Общественное мнение и общественная практика .


Многие благонамеренные американцы (иногда неохотно) сохраняют устойчивые этнические и расовые предрассудки, поскольку не в состоянии понять механизм самоосуществления пророчества. Они воспринимают свои мнения не как предубеждения, не как предрассудки, но как бесспорный результат своих собственных наблюдений.
«Факты» не позволяют им сделать другие выводы.
Таким образом, наш честный белый гражданин решительно поддерживает политику, не допускающую негров в его профессиональный союз. Его взгляды, конечно, основаны не на предрассудках, но на твердых фактах. Эти факты кажутся вполне очевидными. Негры
«лишь недавно покинули аграрный Юг и не обучены традиционной профсоюзной дисциплине, а также искусству коллективной договоренности». Неф — это штрейкбрехер. Негр с его «низкими жизненными стандартами» набрасывается на работу с несоответствующей оплатой. Короче, неф — «предатель рабочего класса» и, очевидно, его нельзя допускать в ряды профсоюзной организации. Наши толерантные, но упрямые члены профсоюза считают это неоспоримым фактом, наивно не осознавая, что самоосуществление пророчества — основополагающий процесс в обществе.
Наш профсоюзный деятель, конечно, не в состоянии увидеть, что это он и его характер создают те самые факты, которые он наблюдает. Ибо, определяя ситуацию таким образом, что негры в ней считаются абсолютно чуждыми принципам профсоюзов, и (исключая негров из профсоюзов) он тем самым провоцирует ряд последствий, которые действительно не дают многим нефам возможности избежать роли штрейкбрехера. Тысячи нефов, которые после Первой мировой войны остались без работы и не были членами профсоюза, не могли противостоять тем работодателям, которые приглашали штрейкбрехеров и предлагали им такую работу, которую в ином случае они никогда бы не получили.
Сама история проверяет теорию самоосуществления пророчества. Нефы были штрейкбрехерами, поскольку их не принимали в профсоюзы (и на многие виды работ), а не наоборот. Об этом свидетельствует фактическое исчезновение нефов-штрейкбрехеров в тех отраслях промышленности, в которых они получили доступ в профсоюзы в последнее десятилетие.
Применяя теорему Томаса, мы также начинаем понимать, как трагический (а иногда злонамеренный) цикл самоосуществления пророчества может быть разорван. Следует отвергнуть первоначальное определение ситуации, которое приводит в движение весь цикл. Только когда первоначальное допущение подвергается сомнению и вводится новое определение, последующий ход событий выявит ложность первого допущения. Толькотогда мнение больше не будет становиться реальностью.
Но одного лишь волевого акта недостаточно, чтобы поставить под сомнение эти глубоко укоренившиеся определения ситуации. Волю или в данном случае добрую волю нельзя включить и выключить как водопроводный кран. Общественный разум и добрая воля сами по себе являются продуктами социальных сил. Они не возникают благодаря массовой пропаганде или массовому просвещению (в обычном смысле этих слов, обозначающих столь дорогие для социологов универсальные средства). В социальной области, так же как в психологической, Мертон «Социальи. теория»
ложные идеи не так уж тихо отмирают, столкнувшись с истинными идеями. Нельзя ожидать, что параноик отбросит свои с трудом преодолимые заблуждения и извращения, когда узнает, что все они не имеют оснований. Если бы психические болезни излечивались простым распространением истины, психиатры в нашей стране пострадали бы от технологической безработицы, а не от сверхурочной работы.
Таким образом, продолжительная волевая просветительская кампания сама по себе не ликвидирует расовые предрассудки и дискриминацию.
Последнее положение не особенно популярно. Призыв к просвещению как к панацее от большинства разнообразных социальных проблем глубоко укоренился в нравах Америки. Однако это иллюзия. Ибо как можно осуществить такую программу расового образования? Кто будет заниматься просвещением? Учителя в наших общинах? Но учителя в определенной степени, как и многие американцы, разделяют именно те предрассудки, с которыми они призваны бороться. А когда они не разделяют эти предрассудки, то не вынуждают ли их исполнять роль добросовестного мученика во имя утопии просвещения? Как долго останется на своей должности учитель начальной школы в Алабаме, Миссисипи или Джорджии, который попытается методично освобождать своих маленьких учеников отложных убеждений, усвоенных ими дома? Просвещение может служить в качестве практического дополнения, но не в качестве главной основы для мучительно медленного изменения господствующих образцов расовых отношений.
Чтобы в дальнейшем нам было понятно, почему нельзя рассчитывать на просветительскую кампанию для уничтожения преобладающей расовой враждебности, мы должны рассмотреть функционирование внутренних и внешних групп в нашем обществе. Этнические внешние группы (мы перенимаем у Самнера подходящую для нас часть социологической терминологии) состоят из тех людей, которые считаются значительно отличающимися от «своих» с точки зрения национальности, расы или религии. Этническим внешним группам, конечно, противостоят этнические внутренние группы, состоящие из «подобающих» людей. Нет никаких твердо установленных или вечных способов установить границы, отделяющие внутреннюю группу от внешней. При изменении ситуации меняется и образ действий, направленный на их разграничение. Для большинства белых американцев Джо Луис — член внешней группы, когда они определяют ситуации с точки зрения расы. В другом случае, когда Луис одержал победу над нацистским Шмелингом, многие из тех же самых белых американцев будут приветствовать его как члена национальной внутренней группы. Верность национальным интересам берет верх над расовым сепаратизмом. Иногда эти внезапные изменения групповых

границ могут поставить в очень неловкое положение. Так было, когда негры-американцы возвращались с победой с Олимпийских игр в Берлине. Нацисты отрицали, что Соединенные Штаты на самом деле победили на Играх, указывая на гражданство второго класса, которое приписывалось неграм в различных регионах нашей страны. Негры- спортсмены были, по нашему собственному признанию, «неполноценными» американцами. И что мог Бильбо или Ранкин ответить на это?
Даже при доброжелательном управлении господствующей внутренней группы этнические внешние группы постоянно страдают от живучих предрассудков, которые, как я считаю, оказывают плохое влияние и на массовое просвещение, и на массовую пропаганду этнической терпимости. Перефразируя замечание социолога Дональда Юнга, происходит процесс превращения «внутригрупповых добродетелей в пороки внешних групп». А в обыденной речи (возможно, более образно и поучительно) этот процесс в этнических и расовых отношениях называется так: «Плохо все, что вы делаете и чего вы не делаете». 
<< | >>
Источник: Мертон Р.. Социальная теория и социальная структура. 2006

Еще по теме Общественное мнение и общественная практика .:

  1. §4. Общественные объединения в органах внутренних дел. Общественные формирования, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
  2. 9.1. Общественное мнение как социальный институт
  3. Российское общественное мнение как институт гражданского общества
  4. Российское общественное мнение как институт гражданского общества
  5. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ США
  6. 3.6.3. ОТ общественного мнения к общественной среде, а от нее — снова к общественному мнению
  7. Издательская программа Института Фонда «Общественное мнение»
  8. 17. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
  9. § 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
  10. 1. Общественное бытие и общественное сознание. Закономерности развития общественного сознания.
  11. Глава 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  12. 3.3. ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  13. § 2. Эволюционизм Г. Спенсера о факторах общественного прогресса на низших стадиях общественного развития
  14. § 4. Общественно-экономическая формация как целостность общественного организма
  15. Глава 19. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  16. § 1. Общественное сознание как отражение общественного бытия
  17. 5.9. Общественные организации, движения и другие общественные объединения