ПОРЯДОК ИСТОРИИ

Представление о порядке — одно из господствующих в русском XVIII в. Генетически представление о порядке в том виде, в каком оно закрепилось в XVIII столетии, восходит к петровской идее регулярности, или, как тогда говорили, «регулярства», которая была перенесена на гражданскую жизнь из военной организации.
В основе государственного строительства Петра I лежали принципы организации армии, в частности, армейские уставы служили образцом для составления гражданских регламентов. Это подкреплялось введением системы наказаний гражданских чиновников аналогичной военной. Регламенты определяли работу государственных учреждений и чиновников. Каждое учреждение имело собственный регламент, содержащий кроме установленных принципов работы учреждения инструкции или «должности» деятельности каждого чиновника. Существовал также Генеральный регламент (1719— 1724 гг.), включавший в себя общие принципы организации работы государственного аппарата. Подобной иерархии регламентов не было нигде, кроме России. Военные принимали активное участие в государственном управлении. В основном они выполняли полицейские функции: от переписи населения, до сбора податей и поимке беглых крестьян. Многие государственные институты были подчинены военным. С целью содержания армии в мирное время была проведена податная реформа (1719—1724). С 1718—1719 гг. возвращающиеся из-за границы войска стали использоваться в качестве трудовых армий на строительстве крепостей, каналов и т. п.

По сути, идея регулярства обозначала те изменения и то новое, что привнесла в жизнь России деятельность Петра I. К ней неоднократно в течение всего века обращались самые разные авторы. Это и представители официальных кругов, и члены зарождающихся независимых от государства корпораций, например, масоны503. Регулярное в понимании Петра I означало упорядоченное, унифицированное и единообразное, всецело подчиненное, подвластное и подотчетное государству и при этом направленное на достижение «общего блага», совпадающего с интересами государства, и в конечном счете сводимое к интересам правителя. Регулярное представляет собой открытое и прозрачное пространство властных отношений. Согласно этой идее, государство может вмешиваться в частную жизнь своих подданных, детально регламентируя одежду, которую необходимо носить, дома, которые необходимо строить или перестраивать по установленному регулярному образцу, бороды, которые следует сбривать, фобы, в которых следует хоронить и т. д. и т. п. Были установлены специальные формы досуга и отдыха: ассамблеи, фейерверки, праздничные попойки..., посещение которых было обязательно504.

Идея «регулярства» противопоставлялась «старине». Соответственно, под «стариной» понималось все то, что ускользает от власти, что недоступно ее регламентирующему и контролирующему воздействию. Такова частная жизнь подданных, «вольные и гулящие» люди Руси, старообрядцы, боярские привилегии, церковное управление.

Одним словом, это все то, что не поставлено на службу государству, что живет по своим законам и обычаям. Старина не осталась только в прошлом. Напротив, она сопровождает ход реформ, тормозит и мешает их распространению и поэтому против нее направлена репрессивная государственная машина. По мнению С.М. Соловьева, «старина была синонимом невежества, тьмы; твердили, что только с начала XVIII века появился свет и разогнана тьма; отсюда необходимо низкое мнение о прошедшем, мнение, что у наших предков не могло быть ничего порядочного, как было у других народов»505. С.М. Соловьев, таким образом, видит в неприятии «старины» своеобразное психологическое препятствие, не позволяющее, в частности, заниматься историей.

В соответствии с идеей «регулярства» власть представляет собой строго иерархизированную систему чинов и должностей, оправдываемую и поддерживаемую божественным авторитетом. Феофан Прокопович в «Слове в день святого благоверного Александра Невского» изображает запоминающуюся картину таких отношений: «Аше же всякий чин от бога есть, якоже ведение второе показует, то самое нам нужднейшее и богу приятное дело, его же чин требует, мой — мне, твой — тебе, и тако о прочиих. Царь ли еси, царствуй убо, наблюдая да в народе будет безпечалие, а во властех правосудие и како от неприятелей цело сохранити отечество. Сенатор ли еси, весь в том пребывай, како полезные советы и суд не мэдоимный, не на лицо зрящий, прямый же и правильный, произносити. Воин ли еси, не обязуйся куплями, не обиди своих, во всех воинских уставах обучайся. Пастырь ли духовный еси, смотри, чесого требует от тебе пастырей начальник Христос: испражняй суеверие, отметай бабия басни, корми словом божиим овцы врученныя и оберегай от волков, кожами овчими одеянных. И тако подобие да смотрят- родители, что они чадам своим, чада — что родителем, мужие — что женам, жены — что мужем своим должни суть. Тако и господине о управлении и награждении рабов и рабы о угождении господине пешася долженствуют. И просто реши, всяк разсуждай, чесого звание твое требует от тебе, и делом исполняй требование его»506. Распространенность этого представления подтверждает современник Феофан Прокоповича Г. Бужинский: «... имат всяк собственный дар от Бога, всяк убо и да пребывает в звании, в нем же призван бысть»507.

Представление о порядке, об упорядоченности и взаимоподчиненности частей мира, прежде всего социального, постепенно овладевает умами. «Порядок есть душа всех дел, облегчитель всех трудностей, споспеше- ствователь разным удобностям и приятному житию наслаждению и охранитель наш от многоразличных досад», — рассуждал на исходе века Н.И. Новиков508. В то же время, как отмечали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, представление о порядке, регулярности государственного строя, определяемого нормативностью закона, приходило в противоречие с принципом самодержавия509.

<< | >>
Источник: А.В. Малинов. Философия истории в России XVIII века. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад». — 240 с.. 2003

Еще по теме ПОРЯДОК ИСТОРИИ:

  1. 2. ОБЪЯСНЯЯ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА «Порядок ограниченного доступа» и «естественное государство»
  2. 1. Основания и порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Порядок обжалования такого решения
  3. Глава X Законность, порядок, общественный порядок
  4. Тема 1. Что изучает история. Источники знаний по истории человечества (4 ч)
  5. 2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности.
  6. Схема русской истории и проблема начала истории
  7. ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ В ДРАМЕ — ДРАМА В ИСТОРИИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ)1
  8. Общие популярные обзоры истории Византии. Очерк разработки истории Византии в России. Периодика, справочные издания, папирология Краткий очерк разработки истории Византии на Западе
  9. Суд творит историю Политика под судом истории
  10. Журавлева И.А.. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, 2007
  11. А. А. ИсаевР. Дж. КОЛЛИНГВУД: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИКАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
  12. 3.13. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИX СИЛ ИСТОРИИ
  13. Латышина Д.И.. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие., 2005
  14. ТЕМА 14. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ. АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ
  15. Н. В. Зайцева. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века, 2008
  16. ВВЕДЕНИЕ История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу. Н.А. Бердяев 1.1. О предмете философии истории
  17. Соч.: Постижение истории. М., 1991; Цивилизация перед судом истории. М., 1996; A Study of History. V. 1-12. L., 1934-1961; Change and Habit. L., 1966.
  18. 2. ИСТОРИЯ, ИСТОРИКИ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ