Арабское завоевание
Основоположником этой новой религии был пророк Мухаммад, родившийся в 570 г. в Мекке, араб из племени корейшитов.
В последнее десятилетие своей жизни Мухаммад (он умер в 632 г.) подчинил своей власти и влиянию большую часть Аравии. Его первых четырех преемников — халифов Абу Бакра (632—634 гг.), Омара (634—644 гг.), Османа (644—656 гг.) и Али (656—661 гг.)—мусульманская традиция называет праведными. В годы их правления, в период раннего ислама, теократия, как и при самом Мухаммаде, признавалась идеалом в халифате: духовная и светская власть, право и религия составляли единое понятие; глава религиозной общины был одновременно и главой государства *.
Под лозунгом распространения ислама халифы создали огромное государство. В результате победоносных походов под их властью оказалась значительная часть владений Византийской империи, была разгромлена и завоевана держава Сасанидов, а также ряд государств в Юго-Западной Азии, Северной Африке и на Пиренейском полуострове. К середине VIII в. в состав халифата вошли территории Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, стран Магриба (Алжир, Тунис, Марокко), Испании, часть Закавказья (до Главного Кавказского хребта), области Средней Азии (включая Самарканд, Хорезм, Фергану), значительная часть Афганистана и отдельные районы Северо-Западной Индии (Синд и долина реки Инд до Мультана). Под их властью находились также Сицилия и Мальта.
Походы в пределы Афганистана — в области Газни, Герата, Систан, Тохаристан — арабы начали предпринимать с середины VII в. В 652 г. ими был занят Герат. Во многих районах, в частности в Бамиане, Бусте, Балхе, Бадгисе, Газни, Кабуле, Парване, Горбанде, местные правители и население оказывали упорное сопротивление завоевателям, вследствие чего халифы и их наместники нередко были вынуждены посылать повторные военные экспедиции для подчинения непокорных. Как свидетельствуют источники, некоторые горные местности— Гур (в верховьях Герируда), район Сулеймановых гор — арабы так и не смогли полностью завоевать. Балх был подчинен только в 707 г., Парван, Горбанд и Панджшир — еще позже, в 90-х годах VIII в. Область Кабула, управлявшаяся местной династией, время от времени посылала халифам дань. Окончательно подчи нить ее арабам удалось лишь в начале IX в. после многократных походов. Тогда же был покорен и Кандагар.
Период VII—VIII вв., наполненный бурными воєн ными и политическими событиями, — весьма сложный в истории народов, населявших Афганистан. К сожале- нию, скудность источников не позволяет изучить мнопи важные стороны политических и социально-экономических процессов, связанных с развитием форм государ ственности в условиях арабского завоевания, взаимоотношениями между различными народностями и племенами, складыванием новых социальных и экономически:*, институтов, ростом городов, торговых связей, трансфор мацией старых и становлением новых культурных традиций.
Однако даже имеющиеся материалы дают основание полагать, что на восточных окраинах Арабского халифата, какими были в ту эпоху и территории Афганистана, в VII—VIII вв. начинали складываться феодальные отношения. Необходимо отметить неравномерность этого процесса в различных природно-географических зонах и областях. В равнинных оазисах он происходил значительно быстрее, чехМ в окраинных, трудно доступных горных районах, где расселялись скотоводческие, кочевые и полукочевые племена и господствовали общинно-родовые отношения. Рабство хотя и сохранилось как уклад (известно, в частности, что в Балхе, Кабуле и некоторых других городах были даже рынки, где производилась работорговля), но не играло особо важной роли в социально-экономической жизни. Рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве, а также на рудниках, в ремесле, скотоводстве. Земельный фонд с приходом арабов подвергся существенному перераспределению, особенно в местах, где было развито земледелие. Большая его часть была объявлена государственной собственностью. Эти земли крестьяне обрабатывали на правах наследственной аренды; здесь налог и феодальная рента совпадали. Налоги с этих земель шли на оплату войска и чиновников. Значительная часть земель была присвоена халифами и членами их семей, а также арабской знатью.
С конца VIII — начала IX в. растет число частных земельных владений — мульков (наследственных земельных пожалований арабским военачальникам, пра- Еіітелям областей, а также местной аристократии) и условных владений — икта.
Сначала условные владения были лишь частью ренты-налога, дававшейся вместо платы за службу на время ее несения или пожизненно; позднее право на ренту стало сочетаться с правом распоряжения землей. В эту эпоху стало складываться и вакфное владение. Вакфы — земельные пожалования — получали мечети, медресе и другие мусульманские учреждения. Они не подлежали ни продаже, ни отчуждению, налоги в казну с них не взимались. Существовали также и общинные земли, но размеры их после арабских завоеваний уменьшились в результате насильственного изъятия завоевателями. Крестьяне были вынуждены на условиях издольной аренды обрабатывать государственные и частные земли, а также земли иктадаров (владельцев икта), попадая таким образом в феодальную зависимость. Земля предоставлялась крестьянам на условиях выплаты У4, 1/6 или Vs доли урожая в зависимости от того, кому (издольщику или землевладельцу) принадлежали рабочий скот, сельскохозяйственные орудия и семена.
Результатом включения Афганистана в состав халифата явилась миграция арабов, осевших на завоеванных землях. Часть таких земель перешла в руки арабских военачальников и должностных лиц. Арабских поселений на территории Афганистана было, впрочем, меньше, чем, скажем, в Ираке или Иране. Однако известно, что арабские воины, переселенные с семьями в Тохарнстан, Восточный Хорасан и другие местности, наделялись землями и получали жилища. В ряде районов арабы не ассимилировались с местным населением и жили обособленно. Арабские деревни существовали во многих областях Афганистана и в XX в. (в частности, на севере страны, под Кабулом и Джелалабадом).
Важнейшими последствиями арабского завоевания были постепенное распространение ислама и арабского языка (в качестве государственного и литературного), а также введение арабской графики в письменность местных языков.
Завоевывая огромные территории, арабские халифы нередко оставляли на этих землях местных правителей, вменяя им при этом в обязанность посылать в казну налоги, дань или подарки. В такие крупные области, как Хорасан, Систан, Тохаристан, назначались арабские наместники. В то же время хорасанскому наместнику, например, подчинялись правители Кабула и Кандагара. Во всем халифате была установлена единая податная система, хотя в некоторых областях местные правители и вожди племен по-прежнему взимали в свою пользу подати и повинности, существовавшие еще до арабского завоевания.
Мусульмане платили закат (буквально «очищение», милостыня в пользу бедных), взимавшийся в размере 2,5% дохода. Земледельцы платили и харадж — десятину с урожая. Немусульмане выплачивали поземельную подать в большем размере. С них взыскивали также особую подушную подать — джизию. Кроме того, население облагалось различными натуральными повинностями (на содержание гонцов, чиновников и др.); неоплаченный подневольный труд использовался на строительстве дорог, ирригационных систем, дворцов.
При взимании податей, как правило, имели место различные злоупотребления и жестокое обращение со стороны государственных чиновников фиска и землевладельцев. Размеры податей неуклонно росли. Опасаясь мощных народных выступлений, власти иногда вынуждены были идти на уступки. Так, новообращенных мусульман дважды на некоторое время освобождали от уплаты хараджа.
Недовольство налоговой политикой все чаще выражало не только податное население, но и другие социальные группы — местная неарабская знать, которая нередко была вынуждена не только подчиняться наместникам халифа, но и отдавать им значительную часть своих доходов, торговцы, принявшие ислам в надежде, что будут уравнены в правах с арабами, сторонники теократии, выступавшие против превращения халифата в светское государство, и др.
Источники свидетельствуют, что оппозиция народных масс в рассматриваемый период принимала различные формы — от пассивных (бегство с места жительства, от уплаты налогов) до открытых вооруженных выступлений, в большинстве случаев сливавшихся с мятежами отдельных лиц или групп, представлявших интересы разных социальных слоев. Многие из этих выступлений проходили под знаменем различных сектантских учений — шиитов, хариджитов, хуррамитов 6 и др. Так, сторонники секты хариджитов, сложившейся в целом к концу VII в., возглавили в VIII в. (а затем в IX — X вв.) ряд выступлений, в том числе в Хорасане и Систане; приверженцы близкой маздакитам секты хуррамитов в 30-х — начале 40-х годов VIII в. проповедовали в Хорасане идеи социального равенства всех людей, утверждая их право на землю и имущество и призывая к активной вооруженной борьбе2. Несколько позже, во второй половине VIII в., они явились инициаторами восстания Муканны в Ма- рераннахре, которое оказало значительное влияние на районы Северного Афганистана.
Большинство выступлений первой половины VIII в. проходило под знаменем борьбы с халифами из династии Омейядов (661—750 гг.). Возглавляли эту борьбу потомки Аббаса (дяди пророка Мухаммада), именуемые Аббасидами; они помимо всего прочего обещали мусульманам (в том числе и новообращенным) и немусуль- манам облегчение налогового гнета. Именно этим объясняется, что к проаббасидскому восстанию, поднятому Абу Муслимом в районе Мерва (747 г.), примкнуло население округов Тохаристана, городов Герата, Таликана, Балха и других местностей, принадлежавшее к различным социальным слоям, этническим группам, религиозным течениям и сектам.
Приход к власти аббасидских халифов (750 г.) знаменовал собой прежде всего укрепление феодальных порядков в области землевладения. Классовой идеологией феодалов стал ислам суннитского, толка. Однако положение масс не улучшилось. В халифате, в том числе и на территории нынешнего Афганистана, вспыхнули новые восстания. В 755 г. крупное восстание, известное в литературе как восстание Сумбада Мага, охватило население ряда областей от Хорасана до Азербайджана; в 767 г. произошло выступление во главе с Устадом Азизом (Сисом) в округе Герата; в конце VIII в. поднялась новая волна хариджитских восстаний в Систане, продолжавшихся и в IX в. Крупные восстания против Аббаси- дов происходили в других областях халифата — в Южном Азербайджане, Ираке, Йемене, Сирии, Палестине.
Касаясь событий VII—УІҐІ вв. в халифате, которые отразились на судьбах народов, сыгравших важную роль в истории Афганистана, следует отметить, что уже в середине VII в. начался процесс разделения мусульман3. Среди них выделяются прежде всего сторонники «правоверного» ислама — сунниты 7, приверженцы сунны и идеи выборности халифов, и сторонники халифа Али (ши’ат аль-Али)—шииты, признававшие наследственное право быть имамом — главой мусульманской общины халифата и политическим главой государства — только за Али (двоюродный брат и зять Мухаммада) и его потомками. Шииты имеют несколько направлений в рамках как умеренного, так и крайнего шиизма. Одно из них — исмаи- лизм4. Это направление сохранилось до наших дней. Его приверженцы живут в ряде азиатских стран, в том числе и на территории Афганистана, главным образом в его северных областях.
Третье направление ислама представляли упоминавшиеся выше хариджиты8. Приверженцы этой секты выступали против крупных землевладельцев, за правовое и социальное равенство всех мусульман и их господствующее положение над зиммиями (немусульманами). Одновременно олицетворением суверенной власти для них являлась религиозная община, а халиф (обязательно выборный) должен был быть ответствен перед ней в своей деятельности. Важным положением их учения являлось утверждение, что всякий мусульманин, в том числе любой правитель, имам или халиф, «впавший в состояние великого греха», становится «неверным» (ка фиром), а выступление против него — дело богоугодное. Это положение нередко служило идеологическим обоснованием свержения правителя, «священной войны», а на деле политической борьбы, мятежей и восстаний. На территории Афганистана эта секта была особенно широко распространена в Систане.
Шиизм, как и хариджитство, использовался политической и нередко социальной оппозицией в борьбе против Омейядов, Аббасидов и других суннитских правителей.
Еще по теме Арабское завоевание:
- Арабское завоевание и Реконкиста
- Причины арабских завоеваний VII века
- § 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи.
- “АРАБСКОЕ ОТЧЕСТВО” И “АРАБСКАЯ НАЦИЯ”: НАЧАЛО “СТРАНОВОГО” ПУТИ СОЗИДАНИЯ
- Г.Г. Косач АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ИЛИ АРАБСКИЕ НАЦИОНАЛИЗМЫ: ДОКТРИНА, ЭТНОНИМ, ВАРИАНТЫ ДИСКУРСА
- Роль миграций арабских
- АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Арабские страны
- АРАБСКИЙ ВОСТОК
- Арабская средневековая философия
- Арабский алфавит в Африке
- § 9. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ