§ 4. Dasein-анализ популяций коренных народов Северной Евразии

Dasein-анализ — одно из направлений экзистенциально-феноменологической психиатрии, опирающееся на труды К. Ясперса, Л. Бинсвангера, В. Франкла и других представителей экзистенциализма474. Dasein есть наличное бытие человека, его жизнь в эмпирическом мире, которая объективируется в телесных формах, физиологических функциях, генетических связях, в человеческих орудиях, действиях, творениях.
Анализ различных возможностей человеческого существования — его экзистенций — позволяет выявить как ситуативные ограничения этого существования, так и вызовы, задачи каждой ситуации, решительное принятие которых переопределяет ситуацию, ведет к дальнейшему самоопределению личности и формирует ее историчность.

Экзистенциализм принимает эмоционально-аффективные состояния личности (заботу, радость, страх, решимость и т. п.) как эмпирически репрезентирующие разнообразные экзистенции. Поскольку наиболее ярко они выражены в душевных расстройствах, постольку материалы психопатологии всегда составляли важную первичную исследовательскую базу для экзистенциальных размышлений.

В своей докторской диссертации «Общая психопатология» известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс рассматривает социально-исторические условия, генерирующие аномальные состояния души475. К их числу он относит цивилизацию (расширяющую доступ к наркотикам и алкоголю), технизацию, урбанизацию и т. п. На его взгляд, великое множество типичных жизненных ситуаций — воздействие неблагоприятных социальных условий, хронические телесные недомогания, постоянные, отягощающие душу житейские заботы и нужда — все это при отсутствии созидательной борьбы, душевных порывов, цели и идеи часто приводит к утрате своих корней, апатии, безразличию и крайнему оскудению всей психической жизни. В качестве одной из важнейших областей исследований он рассматривает особенности психической жизни архаических обществ.

Современные исследования в области транскультуральной психиатрии, использующие подходы экзистенциально-феноменологической психиатрии, уделяют большое внимание этнопсихологии, этнопсихиатрии и этнонаркологии коренных народов, ведущих традиционный образ жизни476. Наработки в данной области показывают, что условием успешной модернизации традиционных обществ является соответствие новых формализованных норм обычаям и традициям и неформальным отношениям, господствующим в той или иной этнической группе. «Дуализм нор», разрыв официальных и неофициальных установлений приводит к сильному социальному напряжению, снятие которого осуществляется в девиантном, ад- диктивном, суицидном поведении, алкоголизме. Как отмечают эт- нопсихиатры, разрушение природной среды, экологических основ этнотерриториальной целостности, трудности государственного финансирования и продовольственно-промышленного снабжения способствуют формированию безысходности коренных народов и разного рода психических расстройств.

В условиях культурального детерминированного стресса крайне тяжелые формы пьянства, причем связанные с агрессией, были установлены в тех «примитивно организованных» обществах, где существует страх сверхъестественных сил. Люди здесь ощущают тревогу и бессилие, а спиртные напитки помогают на короткий промежуток времени чувствовать себя комфортнее и сильнее. Алкогольные психозы у этих народов представляют собой причудливую смесь мерцающих симптомов: сумеречное расстройство сознания, гебоидность, монотонное не дифференцируемое возбуждение, взрывы немотивированной ауто- и аллоагрессии, фрагментарные параноидные эпизоды, галлюцинации с этноспецифической тематикой477.

Цель экзистенциального анализа при терапии указанных расстройств состоит в оказании помощи человеку в обретении внутреннего согласия. Достижение этого согласия предполагает согласие с условиями мира и признание невозможности их изменить, согласие с собственной индивидуальностью («чувство Я»), внимательность к возможным изменениям в мире и решимость к неотложным конкретным действиям, утверждающим совершение жизненного выбора. Таким образом, человек представляется как открытая возможность, в его всегдашней незавершенности и бесконечной потенциальности, в борениях и противоречиях, содействующих его самоопределению и формированию внутреннего основания для дальнейшего саморазвития. Самоопределение предполагает фундаментальную внутреннюю перестройку личности. В общих чертах оно включает в себя оценку своего прошлого и настоящего с учетом тех планов и целей, которые связываются с будущим, и рассмотрение будущего в его реальной связи с прошлым и настоящим. При этом жизненное пространство личности расширяется и глубже структурируется, в него входит множество новых представлений и социальных явлений. Оно становится лучше организованным, т. е.

между его элементами устанавливаются упорядоченные и закономерные связи. В то же время организация жизненного пространства становится менее жесткой. Возрастает способность различать реальность и нереальность окружающего, а также изменяться, эффективно приспосабливаясь к требованиям окружающего мира.

Социально-институциональным механизмом самоопределения является самоотождествление личности с некоторым социумом. Потребность в принадлежности к определенной этнической группе считается одной из базовых. Человек, отнеся себя к тому или иному коллективу, обретает цель и смысл жизни. В противном случае его переполняют сомнения, парализующие его активность. Человек становится кем-то, черпая свою определенность в диспозициях с другими людьми. В изоляции он деперсонализируется, обезличивается. Поэтому самоопределение личности есть процесс двойственный: идентификация уравновешивается в нем моментом отчуждения, сохраняющим самость личности.

В условиях интенсивного промышленного освоения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера действие социально-институционального механизма самоопределения обеспечивается размежеванием и демаркацией зон хозяйствования субъектов природопользования. Так, на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры разделение сторон происходило в ходе промышленной эксплуатации соответствующих территорий путем организации заповедных зон, режимных ограничений на сбор дикоросов, «огораживаний» колючей проволокой нефтяных участков, монополизацией и лицензированием добычи отдельных видов животных, вытеснением коренного населения с промысловых угодий в своеобразные резерваты посредством разного рода коммуникаций (линиями электропередач, трубопроводами, лесотрассами, просеками и до- ро га ми) и др.

Благодаря выделению родовых угодий жизненное пространство ханты и манси стало расширяться и глубже структурироваться. В репортаже о работе согласительной комиссии, заседавшей на одном из стойбищ, журналистка сообщает: «Буквально по сантиметрам отмеряют ханты расстояния на карте. Куда можно сдвинуть эту проклятую буровую, чтобы не нанести ущерб своему таежному хозяйству и нефтяникам помочь решить производственную задачу?»478. Растет дифференциация жизненного пространства: внутри родовых угодий проходят линии электропередачи, дороги, просеки, стоят нефтека- чалки, вахтовые поселки и др.479 Нефтяные компании восстанавливают культовые места, строят жилые дома, дороги и мосты. Стойбища подключаются к ЛЭП и телефонным узлам, обеспечиваются транспортом (в том числе вертолетным). Тем самым лучше организуется жизненное пространство народов Севера: между его элементами устанавливаются упорядоченные и закономерные связи.

Интерес представляет практика выдвижения особых требований к нефтяникам. Владельцы родовых угодий настаивают на выполнении ими особого режима работы480. Для нефтяников установлен специальный пропускной режим, запрещен провоз оружия, собак, орудий лова зверей, дичи, рыбы, запрещено собирать дикоросы, охотиться и рыбачить481. При въезде на территории родовых угодий повсеместно установлены контрольно-пропускные пункты. Нередки случаи, когда работники этих пунктов превышают свои полномочия: проводят несанкционированный досмотр автотранспорта, грубят, а порой и вовсе запрещают проезд482. На границах угодий выставляются специальные знаки, обозначающие вид и владельца угодья, содержащие информацию об особенностях его правового режима. Владельцы родовых угодий вправе потребовать покинуть свою территорию от любых лиц, находящихся на ней в нарушение установленного порядка. При отказе покинуть угодье владелец может прибегнуть к помощи государственных органов, а также принять к правонарушителю иные разрешенные законом меры483.

В ситуации конфликтов с нефтяниками родовые угодья становятся своеобразной школой власти. Так, И.Д. Кечимов сетует, что среди коренного населения появились специалисты по «выкручиванию рук»484. Недропользователи называют коренных жителей вымогателями, шантажистами . Иногда на главу родового угодья прихо-

4

дится до пяти экономических соглашений по разным стройкам . Ю.А. Кюлленен, приводя ряд «интересных» моментов из практики отношений между коренными жителями и геофизиками, заключает: «В целом можем уверенно констатировать, что коренной житель автономного округа из испуганного наблюдателя превратился в заинтересованное лицо, которое подходит к проведению любых работ, не связанных с его жизнедеятельностью, с интересом, имеющим не экологические мотивы, а экономические, решающие его сегодняшние жизненные проблемы»485.

В правой борьбе представители коренных малочисленных народов Севера часто обретают смысл своего существования.

<< | >>
Источник: Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. — Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство. — 376 с.. 2006

Еще по теме § 4. Dasein-анализ популяций коренных народов Северной Евразии:

  1. § 7. Основы сценарного анализа развития коренных малочисленных народов Севера
  2. § 8. Северный гуманизм как философская основа культурной революции среди коренных народов, традиционный образ жизни которых оказался в сфере влияния модернизации
  3. 3. Начало истории. Скифы в Евразии. Античные колонии в Северном Причерноморье
  4. § 3. Ж. де Сталь о северном характере и исторической роли северных народов в прогрессе Просвещения
  5. § 6. Археологическая герменевтика А.П. Окладникова о гуманистической ценности искусства аборигенов Северной Евразии
  6. ГЛАВА10.РУСЬ И НАРОДЫ ЕВРАЗИИ
  7. Часть II Права коренных народов Канады
  8. ФИЛОСОФИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
  9. § 5. Геософия евразийства о месторазвитии коренных народов Севера в мировой культуре
  10. § 2. Кинизм и космополитическая перспектива для коренных малочисленных народов Севера