Начало исследования неолита, бронзового и железного веков


Еще до работ Ларте было ясно, что древности каменного века должны быть разделены на две части: более ранние — из наносов и пещер Западной Европы, более поздние — из поселений и курганов Северной и Западной Европы.
Французские археологи назвали первую часть каменного века «периодом оббитого камня», а вторую — «периодом полирован- ного камня».              ^ А. А. Монгайт

В 1865 г. Д. Леббок (лорд Эвбюри) в своей популярной книге «Доисторическое время» 15 дал этим двум периодам наименование «палеолит» и «неолит». Он же ввел в употребление термин «ранний неолит», применив его ко времени существования «раковинных куч». «Раковинные кучи», или «кухонные отбросы» — кбккенмеддинги, стали объектами наблюдения с 1837 r.f когда они были впервые описаны зоологом Д. Стен- струпом. В 1848 г. Королевская академия в Копенгагене создала специальный комитет по изучению кбккенмеддингов, в работе которого участвовал Ворсо. Раскопки показали, что эти кучи состоят из раковин, рыбьих костей, костей птиц и животных. Немногочисленные каменные орудия, найденные здесь, были отшлифованы и полированы. Стенструп отнес «раковинные кучи» к неолиту, но Ворсо указал, что они принадлежат к последней стадии донеолитического каменного века. Термин Леббока «ранний неолит» примирял обе точки зрения.
Среди важнейших открытий первобытной археологии в Европе следует назвать открытие свайных поселений. Вследствие сильной засухи к зиме 1853—1854 гг. уровень воды в Цюрихском озере понизился, и у берегов обнажилось дно. Местные жители стали находить здесь каменные и костяные орудия, черепки глиняной посуды, обугленное дерево. Узнавший об этом цюрихский профессор Фердинанд Келлер (1800—1881) обследовал места находок, установил, что это остатки озерных поселений, и приступил к их систематическим раскопкам. Вскоре свайные поселения были найдены на многих швейцарских озерах: Моргес — на Женевском, Кар- тайо, Овернье—на Невшательском, Робенгаузен— на озере Пфаффикон. В 1863 г. список поселений, открытых на Невшательском озере, включал уже 46 пунктов, в 1875 г. в Швейцарии было уже известно около 200 озерных поселений. Келлер опубликовал результаты своих исследований в пяти книгах, изданных Цюрихским антропологическим обществом между 1854 и 1863 гг. Позднее было установлено, что подобные или аналогичные сооружения существовали в Западной Франции, юго-западной части ФРГ и Северной Италии. В Италии были найдены террамары, а в Ирландии — кранноги.
Исследование террамар вызвало большой интерес и послужило толчком к развитию первобытной археологии в Италии. До открытия террамар в центре внимания итальянских археологов были классические древности. Поэтому особое значение приобрели работы о террамарах и других первобытных объектах Л. Пигорини (1842—1925), основавшего целую школу ученых, работавших в области первобытной археологии. Тогда террамары рассматривали как один из типов озерных поселений. Сейчас установлено, что эти свайные постройки возводили не на воде, а на земле, на искусственном болоте, созданном для защиты от нападений.
Ирландские кранноги (поселения на искусственно возведенных островах) стали известны с 1839 г. Через 20 лет было открыто уже несколько десятков таких поселений.
Было установлено, что отдельные озерные поселения относятся к разным историческим эпохам — каменному, бронзовому и железному векам. Но еще важнее были стратиграфические наблюдения, показавшие, что жизнь на поселениях длилась долго и что на одном и том же поселении нижние слои относятся к каменному веку, а верхние — уже к исторической эпохе. Эти исследования содействовали окончательному утверждению «системы трех веков».
До середины XIX в. датская «система трех веков» еще не была принята целиком в науке. Одни рассматривали ее всего лишь как
гипотезу, другие — как неправильную гипотезу. Стратиграфические наблюдения Ворсо на датских болотах впервые доказали правильность этой системы. Второе доказательство было получено при раскопках швейцарских свайных поселений. Исследование свайных поселений имело огромное значение для первобытной археологии еще и потому, что здесь были найдены органические остатки, обычно не сохраняющиеся в земле. В свайных поселениях, благодаря свойству воды препятство- вать гниению, сохранились кожа, дерево, шерстяные и льняные ткани, зерна хлебных злаков, плоды и овощи, кости животных и т.
п. Кроме ранее известных изделий из камня, металла и кости, открылся целый мир вещей, которыми пользовался первобытный человек. Хозяйство и экономика первобытного общества предстали перед учеными в не известных ранее деталях. Очень большое значение имели исследования д-ра Рютимеера о фауне и д-ра Геера о флоре свайных поселений. Они показали значение для первобытной археологии анализов, сделанных специалистами в области естественных наук, значение комплексных исследований, по-настоящему развившихся только в XX в.
К середине XIX в. относится открытие важнейших памятников, давших название двум периодам железного века: Гальштата и Ла-Тена. В 1846 г. начались раскопки древнего могильника, неподалеку от г. Гальштат в Верхней Австрии. Они продолжались почти 20 лет (до 1864 г.). Было вскрыто 993 погребения (525 трупоположений, 455 трупосожжений и 13 частичных трупосожжений). Инвентарь продемонстрировал переход от бронзового века к железному.
В 1858 г. начались раскопки поселения Ла-Тен в Швейцарии, у северной оконечности Невшательского озера. Эти раскопки, продолжавшиеся много лет, принесли среди других находок целую серию (более 100) железных мечей. Позже памятники этого типа были обнаружены на территории, включающей всю Францию, бассейн Дуная и часть Балканского полуострова. Создателями и носителями латенской культуры были древнье кельты. Но ученые не сразу пришли к этому выводу. Келлер, изучавший мечи и другие находки из Ла-Тена, отнес их к «гельветической» фазе швейцарской истории. Другие ученые называли эти древности «тевтонскими», «британскими» и т. п. Линденшмидт считал латенское оружие объектом этрусского экспорта. Впервые термин «кельтский» применил к этим древностям английский археолог А. В. Фрэнкс в 60-х годах XIX в., он же датировал их II в. до н. в.— I в. н. э.
Надежные данные для датировки латенской культуры были получены при раскопках двух галльских городов — Бибракте и Алезии, описанных Цезарем в его «Записках о галльской войне». Раскопки начались в 1861 г. по поручению Наполеона III. На горе Боврэ (близ г. Отена) были обнаружены остатки древнего города, существовавшего, судя по найденным монетам, до 5 г. до н. э. С большой долей вероятия предполагается, что это был город Бибракте. На месте городища Ализ (при впадении р. Оз в р. Армансон в Бургундии) были найдены остатки города Алезия16. Весь инвентарь раскопанных городов был латенским. Французские археологи отнесли найденные вещи и сооружения к «доримскому железному веку». Была установлена «латенская фаза» железного века.
Кроме кельтов, два других древних народа были прослежены по археологическим данным: это скифы, курганы которых начали раскапывать в России с конца XVIII в., и этруски, гробницы и поселения которых изучают с начала XIX в. в Италии. Многокрасочная этрусская стенная роспись в Корнето была открыта в 1827 г., далее последовали открытия росписей и могил в Чиусти, Вейи, Черветери и Орвието.

В середине века уже появилась сводка данных о поселениях и могильниках Этрурии.
В последней четверти XIX в. вся Европа в той или иной мере была охвачена археологическими исследованиями. Огромное количество археологического материала хранилось в музеях и частных коллекциях. Существовали многочисленные археологические общества, издавались журналы, книги, собирались археологические съезды. В 1866 г. в Невшателе впервые собрался по предложению знаменитого французского ученого Г. де Мор- тилье Международный конгресс доисторической антропологии и археологии. На всемирной выставке 1867 г. в Париже были представлены археологические коллекции как материалы к древнейшей истории человечества. Успех археологии был триумфальным, и это объяснялось, в частности, тем, что она наглядно подтверждала сформулированные в то время теории эволюции и прогресса. Уже не абстракции, а наглядные материалы доказывали прогресс человечества на пути от грубо оббитых шелльских орудий к цивилизациям Египта, Греции и Рима. Археология свидетельствовала также о глубокой древности человечества. Из простого собирательства коллекций она превратилась в науку, занимающую свое определенное место в общем изучении человека и его культуры.
<< | >>
Источник: А.Л.МОНГАЙТ. АРХЕОЛОГИЯ. ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. КАМЕННЫЙ ВЕК. 1973

Еще по теме Начало исследования неолита, бронзового и железного веков:

  1. Глава XXXII НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ 79 ШВЕЦИИ. ЭПОХА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОЕ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕФОРМЫ (1844—1865гг.)
  2. Глава IV НЕОЛИТ И ЭНЕОЛИТ
  3. Неолит Кореи
  4. Период бронзы и ранний железный век
  5. Неолит и энеолит Приальпийской зоны
  6. Общая характеристика неолита
  7. Железный век Африки
  8. X. Межколониальная железная дорога
  9. Содержание и отличие понятий «гендерные исследования», «женские исследования», «мужские исследования»
  10. ГЛАВА 22. ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРА.
  11. Глава первая СКОТОВОДСТВО: НЕОЛИТ - СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  12. Переход к неолиту в Европе
  13. Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита