Начальный этап Протописьменного периода
Хотя шумерская иероглифическая письменность Протописьменного периода — еще не вполне письменность и мы еще не можем читать любой отдельно взятый шумерский иероглифический документ того времени, однако из всей совокупности таких документов в сочетании с изображениями на печатях и рельефах уже можно извлечь довольно определенные исторические выводы.
Изучение рисуночных знаков и первые результаты расшифровки отдельных документов, проделанной в Ленинграде А. А. Вайманом, дали историкам многое. Так, мы узнали, что шумеры наряду с ячменем сеяли много эммера и пшеницы. Это показывает, что воды орошения еще не привели, как позже, к засолению почвы, которое пшеница плохо переносит, а значит, и урожаи должны были быть очень высокими. Уже сажали финиковую пальму, хотя широкое распространение ее в Нижней Месопотамии относится к более позднему времени, разводили крупный рогатый скот (причем коровы были комолые), а также овец, ослов, коз, свиней, собак, большое значение имело рыболовство в реках, каналах и соленых лагунах, меньшее — охота на газелей, оленя, на дикого быка — тура, на льва. Иероглифы, изображающие сосуды, перекликаются с археологическими находками керамики, но здесь мы узнаем, какие именно сосуды предназначались для молока, какие — для пива, для благовоний, для жертвенных возлияний, для сыпучих тел; как их переносили — иногда на голове, иногда во вьюках. Иероглифические рисунки сохранили нам изображения металлических орудий и горна, найденных также и ар-
хеологами, но главное — они сохранили для нас внешний вид предметов из давно разрушившихся материалов, а следовательно, не поддающихся реконструкции на основе археологических данных: прялок, лопат и мотыг с деревянными рукоятями, примитивного плуга, саней для перетаскивания груза по заболоченным местам, четырехколесных повозок на сплошных колесах, канатов, рулонов ткани, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами, тростниковых загонов и хлевов для скота, тростниковых эмблем богов-предков и многого другого.
Исследование содержания документов, насколько оно нам доступно, показывает, что мы имеем дело с обществом, в котором уже произошло не только первое разделение труда (на земледельцев и пастухов), но и второе (выделение из общей массы земледельческого населения ремесленников, специализирующихся в различных областях производства). Однако еще и тысячелетием позже ремесленники не столько продавали свои изделия, сколько сдавали их храму или дворцу, а в вознаграждение получали паек продуктами или земельный надел. На раннем этапе Протописьменного периода ремесленники в документах упоминаются сравнительно редко — возможно, потому, что они еще не были сосредоточены в храмовом хозяйстве и не полностью профессионализировались. (Заметим, что названия ремесленников в шумерском языке по большей части заимствованы из другого, дошумерского языка неолитической эпохи.)
В столь уже сложно организованном обществе надо предполагать и начавшееся расслоение на социально-экономические классы, однако более определенные данные об этОхМ дошли до нас только от второго этапа Протописьменного периода. На первом этапе это расслоение, по-видимому, не приняло еще отчетливых форм. Как социальную категорию людей более высокопоставленных, чем прочие, можно выделить лиц, обозначаемых идеограммой «ткань»; они, видимо, назывались нин (?) [‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡]. Действительно, на печатях этого времени боги и знатные воины изображены одетыми в полотнище-юбку на голое тело, с повязкой на голове, а вождь или правитель-жрец (которого, вероятно, тогда называли эвен, а позже — эн) — Ил. 31 в особой, торчащей вперед, словно накрахмаленной, полупрозрачной, как бы клетчатой юбке, между тем как рядовые воины и охотники нередко изображаются нагими. Впрочем, нагими, бритыми и бритоголовыми изображаются и все участники различных культовых действий, — очевидно, выбривание волос было условием культовой чистоты. (Интересно, что бритыми уже изображены и мужские культовые фигурки эпохи Убайда и даже ас-Саввана; бриться тогда приходилось, несомненно, обсидиановыми или кремневыми скребками.)
Как недавно доказал А. А. Вайман, рабы многократно упоминаются уже в документах Э-Аны IVb; они обозначаются знаком «гора» (или «чужая страна»), иногда с добавлением знака «мужчина» или «женщина». Таким образом, «раб» и «рабыня» — это, собственно, «чужестранцы» (по-шумерски эра[д], или урду и нгёме). В отдельных документах Э-Аны (следующего периода) упомянуты сотни рабов и рабынь [2, с. 138—148], хотя чаще в документах названо от одного до пяти рабов или рабынь. Пока неясно, было ли хозяйство храма целиком обособлено от хозяйства общины, существовало ли оно за счет собственной рабочей силы или же обслуживалось (поочередно или другим каким-либо порядком) всем населением вообще, как это предполагал А. И. Тюменев [9, с. 63]. Неясно также, в какой мере использовался рабский труд. По-
- Ритуальные сцены с участием, жреца- вождя, изображения на печатях из Урука, второй этап Протописьменного периода, около 2800 г. до н. а.;
жрец naj празднике урожая; бgt; жрец-вождь в священной лодке Инаны
- Избиение пленных, оттиск печати второго отапа Протописьменного периода, около 2500 г.
хоже, что в храмовых документах Протописьменного периода рабы упоминаются только в связи с их пригоном (например, с острова Дильмун) или с передачей из рук в руки, а не в связи с процессом труда. Относительно труда рабов-мужчин ничего не говорится и в более поздних шумерских текстах. Быть может, это указывает на то, что пригнанные рабы по прибытии на место вливались в ряды рабочего персонала храмовых хозяйств, который, надо полагать, и тогда, как и позднее, строга говоря, не находился на рабском положении.
В последнем обстоятельстве нет ничего удивительного. Шумерское войско Протописьменного периода не знало никакого оборонительного оружия [§§§§§§§§§§] (судя по изображениям, воины выходили сражаться нагими или в одних набедренных повязках), а из оружия наступательного при- менялись каменные булавы и медные топорики или тяпки, реже дротики, метательные палицы (?) и медные кинжалы. Был, правда, также и лук со стрелами, но по каким-то причинам он не пользовался большой популярностью в Шумере (по всей вероятности, для изготовления луков достаточной убойной силы не было хорошего гибкого и прочного материала в этой безлесной стране, да и по соседству с ней).
Такое оружие не могло обеспечить содержание пленных мужчин в рабстве; любое орудие труда, доверенное пленному, — мотыга, лопата, кирка — могло бы в его руках превратиться в оружие, мало уступавшее в эффективности вооружению войска победителей. Следовательно, чтобы И л. 32 удержать в повиновении работающих пленных мужчин, понадобилось бы по меньшей мере вдвое-втрое превосходящее число вооруженной стражи. Поэтому рабов было мало: пленных мужчин почти поголовно убивали, проламывая им головы (что и изображено, между прочим, на храмовых печатях этого времени), а в рабство уводили по большей части женщин и подростков. Дети от рабынь, рожденные в домах их новых господ или в храмовом хозяйстве, подрастая, вливались в число прочих работников на равных основаниях: только это могло заставить их трудиться и не бунтовать. Но так как рост производительности труда, вообще говоря, позволял власть имущим пользоваться постоянно увеличивающимся при-
31а
- Реконструкция храма в Теллъ-Укайре, второй этап Протописьменного периода, около 2800 г. до н. э.
- Остатки настенной росписи храма в Теллъ-Укайре, около 2800 г. до н. э.
бавочным продуктом, то, как мы увидим ниже, изыскивались и другие способы эксплуатации труда помимо прямого обращения в рабство.
Однако в Протописьменный период рабы и рабыни все-таки были и существовало хоть и плохо вооруженное, но все же как-то обученное войско (и надо думать, что оно было организовано не хуже храмового персонала, а в его среде уже имелась система рангов, носители которых получали значительно различавшиеся нормы вознаграждения как продуктами, так и металлом). Все это говорит о многом, и прежде всего об изменившемся характере взаимоотношений не только внутри общества Южного Двуречья (это ясно само собой), но и между каждой его общиной и окружающим миром. Конечно, и раньше возникали ссоры с соседями и драки, кончавшиеся убийствами, скажем по подозрению в колдовстве, сглазе или из-за женщин. Но особых материальных ценностей, из-за которых могли бы возникать побоища, не было, и притом каждая община — вся — была слишком занята непрерывным тяжелым трудом для поддержания жизни. Если в общину заходил странствующий ремесленник или торговец, то, во всяком случае, не как враг. Конечно, степень царившего между общинами мира не следует и преувеличивать, но скорее всего вплоть до периода культуры Варки включительно войны едва ли были постоянным явлением. Вблизи друг от друга — это мы знаем документально об отношениях между близкими соседями в Передней Азии более позднего времени — селились, вероятно, лишь родичи, связанные друг с другом совместным происхождением, совместным культом и необходимой взаимопомощью. Более отдаленные соседи в Нижней Месопотамии обычно были защищены друг от друга достаточным пространством труднопроходимой пустыни и болотами. Не случайно еще в течение всего Протописьменного периода, т. е. когда зачатки классового общества и государства уже сложились, шумерские поселения не окружались стенами. Но рост производства и увеличение прибавочного продукта уже привели к усложнению общественной жизни; появились, с одной стороны, группа людей, связанных с управлением и т. п. и не участвующих непосредственно в производстве, но приобретших тем или иным способом больше благ, чем другие, с другой — определенные группы населения, по той или иной причине не удержавшиеся в составе общин и готовые отдать себя в услужение первой группе. Значит, было не только что охранять и что грабить, но было кому охранять и кому грабить. Межобщинные драки и побоища стали превращаться в военные походы. Это, в свою очередь, в корне меняло характер жизни.
Протописьменный период в Двуречье 33

34


Правда, среди некоторых исследователей существует мнение, что в пределах Нижней Месопотамии в Протописьменный период еще царил мир, а военные походы, изображенные на храмовых печатях, были направлены в чужие страны. Это мнение основывается на отсутствии в тот период городских стен вокруг поселений Двуречья. Но поселения могли остаться без стен по самым различным причинам, например потому, что уровень сельскохозяйственного производства не позволял надолго отрывать много рабочих рук от земледельческих и оросительных работ, а набеги соседей-врагов (как это было еще и много позже) были немноголюдными и т. п. И в то же время весь горький опыт прошлой истории человечества показывает, что вражда всегда начиналась между ближайшими соседями. С возникновением имущественного неравенства мир между соседями становится очень редким явлением.
Еще по теме Начальный этап Протописьменного периода:
- Второй этап Протописьменного периода. Возникновение общественных классов
- Конец Протописьменного периода. Люди и общество
- Идеология, культура и искусство Протописьменного периода
- Судебное разбирательство (начальный этап)
- § I. Начальный этап Гражданской войны
- Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
- НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП «КАДРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ПОСЛЕВОЕННОЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ
- Начальный период войны
- Начальный период войны
- 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП «ВТОРОЙ БОЛЬШЕВИЗАЦИИ» КОМПАРТИЙ: ПОИСКИ «АГЕНТОВ ТИТО», «ТРОЦКИСТОВ» И «БУРЖУАЗНЫХ НАЦИОНАЛИСТОВ» (1948-1950 гг.)
- НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯУЧАЩЕГОСЯ-ПИАНИСТА(ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ)
- 1.2. Начальный период. Был ли материализм?
- Лечение в начальном периоде заболевания
- Начальный период францисканского движения
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -