Метафизика Бэкона как учение о формах и особенности era натурализма.

Индуктивный анализ «простых натур», приводящий к плодоносным опытам, освещает, так сказать, поверхность природы, составляющую физику, и его польза ограниченна. Более глубокие светоносные опыты, ведущие к «естественной магии», могут раскрыть истины метафизики.
А они — в выявлении глубинных форм бытия. Это фундаментальное понятие-категория, сформулированное Аристотелем, весьма многозначно и прошло в том или ином контексте через всю последующую историю философии, играя важную роль в современном философском языке. Отделив категорию формы от категории цели, Бэкон сблизил свою метафизику с физикой.

Форма именуется Веруламцем по-разному: «сущность» (essentia), «источник излучения» (fons emanationis), «порождающая природа» (natura naturans), «закон чистого действия» (lex actus puri), а иногда и 489 «субстанция». Повсюду автор «Нового Органона» стремится выявить некую простую форму, нечто сущностное, лежащее в основе еще более простых свойств вещей, изучаемых физикой. Кто постигает «простые формы», «тот охватывает единство природы в несходных материях» (XI 31, т. 1, с. 81). Количество и сочетание «простых форм» определяет все разнообразие существующих вещей. Конечное их число Бэкон сравнивает с буквами алфавита, овладение которым открывает возможность письменной речи (ср. мысль Демокрита).

Многозначная неопределенность формы и отсутствие математического компонента в своей аналитической устремленности — у Галилея, как мы видели, язык природы математическо-геометрический — оставили Бэкона на позициях качественного, динамического истолкования природы, материи (в частности в сочинениях «О мудрости древних» и «О началах и истоках»).

Здесь он весьма близок к ренессансной натурфилософии. Различая в человеке ощущение (sensus) и восприятие или чувствование (perceptio), Веруламец вслед за Телезио приписывает последнее всей природе, оставаясь на позициях гилозоизма. Отсюда его интерес к Анаксимену, Гераклиту, Эмпедоклу, Анаксагору, которые (как и Демокрит) противопоставляются Платону. Впрочем, следует при этом иметь в виду, что интерес Бэкона сосредоточен главных образом на методологии научного познания, учение же о природе и материи было им мало разработано.

Здесь необходимо вспомнить и о проблеме Бога, хотя в общем она не играет большой роли в системе воззрений Бэкона. Включая естественную теологию в предмет философии, государственный деятель усматривает в понятии Бога противоядие атеизму, а также, по-видимому, опирается и на его интеллектуализирующую функцию. Вместе с тем автор «Достоинства и приумножения наук», да и других произведений, не забывает и мистифицирующей стороны глобального понятия Бога. Отсюда неоднократные заявления Веруламца, что только «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии» (XI 31, т. 1, с. 89; т. 2, с. 386), что прогресс естественной философии, разрушающей суеверия, укрепляет веру и т. п. Представив здесь общий обзор философии Бэкона, мы будем возвращаться к его воздействию на развитие науки и философии Западной Европы XVII-XVIII вв.

<< | >>
Источник: В.В. Соколов. Философия как история философии. — М.: Академический Проект. — 843 с. — (Фундаментальный учебник).. 2010

Еще по теме Метафизика Бэкона как учение о формах и особенности era натурализма.:

  1. § 1. Учение и era закономерности
  2. § 51. Видимая природа и её происхождение в её особенных формах
  3. 1. О соотношении науки, метафизики философии и философии. Метафизика как наука и философия метафизики
  4. IV. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ. ТЕЛЕОЛОГИЯ
  5. МЫСЛИ БЭКОНА ОБ ОСОБЕННОМ, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ЕГО СОЧИНЕНИЙ
  6. От органицизма к механицизму, от натурализма к материализму. Человеческий микрокосм как производное природного макрокосма.
  7. 4. Теокосмизм как адекватный принцип теофилософской систематизации мира. Специфика позитивной теоретической метафизики как науки
  8. 2.4 Метафизика как философский антипод диалектического метода.
  9. МЕТАФИЗИКА КАК ОСНОВАНИЕ АНАЛИЗА ДУХОВНОСТИ
  10. 2. Понятие "истина" в положительной теоретической метафизике. Фактическая информативность аналитических суждений метафизики с непустыми субъектами
  11. 4. Проблема способа изложения положительной теоретической метафизики как науки
  12. 6. Резюме первого раздела. Возрождение метафизики как первой философии
  13. Метафизика как совокупность мировоззренческих стремлений человека и ее критическое уточнение в духе трансцендентализма.
  14. 1. Возможна ли положительная метафизика как наука в границах теоретического разума?
  15. Морально-практическая устремленность человека как его руководящий фактор, противопоставленный метафизике.
  16. § 1 Философская метафизика как способ человеческого бытия
  17. Системная метафизика Вольфа как явление раннего немецкого Просвещения.
  18. ГЛАВА I ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ МЕТАФИЗИКИ КАНТА К ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКЕ