление о душе как о дочери может вести в патологических случаях к педофилии, иногда отягощенной каннибализмом: образ маленькой женщины (феи, эльфины и т. д.) связан с сюжетом ее поглощения, помещения внутрь, что может породить устойчивый и фиксируемый у многих маньяков антропофагический импульс. И напротив, в мифах и легендах людоеды выступают — по контрасту — в виде прожорливых великанов. 465 Юнг обнаружил наиболее последовательное и детальное описание всех стадий индивидуации мужской души в алхимической традиции. В ней описываются три периода — смерти как растворения (в коллективном бессознательном — «работа в черном»), воскресения и брака (с внутренней женщиной — «работа в белом») и коронации и достижения высшего светового достоинства (получение алхимического золота, «работа в красном»)427. ?