Политика России В Азии

Именно в царствование Александра I

в Министерстве иностранных дел окончательно сформировался особый Азиатский департамент (в 1797— 1819 — Департамент азиатских дел), ведавший взаимоотношениями России со всеми странами к востоку от Балкан.

Это было вызвано тем, что восточное (в принятой европейской терминологии по отношению к России

68

точнее было бы говорить южное или юго-восточное) направление внешней политики России на протяжении всего XIX в. было совершенно самостоятельным и, чем дальше к востоку, тем менее зависело от европейских дел. Правда, русско-турецкие и отчасти русско-персидские отношения в эпоху Наполеоновских войн не были связаны с событиями в Западной Европе.

Именно в начале царствования Александра I здесь завязался тот «кавказский узел», который уже два века не удается окончательно ни развязать, ни разрубить. Все началось с принятия в состав России Восточной Грузии, пережившей в 1795 г. жуткий опустошительный набег персов и оказавшейся под угрозой захвата. Захват, совершение которого становилось делом времени, означал бы переход к неполноправному, униженному положению христианского населения в мусульманской стране (как это было в Турции). С просьбой о принятии единоверной Грузии «единожды и навсегда в подданство Российской империи» грузинский царь Георгий XII обратился еще к императору Павлу. Павел и подписал Манифест о присоединении (22 декабря 1800 г.), однако Александр утвердил это решение только после долгих дебатов в Государственном совете 12 сентября 1801 г. К этому времени умер царь Георгий, и его подданные присягнули новому монарху: русскому императору.

Управляющим Грузией Александр I назначил князя П. Д. Цицианова, представителя древнего грузинского рода и близкого родственника грузинской царицы. Цицианов выселил в Россию, в ссылку, пусть и почетную, почти 90 членов бывшего грузинского царского дома Багратидов. Затем он начал прибирать к рукам земли, некогда принадлежавшие грузинским царям. Закавказье этого времени представляло собой множество раздробленных владений, ханств, земель, крепостей, окружавших Грузию с трех сторон. Цицианов за три года (1803—1806) собрал эти земли в единое владение России за Кавказским хребтом. Таковы были политические реалии «эпохи империй»: альтернативой присоединению к России могло быть только присоединение к Персии или Турции, ставящее в большую опасность как южные границы России, так и все христианское Закавказье. Так, например, в 1803 г. князь Дадиан Мингрельский, подавая прошение о принятии его в «вечное подданство России», сообщал, что в случае отказа намеревается «предаться Порте Оттоманской»72.

Проводя активную политику, Цицианов вел себя как могущественный и жестокий восточный деспот. В одном из писем в Россию он объяснял свое поведение так: «В азиатце ничто так не действует, как страх, яко естественное последствие силы», в то время как сила «есть та единственная пружина, которую можно как содержать их [«азиатцев»] в должных границах благопристойности и благоустройства, так и быть уверену, что здешний житель будет искать сильного себе в покровители». При этом письма Цицианова

69

местным владетелям выглядели весьма экзотично, например так: «В тебе собачья душа и ослиный ум, так можешь ли ты своими коварными отговорками, в письмах изъясненными, меня обмануть?.. Я, доколе ты не будешь верным данником великого моего Государя Императора, дотоле буду желать кровию твоею сапоги вымыть»; или так: «Слыхано ли на свете, чтобы муха с орлом переговоры делала? Сильному свойственно приказывать, а слабый родился, чтобы

сильному повиноваться»71. Неудивительно, что Цицианова ожидала типичная судьба восточного деспота: бакинский хан заманил его в ловушку и убил, а голову отправил в подарок персидскому шаху.

К этому времени Персия уже двинулась в Закавказье: отвоевывать у России лакомые территории. В 1804 г., после того как Россия ответила отказом на требование вывести свои войска из Закавказья, началась Русско-персидская война 1804—1813 гг. У русских было достаточно сил, чтобы отразить наступление персидских войск на Тифлис, однако для наступления войск не хватало. Первые походы на Баку и Эривань (Ереван) оказались безрезультатными. Ереванская крепость была укреплена с помощью французских офицеров-специалистов. Можно говорить, что с 1805 г. Персия стала самым восточным союзником Наполеона. «Скажите великому Бонапарту, — говорил тогда персидский шах французскому послу, — что с этого момента его интересы являются интересами шаха, его наследника, народа и армии, которые смотрят на Наполеона, как бедуин в пустыне смот-

рит на звезду, возвещающую наступление дня»72.

Заключенный в 1807 г. франко-персидский договор признавал права шаха на Грузию и все Закавказье и обещал Персии военную помощь. Впрочем, Наполеон вскоре обманул шаха и при заключении победного Тильзит-ского договора отказался от своих обещаний. Персия переориентировалась на Англию, враждующую с Россией после Тильзита. С 1809 г. вместо французских военных инженеров Персии стали помогать английские офицеры; из Англии она получала деньги и оружие.

Русские части на персидском фронте были малочисленны, поскольку империи одновременно приходилось воевать с Турцией, Швецией, готовиться к войне с Наполеоном. По специальному приказу военного министра Барклая де Толли войска заняли оборонительное положение. Решительная борьба развернулась в 1812 г., когда персидский шах узнал о вторжении Наполеона. Ее исход был решен

70

быстротой и натиском отряда легендарного полковника П .А. Котляревско-го, который воевал по-суворовски, «не числом, а уменьем». Учиненный им разгром персидской армии в октябре 1812 г. и взятие важнейшей крепости Ленкорань под новый 1813 г. значительно приблизили подписание мирного договора. К этому времени Персия осталась без союзников. Еще в мае 1812 г. из войны с Россией вышла Турция. Англия с лета того же года стала союзником России и начала поддерживать ее мирные инициативы. Наполеон, вновь искавший союза и с этой целью писавший из горящей Москвы о победе над Россией, после бегства уже не рассматривался как «путеводная звезда бедуина».

В октябре 1813 г. в карабахском селении Гюлистан был подписан мирный договор. В его основных статьях Персия признала права России на Грузию, Дагестан и Северный Азербайджан (с Баку); Россия получила исключительное право иметь военный флот на Каспийском море, а торговое мореплавание здесь было признано свободным. Подданные обеих стран получили равные права в торговле.

Таким образом, в 1813 г. Россия окончательно обрела права на Закавказье и Северо-Восточный Кавказ. Сами правители Дагестана к 1812 г. приняли русское подданство, хотя и система управления, и сама их внутренняя политика оставались прежними.

— Рекомендуемая литература —

Наиболее подробной обобщающей работой по представленной теме стала «История внешней политики России. Первая половина XIX века (от войн Наполеона до Парижского мира 1856 г.)» (М., 1995). Это часть третьего тома академического издания «Истории внешней политики России. Конец XV — 1917 г.», подготовленного сотрудниками Института российской истории Российской академии наук. Однако в связи с необходимостью уместить значительный и разнообразный период в заранее заданный объем авторы существенно сократили некоторые важные сюжеты. Именно поэтому наличие обобщающего труда не заменяет выходившие ранее работы по более частным темам. Для истории международных отношений до нашествия Наполеона на Россию значительную ценность представляет классический труд А. Вандаля «Наполеон и Александр I. Франко-русский союз во время Первой империи», вышедший в начале XX в. и переизданный почти век спустя (Ростов-на-Дону, 1995). В него включено (в переводах) значительное количество французских источников, практически не доступных в России. Итоги новых исследований, проведенных уже после А. Вандаля, в XX в., излагаются в книге В. Г. Сироткина «Наполеон и Россия» (М., 2000).

71

Отечественная война 1812 г. — «тема-рекордсмен» во всей литературе по истории России: библиография вышедших работ давно перевалила за 15 ООО названий! Правда, в эту библиографию включены статьи и публикации по самым частным вопросам. Из обобщающих работ стоит обратить внимание на выдержавшую испытание временем книгу Е. В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год», неоднократно переиздававшуюся после первого выхода в 1938 г. (М., 1992; М., 1994). Другой авторитетной, хотя и во многом спорной работой считается книга Н. А. Троицкого «1812. Великий год России» (М., 1988). В ней автор соединил блестящее изложение хода событий и критическое переосмысление многих мифов и штампов, накопившихся в отечественных и зарубежных работах за последние два столетия. В книге приведен и список наиболее важной литературы и источников. С особенностями подхода к теме французских историков можно познакомиться по переводу работы крупнейшего специалиста по Наполеону и его эпохе Жана Тюлара «Наполеон, или Миф о «спасителе» (М., 1996, ЖЗЛ).

Дух эпохи завершения Наполеоновских войн и Венского конгресса передан в недавно опубликованных мемуарах известного историка А. И. Михайловского-Данилевского, который в качестве офицера свиты был приближенным лицом императора Александра I: Михайловский-Данилевский А. И. «Мемуары. 1814—1815» (СПб., 2001).

Восточное направление российской внешней политики обстоятельно проанализировано в монографии Н. С. Киняпиной, М. М. Блиева, В. В. Дего-ева «Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России (вторая половина XVIII— 80-е годы XIX в.)» (М., 1984). Богатейший фактический материал собран в блестяще написанном труде В. А. Потто «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (Тифлис, 1885; Ставрополь, 1994. Том 1. От древнейших времен до Ермолова), страдающем, правда, некоторой вольностью в подборе и передаче информации.

72

Внешняя политика России от Венского конгресса

до Парижского мира: 1815—1856

<< | >>
Источник: Д.И. Олейников. История России с 1801 по 1917 год. Курс лекций : пособие для вузов / Д. И. Олейников. — М. : Дрофа. — 414 с.. 2005

Еще по теме Политика России В Азии:

  1. Глава 17. Внешняя политика России в 1860—1870-х годах. Сближение России с Францией. Присоединение Закавказья и Средней Азии
  2. Политика в Азии
  3. Глава 13. Войны России с наполеоновской Францией в 1805-1807 гг. Отечественная война 1812 г. Европейская политика России в 1820-1840-х годах. Восточный вопрос и Крымская война
  4. «Восточная политика» России
  5. 2. Внешняя политика современной России
  6. Социальная политика в России
  7. Приоритеты внешней политики России
  8. § 4. Внешняя политика России
  9. Политика россии в отношении Польши
  10. Современное состояние социальной сферы и политики в России
  11. Основные этапы внешней политики России в XIX в.
  12. ФЕДЕРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
  13. ТЮРКСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ РОССИИ
  14. Исторический очерк региональной политики в России