ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД ШВЕЙЦАРСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ПРИЮТ В СТАНЦЕ (1798—1799)
Буржуазная революция в Швейцарии (февраль — апрель 1798 г.), совершенная при поддержке французских вооруженных сил, побудила Песталоцци к более активной общественной деятельности. По поручению правительства вновь организованной единой Гельветической республики, в состав которого вошел ряд его друзей, он пишет в мае «Обращение к издавна демократическим кантонам» («Zuruf an die vormals demokratischen Kanto- пеп»), которые отказались принять новую конституцию.
К этому же времени относится ряд статей Песталоцци, в которых он выступает против остатков феодальной системы в Швейцарии, в частности, требует полной и безоговорочной отмены десятины, тогда как многие деятели Гельветической республики занимали по этому вопросу более умеренную позицию и предлагали отменить десятину частично или с выкупом.
С сентября по декабрь Песталоцци редактирует правительственный орган «Гельветический народный листок» («Helvetisches Volksblatt»); в ряде своих статей, помещенных в этой газете, он всецело поддерживает мероприятия швейцарского революционного правительства и благодарит Францию за помощь, оказанную Гельветической республике.
Когда в сентябре в кантоне Нидвальден вспыхивает восстание отсталых горцев, Песталоцци стоит за реши
тельное подавление сил контрреволюции с помощью французских войск. Через три месяца после ликвидации восстания, в декабре 1798 г., он направляется в его бывший центр — Станц, где осталось много осиротевших безнадзорных детей, чтобы по заданию правительства организовать для них приют. Об исключительном энтузиазме, который в этот период, испытывал Песталоцци, надеявшийся, что близится к осуществлению его давняя мечта о действенной помощи народу, свидетельствует его письмо, направленное в феврале 1799 г. близкой подруге жены — Франциске, Романе фон Халлвиль: «Дорогой и добрый друг,— пишет он,— все идет, все идет, все идет хорошо. Я смываю позор моей жизни; сила моей юности возродилась... Вот я извлечен из ничтожества; вижу и чувствую, что снова моя судьба стала равной судьбе других людей: я снова человек»[28].
Деятельность Песталоцци в приюте была впоследствии подробно описана им самим в «Письме другу о пре^ бывании в Станце». Она протекала в напряженной международной обстановке, так как Гельветическая республика, связанная союзом с Францией, стала главным театром* военных действий между Францией и Австрией, войска которой вступили на территорию Швейцарии под лозунгом ее освобождения от «иноземного ига». Кроме того, условия работы в самом приюте были крайне неблагоприятны. Он. был размещен в недостроенном и совершенно не приспособленном для его нужд здании монастыря; отсутствовали учителя и учебные пособия; единственной помощницей Песталоцци являлась пожилая, женщина, занимавшаяся хозяйством. Воспитанники, число которых вначале составляло пятьдесят человек, а затем дошло до восьмидесяти, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии и заведомо враждебно относились к Песталоцци, как к посланцу революционного правительства, к иноверцу (он был протестантом, а жители кантона Нидвальден — католиками). Тем не менее, Песталоцци удалось в предельно короткий срок сплотить своих воспитанников в одну громадную семью, в которой он выполнял роль любящего и заботливого отца. «С утра до вечера я был один среди них,— писал Песталоцци о своей работе с
детьми в Станце.— Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое имц, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними» 1. На отеческую заботу Песталоцци об их повседневных нуждах воспитанники отвечали искренней привязанностью к нему, что весьма благоприятствовало успешному проведению всей его педагогической работы.
В этот период Песталоцци стремится установить основы нравственного воспитания, найти наиболее эффективные средства его осуществления. Он приходит к выводу, что в воспитательной работе следует исходить из окружающей детей обстановки, из того, что поможет им уяснить и усвоить их жизненный опыт. Прежде всего Песталоцци считает необходимым пробудить нравственные чувства, которые естественно возникают у детей, благодарных воспитателям з.а их заботы об удовлетворении их насущных потребностей. Надо также упражнять детей и в нравственных поступках, требующих от них самообладания и воли, и формировать их нравственные убеждения на основе понимания моральных отношений, с которыми они сталкиваются в своем непосредственном окружении. Песталоцци хочет, таким образом, связать нравственное воспитание детей с жизнью, побудить их к участию в нравственных поступках, что весьма ценно.
Как же протекали в Станце обучение детей, их трудовая деятельность? В письме на имя министра внутренних дел Ренггера от 19 апреля 1799 г. Песталоцци сообщает: «...время на труд и учение у нас теперь распределено следующим образом: с шести часов утра до восьми—учебные занятия, затем часы до четырех дня отводятся работе, после этого до восьми часов вечера — снова учебные занятия. Состояние здоровья воспитанников становится все лучше и лучше» 2.
етвенному его признанию, он не смог этого осуществить в том объеме, как бы ему хотелось, в силу ряда веских причин: отсутствия необходимого для этого оборудования, персонала и т. д. Хотя республиканское правительства и отпускало достаточные средства на заведение в Станце, Песталоцци намеренно не приглашал туда других воспитателей, так как хотел полностью сохранить за собой одним возможность воздействовать на детей и убедиться в правильности применяемых им приемов воспитания.
Воспитанники приюта принимали большое участие в труде по самообслуживанию; что же касается производительного труда, то он не получил в нем широкого применения. В «Письме другу о пребывании в Станце» Песталоцци указывает, что только незадолго до закрытия приюта некоторые дети начали заниматься прядением.
Возглавляя детское учреждение, существующее за счет государства, Песталоцци не подчеркивает, как в прежних своих произведениях, отражавших опыт «Учреждения для бедных», что труд воспитанников должен непременно обеспечить им такой заработок, который даст возможность окупить стоимость их содержания. В «Письме другу о пребывании в Станце» он делает ударение на педагогическом значении детского труда. «...Я рассматривал трудолюбие,— пишет он,— больше с точки зрения физической подготовки к труду и способности зарабатывать, чем с точки зрения получения от него дохода. Точно так же на учение, как таковое, я смотрел вообще как на упражнение духовных сил» \
Учение проводилось в довольно своеобразной форме. Большое количество детей разного возраста и уровня знаний, отсутствие учителей и «искусственных вспомогательных средств»: должного учебного оборудования, книг и т. д.— побудили Песталоцци привлечь старших детей к обучению младших. Писатель Цшокке, который был в то время правительственным комиссаром в Нидвальде- не, рисует следующую картину учебных занятий в Станце: «В первый раз; когда я пришел в приют, я застал Песталоцци ходящим взад и вперед по большой комнате. За столом, занимавшим почти всю комнату, сидели дети, которые были так погружены в свою работу, что едва
подняли голову, когда я вошел. Они были размещены по трое; в каждой группе самый старший находился посередине; его обнимали за шею два младших товарища, которых он должен был учить. Одни писали буквы, другие цифры, некоторые вычисляли, чертили линии или фигуры... Я был приятно поражен вниманием детей и успехами, достигнутыми ими в столь непродолжительное время» 1.
Поиски новых путей обучения и нравственного воспитания, которыми занимался Песталоцци в Станце, оказались весьма плодотворными. Именно здесь у него зарождается идея об элементарном образовании, призванном стимулировать стремление к деятельности, присущее ребенку. Эта идея получила дальнейшее развитие в последующие периоды жизни Песталоцци, когда он создает законченную теорию элементарного образования.
Новые приемы работы, к которым Песталоцци пришел опытным путем в Станце, его самоотверженная деятельность в приюте, проникнутая искренней любовью к осиротевшим детям, привели, несомненно, к положительным педагогическим результатам.
Но наряду с ними в заведении имелось много организационных недостатков, которые вызывали недовольство работой Песталоцци со стороны видных деятелей Гельветического правительства. В июне 1799 г. оно было вынуждено временно закрыть приют в связи с тем, что занимаемое им здание понадобилось французскому командованию для госпиталя. Но, когда осенью этого года территория Гельветической республики была очищена от врагов и приют в Станце восстановлен, Песталоцци не был возвращен к руководству им.
Яркий свет на обстоятельства, с которыми было связано устранение Песталоцци от руководства приютом, проливает его письмо, направленное в конце ноября 1803 г упомянутому выше Цшокке. «Долго,— пишет Песталоцци,— я надеялся, что в состоянии добиться в моем жалком положении результатов, которые меня высоко вознесут. Это были реальные результаты, которые не ускользнули бы от внимания психолога; они были видимы мне, но незаметны для всех. Между тем в глаза бросались большие пробелы...» \ Далее Песталоцци признает наличие серьезных недостатков в организации принята, вызванных условиями военного времени и рядом других причин. Он считает, что эти недостатки могли быть со временем устранены, но этому помешало неожиданное закрытие приюта, в котором в значительной мере повинен и сам Цшокке.
Неизменным сторонником и покровителем Песталоцци в Директории был министр наук и искусств Штапфер. Он энергично защищал его от обвинений в плохом руководстве приютом, но министр внутренних дел Ренггер, которого недоброжелатели Песталоцци весьма односторонне информировали о его деятельности в Станце, не допустил, чтобы он вновь возглавил приют. Ироническое замечание по поводу «novi homines», не оценивших его стремлений, сделанное Песталоцци в произведении «Как Гертруда учит своих детей», свидетельствует о его глубоком разочаровании в правительстве Гельветической республики, на которое он, в свое время, возлагал столько надежд.
Песталоцци, вынужденный покинуть Станц, однако, твердо решил продолжать начатую там работу по изысканию наиболее эффективных методов первоначального обучения. С помощью Штапфера он получает в июле 1799 г. назначение в начальную школу города Бургдор- фа, с которым связан новый этап его деятельности.
Еще по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД ШВЕЙЦАРСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ПРИЮТ В СТАНЦЕ (1798—1799):
- 2. Православная церковь в период буржуазно-демократической революции
- РАЗДЕЛ 2 АНАРХИЗМ В ПЕРИОД ИМПЕРИАЛИЗМА И БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ B РОССИИ (КОНЕЦ XIX В. - ФЕВРАЛЬ 1917 г.)
- Глава 19. Рабочее, революционное и общественное движение накануне революции. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Начало революции. Образование буржуазных партий. I и II Государственные думы
- ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ — ПЕРИОД КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ (1640—1642)
- Тема 1. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII В.
- ТРЕТИЙ ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ — ПЕРИОД ИНДЕПЕНДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1649—1653)
- ВТОРОЙ ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ — ПЕРИОД ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН (1642—1649)
- 2. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
- Формирование концепции общественного прогресса п !-шоху ранних буржуазных революций
- АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.
- БУРЖУАЗНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ТУРЦИИ
- Глава I Гносеологическая проблематика' в философии эпохи ранних буржуазных революций
- ФИЛОСОФИЯ эпохи РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
- ГЛАВА VIII АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.
- От теологического к юридическому мировоззрению (проблема церкви, государства и права в эпоху ранних буржуазных революций)
- 1. Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -