I. История и социальная память 1.1. Социальная память

Каждый человек хранит память о своем прошлом: о своих родителях, о годах детства и юности, о деятельности на том или ином поприще, о своих успехах и неудачах. Именно память позволяет ему ощущать себя особой, ни на кого другого не похожей личностью, строить отношения с окружающими людьми, намечать планы дальнейшей жизни.

Человек, в силу каких-то причин утративший память, утрачивает и свою личность: он не знает, кто он и откуда, в каких отношениях находится с другими людьми и к чему стремится. Такому человеку можно внушить все что угодно и подтолкнуть его на любое действие.

Не только отдельный человек хранит память о своем прошлом, это свойственно и любому человеческому коллективу, любой социальной группе, начиная с коллектива какой-нибудь спортивной команды и кончая народами и нациями. Спортивный коллектив также хранит память о своем возникновении, о своих достижениях, успехах и поражениях, о ярких спортсменах и тренерах. То же самое верно и для коллектива учреждения или фирмы, для крупных общественных структур и институтов — армии, народного образования, медицины и т.п. Память о своем прошлом необходима любой социальной группе, для того чтобы ощущать свое единство, свое отличие от аналогичных групп, свою целостность. «Для того чтобы любая социальная группа обрела коллективную идентичность, — пишет американский историк Джон Тош, — ей необходимо общее понимание событий и опыта, постепенно формировавших эту группу. Иногда оно включает общепринятое поверие относительно происхождения этой группы, как это имеет место во многих национальных государствах; или акцент делается на ярких поворотных этапах и моментах символического характера, подкрепляющих представление группы о себе и ее устремлениях»1 . Память о прошлом социальной группы можно назвать «социальной памятью», чтобы отличать ее от индивидуальной памяти отдельного человека.

Важнейшим видом социальной памяти является, конечно, память того или иного народа о своем происхождении и своем прошлом. Самосознание каждого племени, народа, нации всегда опиралось на сказания и предания, легенды и мифы, повествующие о важнейших событиях его истории, о героях и законодателях, о победах и поражениях. Эти сказания и легенды заучивались наизусть и передавались от поколения к поколению. «Но было бы ошибкой предполагать, — продолжает Тош, — что социальная память характерна лишь для небольших, не обладающих грамотностью обществ. Ведь сам термин указывает на универсальную потребность: если отдельный человек не может существовать без памяти, то не может и общество, и это в равной мере относится и к большим технически передовым обществам. Любое общество черпает в своей коллективной памяти утешение и вдохновение, и общества, обладающие грамотностью, в этом смысле ничем особенным не отличаются от других»2 И в наше время каждый народ хранит память о своем прошлом, хотя устная традиция в передаче социальной памяти в значительной мере утратила свое значение с появлением хроник, летописей и иных письменных свидетельств.

В 1982 г.

на одном из заседаний Совета министров, на котором стоял вопрос о преподавании истории, президент Франции Франсуа Миттеран заявил, вызвав единодушное одобрение всех присутствующих: «Народ, не занимающийся изучени ем своей истории, — это народ, который утрачивает свою идентичность». Точнее, может быть, было бы сказать: «Народ, который не сохраняет своей социальной памяти». Память о своем прошлом помогает людям лучше и глубже понять настоящее, осознать свои взаимоотношения с другими народами, яснее представить себе возможное будущее. Особенно ярко консолидирующая и вдохновляющая роль социальной памяти проявляется в периоды резких перемен в жизни общества, в моменты опасности для существования нации. В такие моменты политики и государственные деятели часто апеллируют к ярким эпизодам из прошлого своего народа для того, чтобы сплотить и воодушевить сограждан, напомнив им о славных деяниях предков. Вступая в Первую мировую войну, французы вспоминали громкие победы Наполеона Бонапарта над Пруссией. Летом 1940 г., когда Англия один на один вела воздушную войну с Германией, У.Черчилль в своих выступлениях в Палате общин напоминал соотечественникам об их многовековой упорной борьбе с иностранными агрессорами, начиная с разгрома испанской Великой армады. План нападения на Россию Гитлер назвал «Планом Барбаросса» в память об императоре Священной Римской империи Фридрихе Рыжебородом. В трудные моменты истории социальная память народа оказывается источником духовной силы и патриотического воодушевления всего населения.

Как и память отдельного человека, социальная память сохраняет далеко не все события и эпизоды прошлого. Каждый человек помнит только какие-то отрывочные моменты и куски своей жизни: подаренную игрушку, отдельных школьных учителей и друзей, успехи или неудачи в учебе и спорте, первый поцелуй, начало трудовой деятельности и т.п. Едва ли вы встретите человека, который сумел бы рассказать вам день за днем свою жизнь хотя бы в течение одного последнего года. Так и народ сохраняет в своей памяти лишь наиболее яркие или трагичные эпизоды: битвы с внешними врагами, походы и завоевания, восстания и революции, крупные социальные преобразования. Череда таких наиболее значимых для народной памяти событий образует тот хребет, к которому крепятся менее значительные события и эпизоды. Главный остов памяти явля ется общим для всех представителей того или иного народа, а добавляемые к нему второстепенные события уже могут варьироваться у разных людей. Все мы помним Бородинскую битву как один из ярчайших эпизодов нашей истории, но память о сопряженных с ней событиях у разных людей может быть разной: один лучше помнит, скажем, смертельное ранение князя Багратиона на поле сражения, другой — совет в Филях или героическую защиту батареи Раевского. Но стержень, на который социальная память нанизывает события прошлого, у всех представителей данной социальной общности будет приблизительно одним и тем же. 1.2.

<< | >>
Источник: А. Л. Никифоров (ред.). Понятие истины в социогуманитарном познании [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; - М.: ИФРАН. - 212 с.. 2008

Еще по теме I. История и социальная память 1.1. Социальная память:

  1. 6. История, псевдоистория и социальная память
  2. Факторы, формирующие социальную память
  3. § 6. Память
  4. ГЛАВА 6. ПАМЯТЬ
  5. Грамотность и память
  6. Память и усвоение
  7. У.              Воображение и память
  8. Память
  9. Память
  10. 2. Память
  11. Память, воображение и речь