Критика К. Э. Циолковским философии и перспективы ее развития.
третьему, то есть подводят к научным основаниям нравственности. Собственно, для Циолковского философия представляла научное обоснование нравственности. Он интересовался системами Эпикура, Демокрита, Сократа, Левкиппа, Лукреция, Спинозы, Бруно, Шопенгауэра, Гартмана, Бэкона, Конта, Декарта, Лейбница, Бюхнера, Фохта, Молешотта. Взгляды одних стремился дополнить, других - упростить, третьих - сделать более оптимистическими. В иерархии потребностей человека, выработанной Циолковским, первое место занимали духовные: всеобщее счастье, радость осмысленного общественного бытия, знание блага Вселенной, познание человеком Бога.
Совокупность материальных благ - безопасность, свобода пребывания в просторах космоса, материальное изобилие - должна служить лишь фоном для удовлетворения духовных. Отсюда вытекает, что совокупность главных функций философии: объяснительной (метафизика), познавательной (гносеология) и нравственной (этика) должна была быть направлена на выработку совокупного мировоззрения, мироощущения и мировоздействия. Следовательно, философия должна быть поднята на уровень высшего синтеза мировоззренческих, научных и религиозных знаний и действий. В решении задачи глобального совокупного знания-действия в конечном итоге совпадают общественные функции философии, науки и религии.
На практике же, с его точки зрения, эти формы общественного сознания не выполняют своих функций, будучи разделенными. Так, теоретическое (предмет) и практическое (профессиональная специализация) разделение областей их применения не способствует ни становлению универсальной личности, ни становлению коллективного сознания. Не находя интеграционного потенциала в конкретно-исторических формах, школах философии и системе религиозных практик, Циолковский делал упор на философию как таковую (учение о пределах) и религию как таковую (учение о божественном).
Картину мира Циолковского можно назвать этико- рационалистической, причем позиция ученого оказывается сродни сократовскому знанию добродетели. Добродетель познаваема. Рациональное знание блага есть рычаг, способный перевернуть мир человека. Будучи познаваемой интуитивно, добродетель неизбежно обретает платформу в научном знании, наполняется конкретным содержанием, подтверждается общественной практикой. Будучи познанной, она становится базой всеобщего социального действия.
Именно неудовлетворенность конкретно-историческими формами философии привела ученого к подведению под нее естественнонаучного основания. Он мог бы предъявить всей предшествующей философии те же претензии, что и религии. Наличие плюрализма философских систем означало для него не реализацию свободы человеческого духа и проявление своеобразия культуры цивилизаций, а невозможность человечеству как единому целому взять на вооружение любую из них. С его точки зрения каждая отдельно взятая платформа была слишком узка, чтобы стать всемирной. Они могли оставаться памятниками культуры или вершинами человеческого духа, но не обладали способностью к универсализации, то есть не могли способствовать сближению мировоззрений различных типов.
Философия, наука и религия должны выступать равновеликими составляющими мировоззрения космистского типа, тремя главными аспектами цельного знания.
Рационализм и науко центризм как основания интеграции. Что общего имеет философия, наука и религия? Философия должна выступать как знание о предельных основаниях всех сфер бытия. Религия — как знание духовных оснований человеческого бытия и путей нравственного совершенствования. Наука является прежде всего строго доказательным, верифицированным знанием с выраженным деятельностно-практическим потенциалом. Согласно логике Циолковского, все три сферы общественного сознания имеют дело со знанием как таковым. Знание же должно выступать как объективное, универсальное, всеобщее, или по крайней мере иметь тенденцию к единению, если оно дифференцировано на практике. Используя методологию естественнонаучного подхода, новоевропейского философского рационализма и применив архетипическую рационализованную составляющую религиозных верований^ Циолковский занял позицию наукоцен- тризма.
Однако к точным наукам ученый относил не только математику, механику, физику, химию, но и биологию, этику, психологию. Свой вариант монизма он объявил научной философией, то есть знанием, подлежащим логическому обоснованию, доказательству, верификации, апробации на практике. Он считал это знание логически выводимым из знания общих законов развития мира. Оно должно было быть универсальным, применимым ко всем уровням развития материи и сознательной жизни Вселенной. При этом сам Циолковский зачастую опирался на чисто умозрительные математические расчеты и суждения применительно к гуманитарной проблематике. Его чрезвычайно интересовали перспективы применения методов точных наук в гуманитарных областях, в частности, зарождение историометрии в трудах А. Л. Чижевского, применившего методы математического и статистического анализа к историческим процессам.
Рационалистический подход апплицировался не только на общественные науки, но и на науки о человеческом духе. Это геометрический метод, примененный к психологии. Это эргономика в применении к языкознанию. Это отказ от крайностей эгоизма и альтруизма в нравственной сфере, реализованный в позиции разумного. эгоизма. Это применение математических методов в истории, социологии, этике. «Наши дома не обходятся без скреплений, наши одежды - без ниток. Математика проникает во все знания, как нитки во все одежды. Про какой бы отдел знания я ни говорил, подразумевается, что он более или менее прочно сшит математическими формулами - явными или подразумеваемыми» [Этика... КФ, с. 47].
Математизация философии имеет богатую историю. Этот подход был развит Пифагором и школой пифагореизма, Аристотелем, Николаем Кузанским, Бруно, Спинозой, Лейбницем и продолжен космистами А, В. Сухово-Кобылиным и К. Э. Циолковским, причем в совершенно разных стилях.
Сухово-Кобылин применил ряд математических символов для описания наиболее абстрактных, собственно философских понятий - Бога, бесконечности, потенциальной бесконечности - нуля. Циолковский широко применял математический аппарат на более конкретном уровне. Он использовал количественные методы, схемы, диаграммы, таблицы, графики в работах по психологии, этике, социологии. Здесь проявилось убеждение ученого в возможности количественного подхода и на этой основе досконального познания предмета с помощью методов точных наук. Большое значение он уделял количественным факторам, в частности, массе населения планеты, считая большое количество населения одной из движущих сил развития общества. По этому поводу он приводил прогнозы роста населения при максимально благоприятных условиях. В психологии им применен геометрический метод к расчету силы человеческих эмоций для обоснования идеи равенства суммы положительных и отрицательных эмоций, переживаемых человеком за всю его жизнь. Эту теорию сам Циолковский назвал теорией взбаламученного нуля. Она показывает динамику нарастания положительных ощущений в начале жизни, ровное настро-
ение в зрелом возрасте и преобладание отрицательных эмоций и страданий в старости, муки смерти.
В естествознании, технике, лингвистике, психологии, организации семьи, организации общественного труда, административного управления утверждалась оптимизация человеческой деятельности, выбор кратчайшего пути к результату на основе ясно сформулированной однозначной цели. Утверждая необходимость применения минимума трудовых затрат для получения максимального эффекта, доводя рационализм человеческих чувств, эмоций, действий до предела Циолковский стремился постигнуть ту унифицированную основу любых действий человека, которая обеспечила бы успех, продвижение вперед. Так он стремился к универсализации основных антропологических и социальных задач.
Унификация методов познания приводила к гносеологическому монизму. «Истина одна. Нам дает ее вселенная и мудрецы, Земля и небо. Если бы она была доступна всем людям, то не было бы такого большого различия во взглядах, обычаях, вере и т. д. » [Общий алфавит и язык, КФ, с. 13]. Посылка «истина одна» исходит из признания единой космической реальности, в недрах которой разворачиваются все аспекты мирового бытия. Единая реальность требует адекватного познавательного инструментария.
Еще по теме Критика К. Э. Циолковским философии и перспективы ее развития.:
- Критика К. Э. Циолковским науки и перспективы ее развития.
- Критика К. Э. Циолковским исторически преходящих форм религии.
- К. Э. Циолковский в европейской традиции критики Евангелий.
- ИЗЛОЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КРИТИКА ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА. ПРЕДИСЛОВИЕ
- § 5. Психоаналитическая философия К.Г. Юнга, феномен шаманизма и процесс индивидуации в сценарной перспективе развития коренных малочисленных народов Севера
- ЧЕЛОВЕК, МИР И БОГ В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
- Монизм в философии К. Э. Циолковского.
- V. Понятие сущности философии. Перспективы истории и систематики философии
- § 5. Диалектика как учение о развитии и перспектива устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера
- Критика философии
- Перспективы развития информатики
- ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Основные модели и перспективы развития