Эмпирические исследования диссоциативных феноменов


Начиная с середины 1970-х гг., в США отмечается рост интереса к проблеме диссоциации, который обусловлен тремя основными факторами. Во-первых, американское общество столкнулось с проблемой де- задаптивных форм поведения ветеранов войны во Вьетнаме, которые во многом являлись последствиями пережитого ветеранами военного стресса.
Во-вторых, к этому времени появляются публикации исследований, посвященных проблеме детского сексуального и физического насилия, согласно которым это явление является не таким уж редким в американском обществе, как это считалось раньше. В-третьих, возросло число публикаций, посвященных описанию случаев расстройства множественной личности, характеризующегося тем, что в одном индивиде могут существовать две или более личностные структуры или личностных состояния, которые могут функционировать с той или иной степенью независимости друг от друга, время от времени беря контроль над поведением индивида. Согласно этим публикациям, пациенты с расстройством множественной личности часто имели историю длительной тяжелой травмы в раннем детстве. К наиболее значимым с точки зрения общественного резонанса можно отнести книги «Три лица Евы» (Thigpen В. W., Cleckley Н., 1957) и «Сибил» (Schrei- Ьег F. R., 1973), в которых документально описаны истории жизни пациентов с расстройством множественной личности.
Исследования диссоциации у участников боевых действий (Brans- comb L., 1991; и другие исследования) с использованием DES показали, что балл DES положительно коррелирует с выраженностью симптомов ПТСР, а степень диссоциативности, измеряемая DES, значимо выше у ветеранов с ПТСР. Анализ факторной структуры посттравма- тических симптомов у участников боевых действий, предпринятый в ряде исследований (Davidson J. и др., 1989) показал, что диссоциативные феномены являются одной из доминирующих черт посттравма- тических состояний. Ретроспективные исследования диссоциативных феноменов во время военной травмы показали, что интенсивность
пережитых в момент травмы диссоциативных феноменов у ветеранов с ПТСР была значимо выше.
Аналогичные результаты были получены в комплексном исследовании психологических последствий травматического стресса у беженцев и лиц, вынужденно переселенных из различных регионов России и республик бывшего СССР (Тарабри- на Н. В. и др., 1998).
Несколько исследований были посвящены взаимосвязи между выраженностью диссоциативности и ПТСР, пограничного расстройства личности и диссоциативными расстройствами у психиатрических пациентов, имеющих в анамнезе истории физического и/или сексуального насилия в детстве (Coons et al., 1989; и другие исследования).
В исследованиях последствий детского психотравмирующего опыта показано, что балл DES у пациенток с историей детского насилия был значимо выше по сравнению с пациентками не пережившими в детстве насилие. Тем не менее, величина балла DES не была связана с диагнозами ПТСР или диссоциативных расстройств на этой выборке, что отличается от результатов, полученных Кунсом (Coons et al., 1989).
В ряде исследований обнаружена значимая достоверная связь между тяжестью травматического опыта у лиц, переживших в детстве психотравмирующие ситуации, связанные с физическим и/или сексуальным насилием, тяжестью симптомов ПТСР и наличием диагноза пограничного расстройства личности. У пациентов с диагнозом пограничное расстройство личности балл DES был значимо выше, чем у пациентов без такого диагноза.
В других работах, где использовалось Структурированное клиническое интервью для диагностики диссоциативных расстройств (SCID-D), показана высокая распространенность историй детского насилия среди пациентов с диагнозами диссоциативных расстройств и расстройств личности.
Эти исследования убедительно демонстрируют, что диссоциация играет важную роль в развитии психопатологии, связанной с травмой (Spiegel D., Cardena Е., 1991; Marmar С. R. и др., 1994; Tarabrina N. и др., 1997).
<< | >>
Источник: Тарабрина Н. В.. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер — 272 с: ил. —(Серия «Практикум по психологии»).. 2001

Еще по теме Эмпирические исследования диссоциативных феноменов:

  1. Виды эмпирического исследования
  2. Теоретические функции эмпирического исследования
  3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней исследования
  4. § 6. Схема организации эмпирического исследования
  5. 2. Эмпирические социальные исследования во Франции
  6. 1. Эмпирические социальные исследования в Англии
  7. 5. Неопозитивизм и методология эмпирического социального исследования
  8. Глава шестая Эмпирические социальные исследования в XIX веке
  9. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  10. Эмпирические исследования 1930—1970-х гг.: одномерная и многомерная стратификации
  11. Глава 4. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
  13.   IV. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
  14. Глава 1. Проблемы измерения, возникающие в эмпирических исследованиях
- Cоциальная психология - Возрастная психология - Гендерная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология лидерства - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -