НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАТРОНУТОГО В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ МОЕГО СЫНА
ТОТ ребенок, совершенно еще не искушенный
в вопросах, связанных с учением и книгами,
несколько недель тому назад сидел рядом с матерью и играл сам с собой. Сыночек,— сказала ему мать,— завтра папины именины, не хотел ли бы ты ему что-нибудь приготовить в подарок? Конечно, если бы я умел писать,— ответил малыш.
Мать сказала: Я уж за тебя напишу, если ты мне скажешь что.
Не долго думая, он сейчас же стал готовиться: начал
ходить взад и вперед по комнате, бормоча что-то про себя и произнося нараспев то, что ему хотелось сказать. Вскоре он подошел к матери, прижался к ней и, улыбаясь, молча стал смотреть ей в лицо. Что тебе, милый? — спросила мать. Ты сама хорошо знаешь,— ответил мальчик. Ты подготовил что-нибудь для папы? Д-да, если ты согласишься сейчас написать.
Тогда мать записала за ним слово в слово нижеследующее (он говорил ей нараспев и сказал, что это, должно быть, стихи):
Я желаю своему дорогому папе в день именин,
Я желаю, чтобы ты долго, долго жил,
И я благодарю тебя сотни тысяч раз За все доброе, что ты для меня сделал.
Я благодарю тебя, что ты воспитывал меня так славно
и весело,
Я благодарю тебя еще тысячу раз за твои благодеяния, Которые ты мне оказывал во все время моей жизни,— Тысячи и тысячи раз, и я не знаю, сколько еще раз Хочется мне тебя благодарить.
Теперь я хочу тебе сказать все так, как льется у меня
из сердца.
Я рад, я ужасно рад,
Если ты можешь сказать:
«Я воспитал себе сына на радость»,
И мне также радостно,
Глубоко радостно на сердце,
Если я могу сказать:
«Я его удовольствие и его радость».
Тогда только я поблагодарю тебя
За то, что ты сделал для меня в моей жизни.
Это и тебя и меня порадует В тот день, когда я смогу это сказать.
Тогда мы вместе будем веселиться И будем радоваться всю нашу жизнь.
Тогда мы вместе обратимся к богу,
И наша дорогая мама будет вместе с нами молиться;
Тогда мы вместе будем работать, как овечки,
Для того чтобы мы могли прожить свою жизнь
порядочно и богобоязненно,
И были довольными тем, что бог нам дает.
Иди теперь сюда, дорогой папочка!
Мы будем друг друга любить и целовать,
И маму,
И я обеими руками Соединю все наши три головы. *
*
Читатель! Если меня ослепляет мое отцовское чувство, скажи это мне. Может ли лучшая школа и искусственное воспитание больше развить в ребенке те наиболее существенные свойства, которые должны быть в этом возрасте присущи каждому ребенку, и лучше ли они готовят его к тому, что должно быть ему наиболее полезным, когда он превратится во взрослого человека?
Имеется ли у ребенка, посещающего школу, в таком чистом виде это незатемненное, естественное понимание
истинного назначения человека и того, что должно служить основами мудрой и добродетельной жизни? Считаешь ли ты недостатком, читатель, что он научился познавать бога не из искусственных слов, а из доброго естества бога и из видимых для него божеских благодеяний?
Считаешь ли ты недостатком, читатель, что свои первые познания о мире он извлек из моей жилой комнаты, а не на примерах Рима, Греции или Иерусалима? И что первые знания о своих обязанностях он получает и усваивает из своих отношений ко мне и своей матери, а не извлекает их из объяснений разных людей, которые ссорятся друг с другом из-за словесных определений этих обязанностей и во всех отношениях остаются для него чужими и незнакомыми.
Читатель! Сомневаешься ли ты в том, что многие люди, которых мой ребенок еще не знает, будут мешать ему идти твердым шагом по пути раскрытия истины, которая будет встречаться ему в жизни?
Полагаешь ли ты, что недостаток словесных знаний в раннем возрасте помешает развитию знаний о предметах, которым он себя посвятит? Если да, то твой опыт и твои взгляды прямо противоположны моим.
Друзья истины! Возможно, что самое главное, что сейчас необходимо предпринять на земле,— это вновь значительно приблизить к отцам и матерям детей всех сословий, поскольку они в этом столетии были повсеместно отдалены от родителей; вторая задача—это не до- •пустить того перенапряжения, которое губит молодое поколение Европы в результате форсирования его преждевременного умственного и физического созревания. По моему убеждению, решить эту двойную конечную задачу можно только путем возрождения того уважения, которое наше старшее поколение питало к священным узам семейного очага, к положению отца и матери семейства.
Правда, наряду с другими неудобствами это уменьшило бы чрезмерную славу и силу тысяч чужих людей, которые в угоду государству, любимцу театральной публики, господу богу и всему свету до такой степени воспитывают и обрабатывают наших бедных детей, пока они из послушания не заболеют физической или умственной чахоткой или же от несдержанности не оплюют и не выгонят бездарных учителей своих детских лет.

Сын И. Г. Песталоцци Яков (Жакели)
Тот факт, что приходится еще говорить о том, что дети должны находиться под надзором отца, который в тысячах случаев лучше всех знает и умеет то, что больше всего необходимо знать и уметь его детям, кажется мне наиболее огорчительным признаком отсутствия в нашем веке основных принципов воспитания в человеке истинной и приносящей ему счастье мудрости.
Не может быть, конечно, ни счастливым, ни мудрым тот век, в котором истинность подобных вещей не является общепризнанной, проверенной на опыте и не вызывающей никаких сомнений, вопросов и необходимости в дальнейшем ее подтверждении. Если ребенок должен узнать больше и научиться большему, чем его может научить его отец, то учитель должен так вплетать свою подсобную работу в работу отца, как ткач вплетает рисунок цветка в целую полосу ткани. Если же учитель не растворится, так сказать, в работе отца и, невзирая на то, что он чужой человек, все же захочет оказывать преимущественное влияние на ум и сердце своих воспитанников, то в этом случае только при наличии особенно неблагоприятных семейных обстоятельств результаты его деятельности могут стать лучше результатов родительского воспитания. Очень редко бывает, чтобы родная почва не являлась самой благоприятной для любого растения, и так же редко бывает, чтобы отцовское воспитание не было бы лучшим для любого ребенка.
Не я также хорошо знаю, что роскошь, суеверие, третья двадцатая доля * и всякого рода другие обстоятельства на нашей бедной земле приводят к тому, что почти никто уже не может в полной мере выполнять по отношению к своим детям обязанности отца и матери; и, учитывая это, приходится считать положительным фактом, что в качестве средства против этой болезни учредили школы и настойчиво и твердо следят за тем, чтобы бедный народ аккуратно принимал это лекарство, пока он этим болеет. Однако нельзя все же не сожалеть, что народ принимает это лекарство со времени Реформации уже в течение 250 лет с такими большими трудностями и с таким малым результатом.
Но что я все время говорю о вещах, которые касаются почти всего человеческого рода, хотя прекрасно знаю—именно потому в наше время так много зла на свете,— что во всех уголках тысячи людей говорят обо
всем человечестве и лишь очень немногие говорят о своих ближних и о том, что происходит перед дверью их дома?
В этой связи, читатель, я хочу рассказать тебе еще кое-что о своем ребенке.
Когда несколько лет тому назад к нам пришло известие о смерти его бабушки, которую он очень мало знал, и его мать горько плакала, лежа на кровати, ребенок обнял мать, заплакал вместе с ней и сказал: «Правда, мама, ты сейчас то же самое чувствуешь, что чувствовал бы я, если бы ты умерла».
Полученное им воспитание сделало его очень склонным к игре и радости, к свободе; каждый видит, что это является полной противоположностью обычным представлениям о покорности и усидчивости. Поэтому многие мудрые люди испуганно спрашивают меня, чем это кончится, и боятся всяких подводных камней. Но я не боюсь и не думаю, чтобы кто-нибудь продолжал опасаться за него, если бы в последнее время внимательно наблюдал мальчика и видел выражение силы, решительности и убежденности, с которой он отвечал мне в разговоре о необходимости трудолюбивой и деятельной жизни: Да, папа! Это правда. Нужно работать, и я хочу научиться какой-нибудь работе; но когда я этому научусь, ты уж не должен будешь так много работать. Я хочу, чтобы ты лучше подольше жил и меньше работал.
Читатель! Неужели этот ребенок использует во зло радостные годы своей юной жизни для того, чтобы подготовить себя к безделью? Я этого не боюсь, а поскольку не боюсь, постольку не вижу никакого вреда от мнимых упущений в воспитании в ранние годы его жизни. Наоборот, я вижу, что они очень полезны.
Еще по теме НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАТРОНУТОГО В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ МОЕГО СЫНА:
- ДЕФЕКТОЛОГИЯ ДИДАКГ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ им. С. С. КОРСАКОВА Журнал практического психолога
- Д. ПРИСТЛИ ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ОТДЕЛЬНЫМ МЕСТАМ В СОЧИНЕНИИ «ИССЛЕДОВАНИЯ О МАТЕРИИ И ДУХЕ»
- § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания
- ДНЕВНИК ПЕСТАЛОЦЦИ О ВОСПИТАНИИ ЕГО СЫНА
- 6.1. ПОНЯТИЕ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
- ЦАРСТВОВАНИЕ НЕХТОНА, СЫНА ДЕРИЛЕ, И ПРИХОД К ВЛАСТИ ЭНГУСА, СЫНА ФЕРГУСА
- МЕТОД 2. РЕСИНТЕЗ ПРОШЛОГО
- Проблемы школьного советского воспитания Методы воспитания
- Социальная педагогика как метод обучения и воспитания. Классификация методов социальнопедагогической деятельности
- МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕКТОНИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ПРОШЛОГО
- Элиум Д., Элиум Дж.. Воспитание сына, 2003
- Метод 9. *Ресинтез прошлого» Техника 1. «Ресинтезирование критических жизненных событий» Упражнение 1
- III. Общий взгляд на происхождение и развитие мнений относительно сущности души с некоторыми размышлениями о ней как о протяженной, хотя и нематериальной, субстанции
- § 2. Выбор методов воспитания
- Методы и приемы воспитания
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -