Переориентация теории на другие проблемы (Новые методы эмпирического исследования вызывают новые ориентации теоретического интереса)


До сих пор мы рассматривали влияние эмпирического исследования на разработку частных теорий. Но оно также оказывает воздействие на более общие тенденции развития теории. В основном это
происходит благодаря изобретению процедур исследования, которые стремятся перенести внимание теоретика на разрастающиеся объекты исследования.

Причины этого в целом очевидны. В конце концов, хорошая теория расцветает только на благодатной почве существенных фактов, и вновь созданные процедуры помогают подпитывать эту почву важными ингредиентами. Новые и часто ранее недоступные данные порождают свежие гипотезы. Более того, теоретики обнаруживают, что их гипотезы можно немедленно проверить в тех сферах, где созданы соответствующие методики эмпирического исследования. Им не надо больше ждать, когда же появятся данные, — можно тут же приступить к исследованиям, направленным на верификацию гипотез. Таким образом, поток существенных данных увеличивает темпы продвижения в определенных сферах теории, тогда как в других теория переживает стагнацию из-за недостатка адекватных наблюдений. Соответственно этому смещается и интерес ученого.
Отмечая, что новые темы, представляющие теоретический интерес, появляются вслед за созданием исследовательских процедур, мы не хотим сказать, что только они играют решающую роль[251]. Растущий интерес к теории пропаганды как к инструменту социального контроля, например, по большей части является реакцией на изменяющуюся историческую ситуацию с ее конфликтом основных идеологических систем, новыми технологиями средств массовой информации, которые открыли новые средства для пропаганды и богатые сокровищницы для исследования, предоставленные бизнесом и правительством, заинтересованными в этом новом орудии войны, как объявленной, так и необъявленной. Но это смещение акцента также является побочным продуктом накопленных фактов, ставших доступными благодаря таким недавно разработанным и, по общему признанию, незрелым методикам, как контент-анализ, панельный опрос и фокусированное интервью.
Примеров такого влияния в современной истории социальной теории множество, но у нас хватит времени упомянуть лишь некоторые. Так, увеличение, интереса к теории формирования характера и личности в связи с социальной структурой стало заметным после введения новых проективных методов. Самыми известными из них являются тест Роршаха, тест тематической апперцепции, игровые методики и завершение рассказов. Сходным образом социометрические методы Морено и других ученых, новые достижения в методе «пассивно
го интервью» возродили интерес к теории межличностных отношений. Именно подобные методики сначала вызвали теоретический интерес к неформальным социальным структурам как промежуточному звену между индивидом и большими формальными организациями, а в итоге привели к тому, что можно было бы назвать «повторным открытием первичной группы». Этот интерес нашел отражение во всей литературе о роли и структуре неформальной группы, например, в заводских социальных системах, бюрократических и политических организациях. Сходным образом можно ожидать, что недавнее введение панельного опроса — повторного интервью с той же самой группой респондентов — с течением времени в большей степени сосредоточит внимание социальных психологов на теории формирования установки, выборе одной из альтернатив, факторах политического участия и детерминантов поведения в случае противоречивых ролевых требований, и это лишь несколько видов проблем, которым этот метод особенно подходит.

Вероятно, самое прямое воздействие методик исследования на теорию имело место в результате создания социологической статистики, упорядоченной с помощью теоретически уместных категорий. Толкотт Парсонс заметил, что числовые данные представляют научную важность только тогда, когда их можно привести в соответствие с аналитическими категориями, и что «огромное число современных исследований представляют факты в таком виде, в каком их не может применить ни одна современная обобщенная аналитическая система»14. Эти совершенно заслуженные критические замечания, высказанные не так уж давно, постепенно теряют свою актуальность. В прошлом социологу в основном приходилось иметь дело с собранными заранее статистическими данными, обычно упорядоченными безотносительно к социологическим целям и поэтому не выраженными в категориях, непосредственно подходящих для какой-то теоретической системы. В результате, по крайней мере что касается количественных фактов, теоретик был вынужден работать с данными, заимствованными из других исследований и имеющими лишь отдаленное отношение к его проблемам. Это не только приводило к ошибкам — посмотреть хотя бы на весьма приблизительные индексы социальной сплоченности, на которые пришлось полагаться Дюркгей- му, — но также означало, что теории приходилось дожидаться случайного появления нужных данных и она не могла быстро продвигаться. Теперь эта картина стала меняться.

Теоретик уже не зависит почти исключительно от того, согласится ли административный совет или агентство по выплате пособий предоставить нужные ему количественные данные. Программный очерк Тарда15, написанный полвека назади посвященный потребности социальной психологии (особенно тех ее разделов, которые связаны с изучением позиций, мнений и настроений) в статистике, уже наполовину воплощен в жизнь. Исследователи, изучающие организацию общества, тоже создают статистику по классовой структуре, поведению в ассоциациях, формированию клик, и это наложило свой отпечаток на теоретические интересы. Этнические исследования начинают предоставлять количественные данные, которые переориентируют теоретика. Вполне можно предположить, что огромный, накопленный во время войны социологический материал — особенно исследовательским филиалом отдела информации и образования военного министерства, — материал, появившийся отчасти благодаря новым методам исследования, увеличит интерес к теории морального состояния группы, теории пропаганды и лидерства[252]. Но наверное, и этих примеров достаточно.
Сказанное не означает, что большое количество статистических материалов само по себе развивает теорию, а также что теоретический интерес обычно перемещается в те области, где в избытке есть подходящие статистические данные[253]. Более того, мы всего лишь привлекаем внимание к смещению акцента, а не оцениваем его. Вполне может быть, что при этом внимание переносится на проблемы, которые в теоретическом или гуманитарном смысле являются «незначительными»; это может отвлечь внимание от проблем с большей значимостью, переключая его на те, которые кажутся быстроразрешимыми. Ввиду отсутствия детального исследования трудно утверждать что-нибудь определенное по этому вопросу. Но сама модель кажется достаточно ясной как в социологии, так и в других дисциплинах: когда благодаря применению новых методов появляются новые и ранее недоступные факты, теоретики обращают свой аналитический взор на осмысление этих данных и разрабатывают новые направления исследования. 
<< | >>
Источник: Мертон Р.. Социальная теория и социальная структура. 2006

Еще по теме Переориентация теории на другие проблемы (Новые методы эмпирического исследования вызывают новые ориентации теоретического интереса):

  1. 2.5. «НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ» И «НОВЫЕ ПРАВЫЕ»: ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
  2. 54. Какие новые методы философского исследования предлагают представители философии жизни?
  3. Глава девятая НОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ
  4. XII век — новые школы и новые науки
  5. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней исследования
  6. Теоретические функции эмпирического исследования
  7. НОВЫЕ ЕРЕСИ И НОВЫЕ ДУХОВНЫЕ ОРДЕНА
  8. Переработка теории (Новые данные заставляют перерабатывать концептуальную систему)
  9. Осипов Г.В. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, 1978
  10. Глава 1 НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ АНТАРКТИДЫ
  11. Глава4.НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ АРКТИКИ
  12. НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Общественные науки и современность (ОНС)
  13. 1. Новые ценности и теоретико-методологические принципы, определяющие исследование человеческого тела
  14. М. В. Белкин НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМЫ РИМСКОЙ ИСТОРИИ
  15. В. И. Шинкарук «ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ». НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ АН УКРАИНЫ В 60-Х ГОДАХ
  16. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ