Железный век Африки

                .

в Африке, как и в некоторых других районах
земного шара (например, в Восточной
пе или в некоторых областях Китая), железный век следовал непосредственно за камедным.

До сих пор не утихли споры о генезисе металлургического производства в Африке. Наряду со сторонниками теории заимствования индустрии железа (из Азии через долину Нила) есть и довольно многочисленная группа исследователей, утверждающая ее автохтонность и самобытность.
Наиболее аргументированной представляется гипотеза о проникновении железа несколькими путями (с севера континента и из долины Нила в Западную Африку, а затем в Восточную и Южную). Данные же о металлургии Центральной Африки, в частности бассейна реки Конго, позволяют предположить автохтонное в этом районе возникновение железной и медной индустрии.
Один из центров древней металлургии — северная Нигерия. Культура Нок датируется IX в. до н. э., а время расцвета этой культуры — по-видимому, III в. до н. э. Подобные же памятники были обнаружены в западной части Уганды.
В северо-восточной Африке существовал в I тыс. до н. э. и начале н. э. еще один центр древнейшей металлургии — Мероэ на Среднем Ниле. Более поздним временем датируются находки на территории Замбии и Малави (II в. до н. э. — II в. н. э.), в Руанде (VI—I вв. до н. э.) и Танзании (III в. до н. э.). Еще более позднее время — культура санга (VIII—IX вв. н. э.) и близкие ей культуры в Замбии и на берегах озера Кисале в Заире.
Ко времени эпохи раннего железа относится один из этапов этногенеза народов Африки — движение банту и начало их расселения по всей Центральной, Восточной и Южной Африке. Этот процесс, по мнению многих исследователей, был довольно тесно связан с переселениями многих народов из Сахары к югу, юго-востоку и юго-западу, потеснивших прежних насельников сахельской зоны. В тот период значительную часть Западного и Центрального Судана занимали, по-видимому, родственные народы, близость происхождения которых до сих пор прослеживается в их языках.
Время и пути миграций народов банту во многом еще не ясны, вызывают споры и требуют уточнения. Однако благодаря совместным усилиям ученых многих специальностей (историков, археологов, лингвистов) может быть нарисована приблизительная картина расселения банту. Используя данные своих наук, а также палеоботаники, климатологии и т. д., они высказали целый ряд гипотез, которые в целом могут быть сведены к следующей картине.
Первый бурный рост населения в Африке, вызванный неолитической революцией, происходил на незначительной территории, ограниченной Сахарой. Он еще не оказал серьезного влияния на другие регионы континента. Однако последующее распространение земледелия в степи Судана (предположительно III—II тыс. до н. э.) и связанное с ним второе резкое увеличение населения Африки прямо коснулось негрских народов Западного и Центрального Судана. Границей этой

второй фазы были экваториальные леса и болота долины Нила.
В I тыс. до н. э. негроидное население суданской зоны состояло из земледельцев железного века. Данные лингвистики и антропологии довольно убедительно свидетельствуют, что районом, где лежала прародина народов банту, заселивших всю Центральную, Восточную и Южную Африку, могли быть только Камерун и Нигерия. Их переселения были направлены к востоку, в обход труднопроходимых девственных лесов бассейна Конго. Этот первый этап расселения банту проходил, вероятно, на рубеже новой эры не ранее половины I в. до н. э. и после I в. н. э. (стоянки железного века в Замбии). Первой областью, где банту остановились, были, скорее всего, плоскогорья Катанги (современная провинция Шаба в Заире), плодородные земли со множеством рек и речек, с залежами медных и железных руд, доступных разработке простейшими инструментами.
Второй этап экспансии банту — движение их из Катанги на запад и восток, распространение от Атлантического до Индийского океана. Археологический материал подтверждает вторичность культур Восточной Африки по отношению к культурам Центральной.
По-видимому, банту появились в Восточной Африке в начале I тыс. н. э.
Третий этап экспансии банту, согласно последним исследованиям, можно датировать второй половиной I тыс. н. э. Он был связан с основанием тропических сельскохозяйственных культур, что дало возможность заселить более влажные районы. По-видимому, основным направлением было движение к северу вдоль побережья, а также освоение межозерья Танганьики и озера Альберта и переселение к югу, на территорию современного Зимбабве.
Второе тысячелетие н. э. открывает четвертый этап движения банту, когда происходило широкое расселение народов по всей современной «Африке банту». В это время отмечаются уже и повторные миграции, с севера на юг и с запада атлантического побережья на восток, в глубь материка. Банту активно смешивались с местными народами или оттесняли их в труднодоступные области девственного леса или пустынь. Так оказались загнанными в наиболее глухие области экваториальных лесов разрозненные группки пигмеев, а в сухие полупустыни юга — бушмены.
Материковая часть континента была в это время заселена в основном автохтонными народами, и все миграции их проходили в пределах континента. Немногочисленные переселенцы из Финикии, Римской империи, готы и вандалы практически не оказали никакого влияния на этническую историю, оставаясь замкнутыми в городских стенах и не ассимилируя местное население. Большее влияние на формирование населения северо-восточной Африки оказали древние связи с Аравией. Отдельные переселения аравийских племен на африканский континент имели место еще до н. э., происходила активная метисация и ассимиляция пришлого населения. Часто память об этих переселениях оставалась только в топо- или этнонимике. Так, старое русское название эфиопов «хабеши», как и название страны «Абиссиния», происходит от названия
аравийского племени «хабашат», переселившегося мена на земли современной Эфиопии.

Иначе сложилась история заселения Мадагаскара и других островов Индийского океана. Многие черты культуры малагасийского населения указывают на близкое родство не только с негроидным населением континента, но и с Юго-Восточной Азией и Полинезией или Индонезией. Выше уже упоминалось о лингвистическом и антропологическом сходстве малагасийцев и жителей северо-восточных берегов Индийского океана. Материальная культура мальгашей также сохранила элементы южноазиатского происхождения. Так, кузнечные мехи ближе к малайским, нежели к африканским, на Мадагаскаре знали стрелометательную духовую трубку, неизвестную в Африке, но хорошо знакомую всем малайским народам как сарбакан; в некоторых районах острова до сих пор пользуются лодками с балансиром, на которых малайцы и полинезийцы совершали дальние плавания по океану; технология рисосеяния, ритуал погребального культа и другие элементы культуры также сближают эти два далеких друг от друга мира. Однако до сей поры остается неясным и вызывает большие споры исследователей время отдельных переселений, их размах, место, откуда приплыли переселенцы (называют Индонезию, Малайзию, Полинезию), а также пути, которыми шли мигранты (некоторые исследователи полагают, что существовал и промежуточный этап — побережье Восточной Африки). Современное население Мадагаскара — результат сложного смешения переселенцев с востока, со стороны океана, с одной стороны, и с недалекого, но труднодостижимого, из-за сильного течения в проливе, континента, с другой. Как полагают многие современные исследователи, миграционных волн с востока было по меньшей мере три: в XVI в. до н. э.; II в. до н. э. и между I и X в. н. э. Вероятно, и переселение с африканского материка не было единовременным актом. Возможно, первыми африканцами на острове были кой- санские народы, и лишь впоследствии, когда на восточном побережье континента появились негроиды банту, последние проникли и на Мадагаскар.
<< | >>
Источник: Львова Э.С.. Этнография Африки. 1984

Еще по теме Железный век Африки:

  1. §1 «ЖЕЛЕЗНЫЙ» ВЕК
  2. Период бронзы и ранний железный век
  3. Глава II ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК И ПОДЪЕМ ДОЛИНЫ МЕЛАРНА (500 г. до н. э. — 800 г. н. э.)
  4. § 2. XX век — век социально-антропологической напряженности
  5. X. Межколониальная железная дорога
  6. ГЛАВА 22. ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРА.
  7. § 48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОРСКИХ ПАРОХОДСТВ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВ ПЕРЕВАЛКИ
  8. Глава 15. ТВОРЕЦ ЖЕЛЕЗНОГО КАНОНА
  9. Начало исследования неолита, бронзового и железного веков
  10. Горчаков И отмена Парижского трактата. «Битва Железных канцлеров»
  11. Аррибас Антонио. Иберы. Великие оружейники железного века, 2004
  12. Глава XXXII НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ 79 ШВЕЦИИ. ЭПОХА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОЕ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕФОРМЫ (1844—1865гг.)
  13. Глава 5 На пороге XX век
  14. §1.1.2.7. Век гуманизма?