Синантропизацня фауны
Дифференцированная реакция разных видов —наиболее общая закономерность биоценотического ответа на антропогенные преобразования ландшафтов. Реакция каждого вида на изменение окружающих условий определяется тем, как соотносятся эти изменения с эволюционно сложившимся отношением вида к комплексу условий его существования, т.
Сказанное определяет стратегию человека по отношению к исчезающим видам. Для их сохранения следует направленно охранять оставшиеся популяции на специальных заповедных территориях, сохранивших «эталоны» нетронутых зональных экосистем, а если это уже невозможно — сохранять их в искусственных условиях. Виды, условия для нормального существования которых еще сохранились на достаточных для жизни площадях, могут быть восстановлены путем применения необходимых биотехнических мероприятий или через фазу охраны и воспроизведения в искусственных условиях с последующим - выпуском в природу. Такая работа ведется; ее эффективность зависит от степени экологической обоснованности тех или иных проектов.
Ho в составе экосистем, подвергающихся антропогенному воздействию, всегда есть виды, получающие в измененных ландшафтах достаточные возможности для реализации экологических требований к среде, а в ряде случаев —даже определенные преимущества. Такие виды встречаются в культурных ландшафтах в большем числе, а подчас полностью порывают связи с исходными сообществами. Так формируются экосистемы сельскохозяйственных ландшафтов, населенных пунктов, зон отдыха и т. п., включающие широкий круг видов вплоть до синантропов — животных, направленно эволюционирующих по линии связи с человеком и в настоящее время почти не встречающихся вне сферы влияния его деятельности.
Процесс синантропизации — постепенный и достаточно длительный. Начинается он с предпочтительного поселения представителей какого-либо вида в антропогенно измененных ландшафтах. Известно, например, что в Европе ряд видов птиц (черный и певчий дрозды, вяхирь, кольчатая горлица и др.) в древесных насаждениях городов и других населенных пунктов достигают большей численности и плотности населения, чем в естественных биотопах. Белые трясогузки в Финляндии в 85 % случаев гнездятся в постройках человека; в Подмосковье эта цифра еще выше. Причина заключается в том, что культурное лесное хозяйство предусматривает расчистку леса от бурелома, куч хвороста, поваленных дуплистых деревьев, тогда как в постройках человека глубокие убежища, необходимые для гнездования трясогузки, весьма многочисленны. Ta же тенденция свойственна многим другим закрытогнездящимся видам птиц и летучих мышей.
В Северной Америке лесной сурок Marmota топах не вытесняется человеком: он в больших количествах селится как на культивируемых землях, так и на обочинах шоссейных дорог. В последнем случае максимальная численность отмечена в пригородах, что, видимо, определяется отсутствием здесь хищников. В конце 70-х — начале 80-х гг. в Великобритании, Ирландии, Бельгии, Нидерландах регистрировали регулярное питание тундровых лебедей Cygnus bewickii на полях сахарной свеклы, в ряде случаев —совместно с гусями (Anserfabalis, albifrons, A. brachyrhynchos). Такой тип кормежки обеспечивал лебедям возможность перезимовывания, чего раньше не наблюдалось. Использование сельскохозяйственной продукции (в том числе «огрехов» на полях, открытых буртов картофеля и т. п.) широко практикуется кабанами Sus scrofa, облегчая переживание суровых зимних условий на севере ареала. Примеров «тяготения» ряда видов к районам деятельности человека накоплено много. Это яыение особенно выражено там, где в сознании населения успешно укоренились идеи охраны природы и гуманного отношения к животным. Процесс «сближения» с человеком, устойчивого освоения антропогенных ландшафтов обнаруживает определенные, эволюционного масштаба, сдвиги в экологии и поведении ряда видов животных в осваиваемой среде.
На тех же экологических основах строится естественное формирование фауны городов — казалось бы, чисто «человеческих» элементов ландшафта. Однако фактически животные реагируют на города как на конгломерат условий, имитирующих естественные: нагромождение скал, обрывы, леса, водоемы и т.
Особенности городской архитектуры открывают широкие возможности для поселения многих видов птиц и других животных. Часть из них прямо связаны с каменными строениями, имеющими множество ниш, щелей, уступов, карнизов и т. п. Известно, например, что в Европе расселение некоторых видов птиц, гнездящихся в скалах, прямо связано с распространением каменной архитектуры. Таковы, например, сизые голуби и стрижи. Другие виды заселяют городские парки, бульвары и другие озелененные участки города (белки, дрозды, зяблики и др.) или искусственные водоемы (утки). Часть видов связана с городскими свалками, концентрируются в местах сбора мусора и т. п. (грачи, вороны, галки, голуби). Подземные коммуникации широко используются .пасюками.
Плотная застройка создает в городе благоприятный микроклимат, что служит причиной формирования оседлых городских популяций некоторых птиц. Городские популяции птиц часто характеризуются высокой численностью, плотностью населения и плодовитостью, что определяется обилием корма и отсутствием (или малой численностью) хищников. Высокая численность характерна и для заселяющих города грызунов (в том числе и несинантропных) по тем же причинам.
В процессе освоения городского ландшафта животные не только используют благоприятные условия, но и вырабатывают определенные адаптации к ним. Так, черный дрозд — лесной вид, начавший осваивать городские парки и сады в первой четверти XIX в., к настоящему времени обладает рядом черт экологии, отличающих его от лесной формы. Городские популяции этого вида демонстрируют высокую плотность гнездования, которая почти 20-кратно превышает таковую у лесной формы. Урбанизированные дрозды проявляют тенденцию к оседлости, отличаются более растянутыми сроками гнездования, широким диапазоном суточной активности (поют даже в темноте). Городские дрозды строят гнезда на большей высоте, в том числе на зданиях. У них менее развита реакция на хищника, но выше внутривидовая агрессивность. Некоторые из этих особенностей закреплены генетически (К. Walasz, 1990; М. Luniak et а!., 1990).
Поселение животных в городах ставит иногда неожиданные проблемы. Так, птицы живут здесь в условиях продленного светового дня и поэтому у них может быть увеличен период суточной активности. He исключено, что искусственный фотопериод как-то влияет на сезонные циклы. Уже регистрировалось пение черных дроздов в январе в г. Иене (Германия), сбор корма для птенцов в марте, в том числе ночью, перед освещенными окнами. В Лондоне отмечено гнездование черного дрозда в конце января —начале февраля. Во многих городах формируются оседлые популяции речных уток, зимующих на незамерзающих из-за сброса теплых вод участках рек или водохранилищ. В ряде городов на зимовку остаются стаи грачей, собирающих корм на свалках и в других доступных местах. Забота о городских водоемах сделала их практически непригодным для выплода комаров, однако личинки их теперь развиваются в больших лужах внутри городских зданий (подвалы и др.).
Богатая городская фауна удовлетворяет эстетические запросы человека, способствует возникновению устойчивых, саморегулирующихся экосистем, поддерживая, в частности, сохранность зеленых насаждений — почти единственного источника кислорода в урбанизированной среде. Ho не во всех случаях «естественное» формирование городских фаун благоприятно для человека: некоторые птицы повреждают фруктовые сады и виноградники, многие из них, поселяясь вблизи аэропортов, создают ощутимые помехи работе авиации. Иногда животные могут быть источником разного рода инфекций. В частности, голуби способны переносить опасные для человека заболевания. К потенциальным рассадникам инфекций добавляются и активно внедряющиеся в городскую среду популяции одичавших собак и кошек. Поэтому стихийному формированию фауны городов и промышленных районов необходимо противопоставить направленное ее создание на основе знания экологии отдельных видов. То же относится к формированию сложных и устойчивых растительных сообществ (пока озеленение ведется практически без экологических обоснований), к экологической коррекции архитектурных форм и т. д. Вероятно, город как экологическая система поставит перед исследователями еще немало практических задач, в том числе и связанных с формированием адаптаций к антропогенной среде на разных уровнях биосистем.
Еще по теме Синантропизацня фауны:
- Охрана флоры и фауны. Красная книга Беларуси
- Органический мир
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
- § 75. УРОВНИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
- Новиков Ю. В.. Экология, окружающая среда и человек: Учеб, пособие для вузов, средних школ и колледжей, 2005
- Эндемики
- 2.6. Животный мир
- 24.3. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРАТИГРАФИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
- § 94.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
- Биологические загрязнители, как источники биологосоциальных и экологических чрезвычайных ситуаций
- БИОРАЗНООБРАЗИЕ ЭКОСИСТЕМ И ПРИЧИНЫ ЕГО УМЕНЬШЕНИЯ
- § 76. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
- Критерии оценки изменения природной среды
- 9.2. Охраняемые природные территории РБ
- Исследовательская деятельность как средство воспитания экологической культуры
- 1.3. Показатели эффективности природопользования и охраны природы
- 12.7. Загрязнение почв
- 17.1. Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды
-
Детская психология -
Общая экология -
Природопользование -
Социальная экология -
Экологический мониторинг -
Экология города и региона -
Экология человека -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -