Формализм. Математика как создание формально непротиворечивых конструкций

Надо согласиться, что состояние, в котором мы находимся сейчас в отношении парадоксов, на продолжительное время невыносимо. Подумайте; в математике — этом образце достоверности и истинности — образование понятий и ход умозаключений, как их всякий изучает, преподает и применяет; приводят к нелепостям.

Где же искать надежность и истинность, если даже само математическое мышление дает осечку?

Д. Гильберт. О бесконечном

Формализм как особая программа обоснования математики связан с иной исторической традицией мысли, чем логицизм и интуиционизм (конструктивизм). Лейбниц искал источник самоочевидности математических утверждений в логических отношениях между суждениями и понятиями. Кант видел такой источник в априорных формах чувственного созерцания. Если Лейбниц по праву считается основоположником логицизма, то Кант волею судьбы стал основоположником сразу двух направлений в обосновании математики — интуиционизма (конструктивизма) и формализма, Кант считал, что хотя математические теоремы и следуют из аксиом согласно законам логики, сами они не являются принципами логики или результатом их практического применения. Математические суждения основаны на априорных формах чувственного созерцания — пространстве и времени, благодаря которым мы способны воспринимать расположение и границы объектов, последо- вательности событий. Математика есть наука о конструируемых объектах восприятия и мышления.

Гильберт принял общее направление обоснования математики Канта. Математика, по его представлению, не может быть основана только на логике. До всяких логических выводов в нашем созерцании уже должны присутствовать конкретные внелогические объекты. Чтобы логические выводы были надежными, число этих объектов должно быть конечно, они должны быть обозримыми во всех своих частях и представимы в нашем созерцании. Их существование, различие и следование друг за другом должны быть интуитивно очевидными настолько, что всякое сведение их к чему-то еще более простому становится излишним.

Как Кант, а затем и Брауэр, Гильберт считает, что если математика будет ограничена описанием логических связей объектов указанного вида, тогда никакие парадоксы в ней будут невозможны. Причина этого — отсутствие допущения актуальной бесконечности в рассуждениях об объектах данного типа. Но Гильберт, в отличие от Брауэра, не считал, что его подход к проблеме обоснования математики несовместим с трансфинитной математикой Кантора. Наоборот, он полагал, что канторовская теория трансфинитных множеств полностью реконструируема в терминах его финитной математики. Примирение конечной и трансфинитной математик, доказательство непротиворечивости всей системы можно назвать главной отличительной чертой гильберговского подхода.

<< | >>
Источник: Светлов Виктор Александрович . Философия математики. Основные программы обоснования математики XX столетия: Учебное пособие. — М.: КомКнига. — 208 с.. 2006

Еще по теме Формализм. Математика как создание формально непротиворечивых конструкций:

  1. Программа формализма: математика как конструирование формальных систем
  2. Программа конструктивизма: математика как создание потенциально доказуемых конструкций
  3. Интуиционизм и конструктивизм. Математика как создание интутивно и алгорифмически очевидных конструкций
  4. Логицизм. Математика как создание логически очевидных конструкций
  5. Идеальный тип как логическая конструкция
  6. 45. Право как явление цивилизации и культуры. Свобода, справедливость и формальное равенство как основание права.
  7. Математика как язык науки
  8. 4. Платонизм как философия работающего математика
  9. § 2. Формальная логика как наука
  10. 14.2. Недостатки формализма РТИ1 и пути их преодоления
  11. § 1. Формализм этики Канта
  12. Глава 12. Роль формализма в развитии науки
  13. Непротиворечивость логистических систем
  14. Непротиворечивость содержательной теории