Создание журнала

И все-таки журнал был создан! Как же произошло, нет, как могло произойти это после категорического, публично высказанного Ждановым отрицательного отношения к самой идее о необходимости нового философского журнала? Однажды, это было, вероятно, в середине или во второй половине июля 1947 года, Жданов неожиданно вызвал меня к себе и сообщил мне, как инициатору постановки вопроса о новом журнале на только что закончившейся философской дискуссии, что он, Жданов, с самого начала имел предварительное указание от И.В.Сталина не давать согласия на создание философского журнала. Но после окончания дискуссии он, Жданов, информировал Сталина о том, что философы все же проявили сильное желание иметь свой особый журнал; на это Сталин, по словам Жданова, ответил ему, что если они так уж хотят иметь свой журнал, то надо им это разрешить, но напомнить, что отвечать за него придется им самим, причем своими собственными головами.

Таким образом, разрешение на создание журнала бышло получено.

Передав мне слова Сталина, Жданов сказал, что журналу придется в первом своем номере напечатать материалы философской дискуссии, и подчеркнул этим еще раз, что новый журнал родится из дискуссии.

Далее Жданов спросил меня о возможном названии журнала, но я ответил, что еще не успел подумать на этот счет, что все это для меня — так радостно и неожиданно. Жданов же сказал, что для оформления решения о новом журнале надо дать ему обязательно название, и добавил, но такое, чтобы оно не было крикливым, а было деловитым, серьезным, научным. Он сказал, что кто-то ему уже успел подсказать, чтобы назвать журнал «За советскую философию!». Но это название, по его мнению, неудачно, так как речь идет в данном случае о чем-то большем, чем о подобном лозунге, а такое вот название больше подходит к передовице, а не к боевому серьезному журналу по марксистско-ленинской философии. Я вспомнил, что незадолго перед тем стали выходить «Вопросы истории», и мне показалось, что и в данном случае можно было бы пойти по такому же пути, назвав новый журнал «Вопросы философии». «Ну, что ж, пожалуй, так будет лучше», — согласился Жданов.

Затем он просил подумать о главном редакторе будущего журнала и сообщил, что кандидатура, выдвинутая на этот пост Г.Ф.Александровым (Л.Ф.Кузьмин), не годится. Жданов добавил, что он скоро (чуть ли не завтра) соберет ряд ведущих философов, чтобы решить этот вопрос вместе с ними.

И действительно, вскоре же он пригласил к себе, насколько я помню, М.Б.Митина, П.Ф.Юдина, М.А.Лео-

т* нова и меня, сообщил официально, что вопрос о создании нового журнала решен положительно и что надо выдвинуть кандидатуру главного редактора. Митин и Юдин назвали сразу же кандидатуру Леонова, который работал с А.А.Ждановым в Горьковском губкоме партии в бытность Жданова его секретарем, а Леонов был тогда зав.агитпропом. Со своей стороны, я тоже поддержал кандидатуру Леонова, которого хорошо знал по работе в Институте философии. Леонов же как-то не сразу понял, о чем идет речь (он был почти совсем глухой), прикладывал часто руку к уху и растерянно спрашивал: «А? Что?»

Жданов сказал: «Ну что же, если философы так дружно поддержали кандидатуру М.А.Леонова, мы ее принимаем».

На другой день должно было выноситься решение о журнале. Но утром меня снова вызвал к себе А.А.Жданов и прочел мне письмо, которое он только что получил от Леонова. Леонов извинялся, что накануне плохо расслышал, о чем шла речь, и писал, что Не может быть главным редактором нового журнала, ссылаясь на плохое состояние здоровья. «Значит, Леонов отпал, и теперь остаетесь вы, — сказал мне Жданов. — Вы ставили этот вопрос, вам и надо браться за него, а мы вам поможем, хорошо зная, какое это трудное дело».

Нечего говорить о том, что я с радостью принял это поручение и сказал, что готов отдать журналу все свои силы.

Затем я присутствовал на заседании, где было принято решение о журнале и о назначении меня в качестве его главного редактора. При этом Жданов дал мне характеристику с партийной, деловой и научной стороны и сказал о моем выступлении на дискуссии.

Так во второй половине июля 1947 года был формально создан журнал «Вопросы философии». Мне было дано 10 дней для представления списка членов его редколлегии.

Тут же помощники А.А.Жданова передали мне полный текст материалов философской дискуссии для помещения их в № 1 журнала, причем строго-настрого запретили вносить какие-либо изменения, поскольку, как они сказали, по указанию И.В.Сталина дискуссия была совершенно свободной и каждому была предоставлена возможность говорить все, что он хотел или считал нужным сказать. Мне было дано несколько дней на то, чтобы выпустить в свет весь этот материал в № 1 журнала. Я не стал перечитывать устных выступлений, которые я слышал все до единого, но тексты приложенных речей прочитал очень внимательно. Среди них я обнаружил несколько речей, в которых, на мой взгляд, содержались совершенно недопустимые вещи; публиковать такие вещи, по-моему, было нельзя, даже несмотря на указание Сталина.

Сейчас я помню два таких случая. Во-первых, в тексте речи проф. А.К.Тимирязева обливались буквально грязью наши советские ведущие физики — А.Ф.Иоффе, В.А.Фок, С.И.Вавилов и другие, как в философском, так и в идейно-политическом отношении. Во- вторых, не годился весь текст от начала до конца речи некоего Аджемяна, который проводил идею о необходимости союза между философией диалектического материализма и православием. Он писал, что подобно тому, как при наличии трактора нужна и лопата, так в борьбе против католицизма и Ватикана может пригодиться нам (как «трактору») и православная церковь в качестве идейного союзника («лопаты»),

Я написал Жданову письмо, что, будучи главным редактором, не могу подписать к печати подобные вещи, так как они позорят нашу философию, и просил разрешения вычеркнуть из текста речи А.К.Тимирязева клеветнические выпады против ведущих физиков, а текст речи Аджемяна снять совсем.

Через несколько дней Жданов пригласил меня к себе и прочитал свое письмо к Сталину по поводу моих предложений. Он пояснил при этом, что так как от Сталина исходило указание провести дискуссию как совершенно свободную, то теперь для любого ограничения чьего бы то ни стало места требуется личное разрешение от Сталина. В ответ же на письмо Жданова, по его словам, Сталин ему позвонил и дал согласие на предложенные мною изменения.

Далее Жданов сказал, что он хотел бы, чтобы вступление «От редакции» к выходу № 1 журнала, а тем самым к публикации материалов философской дискуссии, было предельно кратким, странички на полторы, не больше. «Потом вы уж сами будете подробно излагать свои проблемы и пути их решения, а сейчас пока самое главное — материалы философской дискуссии, которую провел ЦК партии. Их надо скорее довести до сведения широкого читателя», — так примерно сказал Жданов. Он сказал также, что журнал должен в первую очередь привлечь в качестве авторов участников философской дискуссии, а также стремиться к тому, чтобы в каждом номере появлялись новые имена философов, ранее еще не выступавших в печати.

Я спросил его: можно ли его имя назвать в числе активных участников нашего журнала? Подумав немного, он ответил: «Не надо».

У него на столе лежало несколько эскизов обложки нового журнала. На двух из них были довольно витиевато выведенные буквы. «Правда, ведь это не подойдет?» — спросил меня Жданов, и в тоне, каким был задан вопрос, слышался уже ответ. И он остановился на самом простом, но зато очень четком начертании букв «Вопросы философии». Все последующие годы обложка нашего журнала неизменно сохраняла свое первоначальное оформление, так хорошо знакомое всем его читателям.

Наконец, Жданов сказал, что философский журнал должен быть толстым, листов (печатных) на 25 и выходить не так часто, как обычные журналы, а раза три в год.

Пока не была еще утверждена редколлегия, мы вместе с первыми сотрудниками редакции — О.Я.Фридланд, З.А.Каменским, Н.В.Завадской и другими, сидя день и ночь в здании «Правды», готовили к изданию № 1 журнала с материалами философской дискуссии. Здесь нам оказали большую помощь директор издательства «Правда» А.М.Ревин и его заместитель Б.А.Фельдман (позднее директор издательства «Правда»). Статью «От редакции» я написал, следуя указанию Жданова, на полутора страницах. Начиналась она так: «Создание нового журнала «Вопросы философии» — большое событие на философском фронте. Потребность в таком журнале давно назрела». Далее говорилось о том, что философская дискуссия «вызвала движение научно-философской мысли и показала, насколько велика у нас потребность в живой, смелой, творческой разработке актуальных вопросов советской философии. Дискуссия всколыхнула широкие слои наших философов, обнаружила новые философские силы и подсказала новые формы для выдвижения и пробы этих сил. Одной из таких форм явился и наш журнал. Он прямо родился из дискуссии»1. Затем коротко формулировались стоящие перед журналом задачи: творчески разрабатывать вопросы о закономерностях нашего общества, теоретически обобщать практику соцстроительства; вести развернутое наступление на пережитки капитализма в сознании советских людей; вести наступательную борьбу против реакционной буржуазной идеологии; творчески обобщать открытия современного естествознания.

Далее говорилось: «Журнал призван объединить всех советских философов, привлечь широкие слои советской интеллигенции... При этом необходимы творческие споры, необходима острая большевистская критика и самокритика... Чем плодотворнее будут проводиться научные дискуссии на страницах журнала, тем успешнее он справится со своими задачами. Образцом такого свободного, научного обсуждения служит недавно закончившаяся философская дискуссия...»1.

Статья «От редакции» заканчивалась горячим призывом редакции журнала к самым широким кругам наших философов активно сотрудничать в новом журнале.

31 июля 1947 года № 1 «Вопросов философии» был подписан мною к печати. Эта дата может считаться днем рождения нового журнала.

<< | >>
Источник: В.А.Лекторский (ред..). Философия не кончается... Из истории отечественной философии. XX век: В 2-х кн. Кн. I. 20 —50-е годы. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). - 719 с.. 1998

Еще по теме Создание журнала:

  1. ДЕФЕКТОЛОГИЯ ДИДАКГ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ им. С. С. КОРСАКОВА Журнал практического психолога
  2.   Журнал обследования
  3. Журнал «Планета»
  4. Мобильный журнал
  5. Журнал логопедических занятий
  6. Б.М.Кедров Как создавался наш журнал
  7. Начало реального рождения журнала. Первые серьезные трудности на его пути
  8. «Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича».
  9. М.А. Колеров Философский журнал «Мысль» (1922)
  10. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Об обсуждении журнала «Вопросы философии» в Академии общественных наук при ЦК КПСС
  11. Мыслитель и человек (материалы «круглого стола» журнала «Вопросы философии»)4
  12. Ответы Игоря Добротворского на вопросы корреспондента журнала «Карьера» № 9 2000 г.
  13. Юлия Арская Журнал коллежского советника Павла Ивановича Чичикова
  14. НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАТРОНУТОГО В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ МОЕГО СЫНА
  15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПАСХИ» Психологическое обозрение