Второй этап Протописьменного периода. Возникновение общественных классов
Второй этап Протописьменного периода (-2850—2750 гг. до н; э.) представлен на городище Варка (т. е. в Э-Ане) археологическими слоями III/II; тот же этап хорошо известен также по городищу Джемдет-Наср на севере Южного Двуречья — это городище навсегда было покинуто жителями в конце периода и потому оказалось в наше время легкодоступным для непосредственного изучения.
На юге страны Э-Ана в период ПП II достигла расцвета, заняв до 9 га площади. На месте распавшейся от времени сырцовой архитектуры храмов V и IV слоев был воздвигнут сначала небольшой, но затем увеличенный храм, помещенный на высокой платформе, подобно храмам в Эреду и Телль-Укайре. По-видимому, этот так называемый Белый храм был посвящен богу неба Ану.
Хозяйственные документы храмовых архивов из Э-Аны III/II слоев и из Джемдет-Насра представлены теми же типами, что и раньше. В числе обозначений получателей продовольственных и других выдач теперь часто встречаются названия кузнецов, плотников, камнерезов, строителей и других ремесленников. Имеются также записи о выдаче земельных наделов. Группа таких текстов недавно была расшифрована А. А. Вайманом. В одном из них говорится о распределении лежащих вдоль канала земель общей площадью 233 бур, или, если считать, что меры земельной площади имели в этот период то же значение, что и в более позднем Шумере, около 1500 га; две трети земли, т. е. около 1000 га, были выделены верховному жрецу-правителю (эвен, позже эн); оставшаяся треть, т. е. около 500 га, предоставлена пяти лицам: верховной жрице (по-старошу-
мерски, вероятно, эвенмин) — около 122 га, затем второму по старшинству жрецу — прорицателю или шаману (ишйб) — около 64 га, главному торговому посреднику (шаб-галъ) — около 103 га, главному судье (??) [нин (??)-ди(?)] — около 95 га и еще около 100 га, возможно, военачальнику или начальнику лиц, добровольно или иначе отдавших себя под покровительство храма, которых мы с известной долей условности будем называть «клиентами» (чтение титула неясно).
По имеющимся данным, с таких площадей держатели наделов должны были получать ежегодные урожаи соответственно порядка до 2 млн. л (около 12 тыс. ц) на верховного жреца и от 300 тыс. л (около 1800 ц) до 130 тыс. л (около 980 ц) на остальных должностных лиц; не исключено, что огромный надел эвена, с которого могли кормиться десятки и сотни лиц, именно и составлял собственно храмовую территорию или ее основную часть. Кем были выданы остальные наделы — храмом или непосредственно общиной, неясно. Но зато ясно другое. Если урожай с собственно храмовой земли мог расходоваться в значительной мере на то, что считалось общинными нуждами (например, на умилостивление общинных богов плодородия, межобщинный обмен, содержание работников, занятых общественно полезным трудом, скажем во время копки каналов или строительства), то нет сомнения, что урожай с наделов должностных лиц, не состоявших на службе храма, оставался в распоряжении самих держателей наделов. Однако пока трудно установить, куда шел излишек дохода с таких наделов: на содержание родичей данных лиц, или на содержание просто подчиненных им людей одной с ними профессии, или же на содержание работников, занятых в земледелии или ремесленном производстве в хозяйствах держателей наделов. Именно последнее представляется нам наиболее вероятным, хотя при этом в составе людей, кормившихся с надела, могли быть не только пахари, па' стухи и ремесленники, но и другие люди, подчиненные должностному лицу, например у жрецов — младшие жрецы и дружинники, у главного торгового посредника — странствующие торговцы; не исключено, что с тех же наделов кормились и родичи самих должностных лиц — держателей земли и что они-то, собственно, и составляли ядро людей, подчиненных им.
При любом решении этих вопросов, даже если пересчет цифр документов на наши меры площади оказался бы правилен только приблизительно, документы времени второго Протописьменного периода с бесспорностью открывают историку, что уже началась новая эра в истории человечества.
Для обработки площади в десятки и сотни гектаров при существовавших тогда орудиях труда (если даже использовался плуг с упряжкой ослов или волов, медный, а не глиняный, с кремневыми вкладышами серп и тому подобные усовершенствованные по тому времени орудия труда) нужны были многие десятки и сотни людей. Это означает существование в то время простейшей, но широкой по охвату кооперации. Естественная кооперация в первобытном обществе организовывалась общинно-родственными коллективами, но здесь дело идет уже явно о чем-то ином: о кооперации большой массы работников, подчиненных хозяйству, которое они не могут контролировать, будь то хозяйство храма или видного должностного лица общины. Были ли эти работники выделены этому храму или должностному лицу самой общиной или вербовались из младших членов своей же или других семейных общин, либо из числа беглых жителей соседних «номов», либо из пленных — установить это сейчас пока трудно. Но наличие таких громадных владений указывает на весьма далеко зашедшее имущественное расслоение общества. Ведь ясно, что рядовые жители в округе Э-Аны и Джемдет-Насра
имели тогда, как и вовсе позднейшие времена, лишь ровно столько земли, сколько могли обработать вместе со своими близкими и сколько требовалось им для поддержания жизни. Но и этого мало. Наличие зависимых работников в больших хозяйствах храма и должностных лиц, какова бы ни была форма их зависимости (определить ее в настоящее время трудно), указывает также на уже очень существенное социально-классовое расслоение, на появление слоя общества, исключительно занимающегося культом, организацией военного дела, обменом и администрацией и живущего за счет труда другого слоя общества, создающего наряду с необходимым и прибавочный продукт.
Существенные изменения в общественной жизни, наблюдаемые в Протописьменный период, явились результатом резкого повышения урожайности и производительности труда, достигнутых в сельском хозяйстве в результате успешного орошения больших пространств очень плодородной наносной почвы (причем не только в земледелии, но и в скотоводстве). Это позволило не только улучшить рацион питания людей и создавать накопления, но, вероятно, и начать кормить часть скота ячменем. Однако надо подчеркнуть, что речь идет не вообще об орошении (земля здесь орошалась уже тысячелетиями, без орошения здесь просто не могло быть хлеба), а о продуманной и эффективной ирригационной системе или системах. Такая система была основана, с одной стороны, на создании бассейнов для накопления вод весеннего паводка, а во-вторых, на создании магистральных каналов большого протяжения с постоянными узлами плотин. Другими словами, это была система, благодаря которой воды весеннего паводка регулярно (раз в три-пять недель) могли использоваться для поливки возделываемой земли, а не расходовались бесцельно [43, с. 212 и сл.].
Документальные данные свидетельствуют о происшедшем социальном перевороте лишь для второй половины Протописьменного периода, но, как мы уже упоминали, надо полагать, что классовое расслоение шумерского общества началось уже с этапа ПП I. Границы образующихся классов были еще, конечно, крайне нечеткими. Даже дети рабынь еще и много позже вливались в храмовых хозяйствах в общую массу работников, которые за рабов не считались. В бытовом отношении между различными категориями трудового населения и даже людьми, принадлежавшими к возникавшей верхушке общества, было очень мало разницы.
Ил. 35 Мужчины, как и прежде, чаще всего ходили босыми и нагими: юбка-на- бедренник, видимо, служила у них признаком состоятельности или даже знатности. Все они носили бороды (брились только перед жертвоприношениями в храмах) и длинные, отброшенные на плечи волосы, перевязан-
Ил. 36 ные на лбу тесьмой. Женщины обворачивали бедра куском полотна, а иногда носили еще и накидку, оставляя правое плечо открытым; волосы они тоже откидывали назад. Бусы из раковин и чаще мягких (стеатит), но изредка (особенно в соседнем Эламе) и из более твердых и полудрагоценных, привозных каменьев — сердолика и лазурита — свидетельствуют
Ил 39 0 Дальних обменных связях. О том же говорят и найденные образцы оружия, орудий труда и сосудов из привозной меди и других металлов, хотя и каменные орудия вовсе еще не вышли из употребления. Большую роль в быту и в культе играла наряду с керамической и каменная посуда.
Ил. 37 Очень скромными были жилища, по большей части, вероятно, типа хижин, ясно сохранившиеся остатки которых — правда, нечасто — обнаруживаются до сих пор археологами.
Таким образом, бытовой и технический уровень развития общества Шумера Протописьменного периода по сравнению с позднейшими историческими эпохами был весьма невысок, и только исключительно благоприятные почвенные условия и низкий прожиточный минимум позволили
при новой системе орошения добиться создания прибавочного продукта. Как только он стал создаваться, появились и первые признаки сложения классового общества. Одновременно наблюдаются и первые признаки сложения государства.
Как известно, государство есть организация, создаваемая для поддержания существующего социально-экономического порядка в обществе, разделенном на классы с противоположными интересами, причем создаваемая тем классом, который в этом обществе господствует, и в его интересах. Характерными чертами государственной организации являются территориальный, а не кровнородственный принцип организации населения, наличие отделенной от народа администрации и отделенной от народа вооруженной силы, а также налогов на их содержание.
Преобладание территориального принципа организации над еще долго сохраняющимся кровнородственным было подготовлено в Протописьменный период происходившим в это время интенсивным сселением жителей из деревень (вероятно, родовых) в центр округи — в то, что стало в дальнейшем «городом» [12, карта; 13], хотя следует учитывать, что «город» в древности всегда был центром не только и даже не столько ремесла и торговли, сколько сельскохозяйственного производства.
Наличие в это время отделенной от народа администрации непосредственно подтверждается самим существованием храмового архива и перечнем упоминаемых в нем должностных лиц. Высшим из них был эвен, или эн, верховный правитель-жрец, обязанностью которого было представительствовать за общину перед божеством (а не наоборот, как часто утверждают и как, может быть, было позже) и возглавлять ирригационные и культовые действия общины для обеспечения плодородия. Наряду с ним, как мы уже знаем, действовали и другие важные должностные лица общины. Можно также предполагать наличие совета старейшин — вероятно, из представителей основных патриархальных родов общины.
Далее, наличие отделенного от народа войска (в виде дружины вождя-правителя) лишь угадывается гипотетически; быть может, косвенным свидетельством его существования является упоминание в документах порабощенных мужчин и женщин, хотя, конечно, они могли быть захвачены и ополчением в составе всех общинников, способных носить оружие.
Что касается налогов, то в тех условиях не только о денежном, но, пожалуй, и о регулярном натуральном налоге вряд ли приходится думать. Возможно, что были какие-либо поборы и что жертвоприношения могли носить более или менее обязательный характер. Однако, по всей вероятности, существовал налог отработочный — в виде обязанности населения (в целом или только лиц, специально выделяемых от каждой семьи или группы семей) обслуживать своим трудом храм и должностных лиц администрации. Здесь, конечно, не имеется в виду труд на ирригационных работах, безусловно существовавший и отнимавший немалую часть сил и времени населения. Но это были не отработки на содержание администрации или господствующего класса в целом, а труд на поддержание самого существования общества. Впрочем, следует заметить, что в сознании людей того времени отработочный налог в пользу общинных вождей и храма вряд ли противопоставлялся общественно полезным повинностям, которые мы причислить к налогам не можем.
Для правильного понимания общества Протописьменного периода истории Шумера, и в особенности складывавшейся, по-видимому, классовой структуры, нам нужно было бы иметь представление о существовавших тогда отношениях собственности. К сожалению, о них нам пока ничего определенного не известно, и приходится базироваться на этнографических аналогиях — несколько шатком основании, ибо аналогия,
- Мужские костюмы Протописьменного и начала Раннединастического периода (реконструкция М. В. Горелика)j
а) жрец или храмовой слуга, с изоора- жения на сосуде из Урука (Э-Аны) (см. ил. 46);
б) вождь-жрец, с печати из Урука (см. ил. 31а) ;
в) вождь-жрец, с рисунка на глиняной табличке из Нгирсу (Телло), около 2700 г. до н. э.;
г) знатный мужчина% по каменной статуэтке из храма Аб-у в Эшнуне, начало Раннединастического периода;
д) борец, по каменному рельефу ив долины р. Диялы, начало Раннединастического периода;
е) знатный мужчина, по медной статуэтке, хранящейся в Лувре, начало Раннединастического периода
- Женские одеяния Протописьменного периода (реконструкция М, В. Горелика):
а) знатная женщина, по каменным статуэткам из Тутуба (Хафадже), начало 3000 тысячелетия до н. а.;
б) жрица в одежде богини, по изображению на сосуде из Урука (Э-Аны) (см. ил. 46);
в) повседневный костюм, по каменной статуэтке из Тутуба (Хафадже), начало III тысячелетия до н. э•
как известно, не доказательство, а образцов общества, в точности аналогичных раннешумерскому, этнография не знает.
Судя по имеющимся все же некоторым аналогиям и по косвенным данным из более позднего Шумера и соседних наиболее архаических обществ, вся плодородная земля и вода вплоть до конца первобытного общества обычно считались собственностью всей общины (тем более что сделать землю плодородной можно было только общим трудом на ирригационных работах, повторяемых так или иначе ежегодно). Пищевые продукты же, одежда и другое движимое имущество были собственностью отдельных членов общины — не только глав большесемейных общин, но и отдельных мужчин, глав малых семей, составлявших большую семью. Причина этого лежит в том, что труд в это время, несомненно, носил уже в основном индивидуальный или мелкогрупповой характер (например, плуг обслуживался двумя-тремя работниками) и этим работникам (или, вернее, старшему мужчине) доставались и плоды их труда. (Речь идет, конечно, не о рабском труде.) Можно с довольно большой уверенностью считать, что к началу письменного периода так же обстояло дело и в шумерском обществе. Следовательно, те огромные наделы, которые стали выдаваться важнейшим должностным лицам общины, точно так же как и небольшие наделы ее рядовых членов, должны были в принципе считаться частью общинной собственности, лишь выделенной им во владение из общего фонда. Общность фонда могла идеологически осмысляться как принадлежность богу или богам общины, хотя ясных данных об этом нет.
Во всяком случае, вся земля общины, даже если она действительно мыслилась как принадлежащая богу, была вовсе не тождественна земле, особо выделенной храму: начиная с этапа ПП II время от времени встречаются отдельные документы, обычно написанные на камне или на глиняных предметах особенной, заметной формы, содержание которых отлично от содержания учетных документов храма; в них, по-видимому, речь идет о передаче земли от храма частным лицам или от одних частных лиц Ил. 38 другим. Есть в числе прочих камень, где изображен сопровождавший подобную передачу обряд. Эти документы для нас пока малопонятны, но из аналогичных текстов последующих периодов выясняется, что речь идет о земле больших семей, находившейся за пределами храмовых хозяйств. Уже в Протописьменный период в таких документах упоминаются (видимо, как часть платы за землю) и рабы мужского пола, которые в хра-

Протописьменный период в Двуречье 35а 356

35в



35е
35г
35д
- Ритуальные каменные сосуды с ин- крустацией, из Урука, XXV111 в. до w. э.
- Таблетка Блау — древнейший документ об отчуждении землщ с изображением обряда ее передачи, 2900—2500 гг. бо н. э.
- Изображение культовых сцен на печатях Протописьменного периода, 2900— 2800 гг. до н. э.
мовых хозяйствах ни тогда, ни много позже заняты не были. (Даже если в храм и приводили рабов, их там не содержали в прямом смысле как рабов.) Слово «раб» (эре[д], уру[ду]) было заимствовано в шумерском из семитского йарду [м], уарду [м], что значило, как уже говорилось, примерно «нисшедший», «низведенный» (с гор).
Таким образом, патриархальные большие семьи (как мы увидим, образовывавшие более крупные объединения родового характера), очевидно, имели свои хозяйства за пределами храмов. Но уже с самого раннего времени храм и его хозяйство играли центральную экономическую, политическую и идеологическую роль в Шумере.
Еще по теме Второй этап Протописьменного периода. Возникновение общественных классов:
- Начальный этап Протописьменного периода
- Второй этап Раннединастического периода
- Конец Протописьменного периода. Люди и общество
- Идеология, культура и искусство Протописьменного периода
- ОБЩЕСТВЕННЫЕ КЛАССЫ Важнейшие моменты в развитии Проблемы классов и основные учени
- ВТОРОЙ ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ — ПЕРИОД ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН (1642—1649)
- Второй этап
- Второй этап объединения
- Второй этап гражданской войны
- Третий этап. Династическая война второй четверти XV в.
- 3.9.4. «Момент» возникновения конфликта — важный этап в адаптивной цепи
- § 3. Второй этап формирования богоискательства
- Второй этап химической эволюции на Земле
- Второй этап правления Александра I. 1814—1825
- Второй этап: стабилизация этакратического контракта «работающая мать»
- ВТОРОЙ ЭТАП БОРЬБЫ ИКОНОБОРЦЕВ С ИКОНОПОЧИТАТЕЛЯМИ И ОСЛАБЛЕНИЕ ИМПЕРИИ
- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Первый этап Раннединастического периода
- Классы общественные
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -