Эпохальное мировоззренческое значение открытий Галилея.

Великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564— 1642), гениальный математик и естествоиспытатель, — мыслитель совершенно иной творческой направленности по сравнению фактически со всеми натурфилософами Ренессанса (например, с более младшим Кампанеллой).

Отец хотел, чтобы Галилео стал врачом, и тот стал изучать медицину в Пизанском университете, однако неодолимая тяга к математике вынудила оставить медицину и в конце 80-х годов XVI в.

стать преподавателем математики в том же университете, а затем получить кафедру математики в знаменитом Падуанском (Венецианском) университете (1592— 1610). Математический гений Галилея развивался под влиянием идей Евклида, в известной мере — Платона и в особенности — Архи- 477

меда, которого он считал своим учителем. Внимательно изучал он и Аристотеля, в частности его естественно-научные труды — «Физику» и «О небе», которые играли большую роль в умозрениях о природе схоластиков, ставших совершенно неприемлемыми для Галилея. Конечно, он принял гелиоцентризм Коперника, который обосновывал одновременно с Кеплером, но по совершенно иным основаниям. Естественнонаучный и научно-философский масштаб исследований Галилея был шире, чем у Кеплера.

Астрономические открытия первого из них при помощи сконструированного им телескопа (давшего 30-кратное увеличение), известны нам со средней школы: «горы» (хребты) и «моря» (кратеры) на Луне, бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный путь (представлявшийся людям сплошной белой полосой), до тех пор невидимые спутники Юпитера. Обо всем этом Галилей поведал в сочинении «Звездный вестник» (1610, на лат. языке), принесшем ему всеевропейскую славу «Колумба неба». Переехав во Флоренцию, автор продолжил свои открытия: пятна на Солнце, фазы Венеры, световые явления вокруг Сатурна (его «кольцо»). В сущности, были разрушены аристотелевско-схоластические представления о небе и о планетах как совершенно отличных от Земли эфирных, совершенно круглых телах. У Галилея появилось множество сторонников не только в Италии (один из первых — Кеплер), но едва ли не меньше противников из числа схоластиков, отстаивавших традиционно-авторитарные представления о небе (некоторые из них телескопическую картину неба объявляли обманом зрения).

Характерно также, что на титульном листе своих произведений Галилей проставлял свое официальное звание «философа и первого математика великого герцога Тосканского».

Если математика уже считалась специальной наукой, то философия по-прежнему заключала в себе весь комплекс естественных наук, в том числе и астрономию, которую Галилей в отличие не только от Кампанеллы, но и от Кеплера полностью отделял от астрологии.

Исследования Галилея в области теоретической механики (динамики) не были столь эффектными и очевидными, но их мировоззренческое и философское значение стало еще более глубоким и многосторонним. Церковь весьма насторожили эти открытия (как и телескопические наблюдения неба), ибо теперь теория Коперника становилась не только математическо-гипотетической (что утверждалось в предисловии к его труду, написанном без ведома автора), но и «философской», т. е. совершенно объективной. Отсюда реакция римской курии, которая в 1616 г. наложила запрет на произведение Коперника как на «пифагорейское», — «вплоть до исправления» (тех мест, которые, по мнению церковных экспертов, претендуют на трактовку гелиоцентризма как объективной истины). Галилей получил предупреждение от курии впредь не писать ничего, что подтверждало бы такую трактовку. Приняв к сведению внушение, ученый не мог отказаться от дальнейшего обо- 478 снования гелиоцентризма. В 1632 г. он опубликовал (на итал. яз.) свой

замечательный «Диалог о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниковой». Хотя из дипломатических соображений автор делал победителем в споре сторонника аристотелевско-птолемеевской системы, сила аргументации двух других, весьма компетентных, участников «Диалога» (покойных друзей автора) делала несомненной истинность учения Коперника. Руководство церкви тоже это поняло. В 1633 г. состоялся знаменитый суд над Галилеем. Ученый был вынужден покаяться и отречься от своих «заблуждений», а его произведения пополнили инквизиционный «Индекс запрещенных книг» (совсем недавно папа Иоанн Павел II дезавуировал весь процесс над Галилеем), а сам он фактически оказался под домашним арестом.

<< | >>
Источник: В.В. Соколов. Философия как история философии. — М.: Академический Проект. — 843 с. — (Фундаментальный учебник).. 2010

Еще по теме Эпохальное мировоззренческое значение открытий Галилея.:

  1. Антропный принцип, его мировоззренческое и методологическое значение
  2. Мировоззренческое и философское значение астрономической теории Коперника.
  3. ГЛАВА IV МЕТАФИЗИКА, ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ, ИХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
  4. ЗНАЧЕНИЕ ОТКРЫТИЯ РЕЖИМА ДИУРНА ДЛЯ НАУКИ
  5. 2.3.3. Открытие Америки и ero значения для понимания истории человечества
  6. § 1. ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
  7. Механицизм в понимании природы Галилеем.
  8. 1. До Галилея и Ньютона
  9. Методологические и познавательные установки Галилея.
  10. 3. Функции философии, её роль в формировании мировоззренческой культуры личности.
  11. § 1. Мировоззренческая эволюция
  12. Подходы к мировоззренческой интеграции: исторические предпосылки.
  13. И.П. МАГИДОВИЧ, В. И. МАГИДОВИЧ. Очерки по истории географических открытий Новейшие географические открытия и исследования (1917 — 1985 гг.) Издание третье, переработанное и дополненное, 1986
  14. 3. Мировоззренческий статус валеологии и ее роль в современном менталитете
  15. С.С.Аверинцев «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ»-: ПОДСТУПЫ К ЯВЛЕНИЮ ЛОСЕВА
  16. § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников