Этнография

  В США культурная антропология объединяет этнографию и этнологию, а у европейцев все они числятся чаще всего как различные науки. При этом этнография выполняет функцию эмпирического базиса, а этнология — теоретической надстройки.
Одна собирает, другая обобщает. В западно-европейских странах, утверждают Ю.В. Бромлей и С.А. Токарев130, термином «этнография» обозначается описательная дисциплина в отличие от теоретической — этнологии. В СССР в этнографию включали оба исследовательских уровня: и описательный, и теоретический. По существу, эта традиция сохранилась до наших дней.
Термин «этнография» более привычен для представителей русской культуры, поскольку в советские годы антропология практически не получила развития и этнография служила как бы ее заменителем. Но в какой степени она способна выполнить эту функцию, являются ли две науки — антропология и этнография — синонимами или это две разные науки, с этим мы попытаемся разобраться.
Этнографию часто путают не только с антропологией, но и с этнологией, поэтому в научных словарях, определяя этнографию, в скобках часто упоминают этнологию как ее эквивалент либо очень похожую на нее дисциплину.
Этнография (от греч. ethnos — племя, народ + ...графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. В ряде славянских языков в качестве кальки с наименования «этнография» используются термины «народоведение» (рус.), narodopis (словац., словен.), ludoznawstwo (пол.) и др. Аналогичным образом в Греции получил хождение термин «лаография». В немецкоязычной литературе изучение традиционного образа жизни народов издавна подразделяется на Volkerkunde и Volkskunde, причем распространенным является представление, что первая из этих дисциплин изучает народы, отставшие в своем развитии, а вторая — развитые, и прежде всего собственный народ. Подобное деление имеет место и в ряде скандинавских стран: например, в Швеции и Норвегии Folkeminer и Folklivsforsuing (в Дании первому термину соответствует Folkeminder). В качестве аналога немецкого Volkskunde в романоязычных странах закрепились термины, соответствующие русскому «народные традиции» (во Франции — tradiciones populaires, в Италии — tradizoni populari, в Испании — tradiciones populares). Подчас эквивалентом Volkskunde в ряде европейских стран выступает и термин «фольклор». Что касается англоязычных стран,
то распространено мнение, что здесь основным аналогом этнографии является социальная (Англия), культурная (США) антропология131.
В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный; 2) быт житейский; 3) быт нравственный; 4) язык. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей. Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому доказать единство человеческого рода, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни132.
Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. за рубежом связано с эволюционной школой (Э. Тэйлор, Л.Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца XIX в. исследуются региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Объектом исследования являлись живые первобытные общества. Отсюда наименование этнографии как «науки о живой старине». На первых порах этнография исследовала не столько общественные отношения, сколько культуру. Главным методом сбора эмпирической информации было и остается полевое исследование. Постепенно горизонт этнографии расширился до изучения культуры традиционного общества в целом, куда первобытное общество входило только как один из элементов. Ученые стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и ее трансформацию под влиянием капитализма. Постепенно в ряде стран, в том числе в СССР, на правах самостоятельных дисциплин выделились два раздела этнографии: 1) этнография первобытности; 2) этнография крестьянства. История становления этнографии в единстве двух ее составляющих, прослеженная Ю.И. Семеновым133, позволяет заключить следующее. В Англии к моменту появления этнографии крестьянская культура уже исчезла, уступив месту промышленности, — сохранились только письменные
источники, которыми активно занимались фольклористы и историки. Единственным объектом оставались заморские колонии, где во множестве обитали первобытные общества, а в некоторых, например в Индии, и живые крестьянские общества. Но эти исследования чаще всего не рассматривались как относящиеся к этнографии, тем более что их объектом была не столько крестьянская культура, сколько крестьянская община. В США традиционное крестьянство никогда не существовало, но зато отчасти рядом с американским обществом, отчасти в его недрах существовало множество индейских обществ, относимых к первобытным. Поэтому этнография здесь возникла как наука почти исключительно о живых первобытных обществах. В Германии, где крестьянство в отличие от Англии продолжало существовать, этнография зародилась прежде всего как наука о простонародной культуре, и только потом, с превращением Германии в колониальную державу, появилась возможность изучать живую первобытность и развивать ее этнографию.
В России в силу особенностей ее развития крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку граница между ними носила относительный характер, для обозначения двух дисциплин обходились одним термином — «этнография». Применительно к первобытности этнографы называли объекты своего исследования народами или племенами, применительно к цивилизованным обществами — просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией.
На территории России этнографы изучают не только традиционное крестьянство и русскую поземельную общину как его основу, но также традиции и быт кочевых народов, в давние времена населявших нашу страну. Этнография исследует общее и особенное в традиционной культуре кочевников и ее генезис, происхождение и формирование отдельных компонентов культур кочевников разных этнических групп, хозяйственный и бытовой уклад номадов, их социальную организацию, особенности семейнобрачных отношений, взаимодействие с соседними народами, пути перехода к оседлости, судьбы кочевников в современном мире, этнический состав и этнические процессы у них.
Часто описание этносов, или народов, дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно наметилось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 1930-х гг. в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разделам этнологической
науки уделялось все меньше и меньше внимания, что нашло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавказа, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах получила меньшее развитие, при Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фундаментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии, истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклассовом и раннеклассовом обществах и т.д.
В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды
С.А. Арутюнова, С.П. Толстова, А.М. Золотарева, М.О. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.). Географический принцип является ведущим в систематизации этнографических знаний в рамках этногеографии. Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позволило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в развитии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капиталистического общества, была религия. Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия — этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобытной и/или крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпирической информации, а под этнологией — изучение тех же объектов и процессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга.
Развитие теоретического слоя знаний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюрк- гейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса и др. В конце XIX — начале XX в. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Ф. Боас и др.), отказавшиеся от старых эволюционистских подходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а культуры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, которую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л.Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным предметом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим — «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах.

В результате в середине XX в. сформировалось три науки вместо одной: I) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое место выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитивных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стратификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитивных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная — из первичности социальной структуры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки — социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают культурную антропологию. В рамках социальной антропологии в XX в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности, антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы, антропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и родственные организации, антропология войны (anthropology of war), исследующая конфликты и войны в первобытном обществе, и др.134
Хотя в России этнографию понимают как самостоятельную науку, в которой есть собственные теории и эмпирические методы, в США на этнографию смотрят преимущественно как на эмпирический базис социальной антропологии, призванный обеспечивать антропологов бесценными фактами, но не обязанный вырабатывать собственные теории. В научной и учебной литературе, издаваемой в США и Великобритании, можно очень часто встретить неожиданное словоупотребление: авторы пишут об антропологах, но нередко называют их этнографами. Это не ошибка. Стоит приглядеться внимательнее, и все встает на свои места: этнографами антропологи становятся лишь в тех случаях, когда проводят полевые исследования и собирают факты. Все остальное время они выполняют свои непосредственные профессиональные обязанности и остаются антропологами. К. Гирц, авторитет американской антропологии, этнографией называет эмпирическую практику полевых исследований (fieldwork), которую он не сводил к совокупности технических приемов. Сходные воззрения мы обнаруживаем и у других антропологов.
В США от 3 до 5 тыс. этнографов и антропологов. Учебные курсы по этим наукам читаются в сотнях университетов страны. Помимо университетских кафедр центрами научной этнографи-

ческой деятельности служат десятки специализированных музеев, среди которых известностью пользуются American Museum of Natural History (Washington), Carnegie Museum (Pittsburgh), Chicago Natural History Museum (Chicago), Peabody Museum of Natural History (New Haven), Peabody Museum of Archaeology and Ethnology Harvard University (Cambridge, Mass). Они издают альбомы, видеофильмы, серии научных трудов, имеют свои веб-сайты. Кроме того, функционирует ряд научных этнографико-антропологических обществ: Американская антропологическая ассоциация, Американское фольклорное общество, Американское общество этноистории, Американское этнологическое общество, Общество прикладной антропологии, Межамериканский индианистский институт, Католическая антропологическая ассоциация и др. Регулярно они проводят международные конференции и симпозиумы, фестивали этнографических и антропологических фильмов.
Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведется на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто является ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Этнографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпирических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете. Как правило, этнографы подолгу живут в небольших общинах, изучая местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты.
В последнее время российские специалисты восстановили традиции нашего великого соотечественника Н. Миклухо-Маклая и после векового перерыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности около берегов Австралии. Продолжается специализации этнографического знания, возникают новые направления, научные школы, тематические области и субдисциплины, в том числе этнография питания, потестарная этнография, этнография детства, феминистская этнография, петербургская этнография, ретроспективная этнография, диспер- сивная этнография, сакральная этнография, историческая этнография, этнографическая социология, этнографическая линг-

вистика, этнография переписи, этнография любви, постмодернистская этнография, этнография народов гор, этнография чеченской войны, этнография страсти, этнография в интерьере, электоральная этнография, этнография сновидений, этнография города, этнография коренных народов Северной Азии, этнография Айат, этнография культурных стереотипов, этнография Сибири, этнографические веб-ресурсы, этнографический Интернет и др.
<< | >>
Источник: Добреньков В.И., Кравченко Л.И.. Социальная антропология: Учебник. 2005

Еще по теме Этнография:

  1. Изучение этнографии Африки
  2. Наблюдение у этнографов и антропологов
  3. Изучение этнографии Африки в Европе и Америке
  4. Этнография детства
  5. Львова Э.С.. Этнография Африки, 1984
  6. С.А. Маланин , учитель художественного ремесла и этнографии
  7. 2.6.3. Возникновение этнологии, первобытной археологии и палеоантропологии
  8. СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
  9. «СОЦИОЛОГИЗМ» и ИДЕЯ «ТОТАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА»
  10. Принципы антропологического исследования
  11. Предисловие
  12. Этносоциология