Б. М. Кедров Введение

Свое принципиальное отношение к использованию гегелевской логики (диалектики) В. И. Ленин выразил следующим образом: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik [мистики идей.

— Ред.]: это еще большая работа» [2, 29, 238].

Почему же Ленин взялся сам за осуществление этой большой работы и как он ее проводил? Об этом свидетельствуют прежде всего его «Философские тетради», на рассмотрении которых мы главным образом и остановимся.

В общей форме о процессе «перевертывания» гегелевского (и вообще абсолютного или объективного) идеализма с последующим его превращением в материализм В. И. Ленин писал еще в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Там, в частности, речь шла об эволюции философских воззрений А. А. Богданова, который в конце концов попытался «убрать некоторые противоречия махизма, создать подобие объективного идеализма». ««Теория всеобщей подстановки» показывает, — констатировал Ленин, — что Богданов описал дугу почти ровно в 180°, начиная со своего исходного пункта. Дальше ли отстоит эта стадия богда- новской философии от диалектического материализма или ближе, чем предыдущие стадии? — спрашивал Ленин и отвечал по-диалектически: — Если он (Богданов. — Ред.) стоит на одном месте, тогда, разумеется, дальше. Если он продолжает двигаться вперед по такой же кривой линии, по которой он двигался девять лет, то тогда ближе: ему нужен теперь только один серьезный шаг, чтобы снова повернуть к материализму, именно — универсально выкинуть вон свою универсальную подстановку» [2,18, 243—244].

Дальше следует интересующее нас сопоставление последнего варианта богдановской философии с гегелевским идеализмом: «Ибо, — объясняет Ленин, — эта универсальная подстановка так же собирает вместе, в одну китайскую косу, все грехи половинчатого идеализма, все слабости последовательного субъективного идеализма, как (si licet parva componere magnis! — если позволительно сравнивать малое с великим) — как «абсолютная идея» Гегеля собрала вместе все противоречия кантовского идеализма,

Ёсе слабости фихтеанства. Фейербаху оставался только одйй серьезный шаг, чтобы повернуть снова к материализму: именно — универсально выкинуть вон, абсолютно удалить прочь абсолютную идею, эту гегелевскую «подстановку психического» под физическую природу. Фейербах отрезал китайскую косу философского идеализма, т. е. взял за основу природу без всякой «подстановки»» [2, 18, 244].

Подобная задача — отрезать китайскую косу абсолютного идеализма у Гегеля и очистить гегелевскую диалектику от мистики идей — со всей остротой встала перед самим Лениным.

Хорошо известно, что во всех трудах, особенно философских, Ленин всегда подчеркивал исключительную важность материалистической диалектики, ее центральное положение в марксистском учении. Только материалистическая диалектика, отмечал он, способна помочь пролетарской партии нового типа правильно ориентироваться в чрезвычайно сложной и быстро меняющейся обстановке, только с позиций диалектического метода можно глубоко и всесторонне проанализировать новые закономерности и тенденции революционного движения и всего общественного развития.

Как известно, Ленин был замечательным мастером материалистической диалектики. Все его работы представляют собой яркий образец научного развития материалистической диалектики, разработки ее принципов, категорий, законов. Вождь пролетариата прекрасно понимал, что для идейно-теоретической подготовки партии и всего рабочего класса к предстоящим революционным битвам необходимо создать своего рода пособие по диалектике, по ее теории. Не случайно поэтому, что в годы, непосредственно предшествовавшие Октябрьской социалистической революции, Ленин вплотную принимается за непосредственную разработку теории диалектики, чтобы дать в руки партии боевое оружие для руководства в грядущих революционных битвах.

В свое время Маркс намеревался написать работу, специально посвященную изложению материалистической диалектики как метода научного познания и революционного действия.

Ленин в «Философских тетрадях» набросал собственные планы разработки и изложения материалистической диалектики. Однако события развивались тогда столь стремительно, требовали к себе такого внимания и стольких сил, назревание революционного кривиса в России и его перерастание в революционный взрыв шло такими быстрыми темпами, что Ленину не удалось завершить задуманную им работу. Но все главные идеи и мысли, зародившиеся у него в процессе этой работы, он воплотил в других своих трудах, написанных накануне Октябрьской революции и в послеоктябрьский период.

Во всех этих ленинских трудах, при формулировке задач классовой революционной борьбы, строительства нового общества, мы видим мастерской применение Лениным диалектики к анализу действительности. Образцом этого могут служить труды Ленина «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Очередные задачи Советской власти», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах. . .», многие документы партии и Советского государства.

Приступая осенью 1914 г. к критическому штудированию философских сочинений Гегеля с целью извлечь из них рациональную диалектику и поставить ее на прочный фундамент материализма, Ленин полностью исходил из взглядов Маркса и Энгельса, из их богатейшего опыта по материалистической переработке гегелевской диалектики. Но Ленин не просто повторял этот их опыт: он учитывал данные новой исторической эпохи, новейшее развитие науки, в том числе и естествознания, а главное, данные практики революционной борьбы международного пролетариата и всего того, что принесла с собой первая мировая империалистическая война. Ленин отчетливо видел, что в перспективе эта империалистическая война должна была неизбежно перерасти в войну гражданскую, что вело к победе пролетарской революции в России.

В такой новой исторической обстановке сами по себе сочинения Гегеля должны были прочитываться по-новому, т. е. иначе, нежели они читались в канун революции 1848 г.

Каков же был общий подход Ленина к материалистической переработке гегелевской диалектики? Здесь, как и во всем, Ленин исходил из принципов диалектического материализма. При этом исключительное внимание Ленин отводил данным современного естествознания, которые особенно убедительно позволяли давать материалистическое толкование положениям гегелевской диалектики. Связь с общественно-исторической практикой, с революционным движением, с борьбой пролетариата за свое освобождение и освобождение всех трудящихся масс от гнета царизма и капитализма отражается в общественных учениях марксизма и прежде всего в историческом материализме и научном комму- низме\ поэтому принципы этих разделов марксистского учения также занимают у Ленина важное место в деле материалистической переработки диалектики Гегеля. Это станет понятным еще и потому, что, согласно взглядам Ленина, материалистическое понимание истории, а значит и сам исторический материализм, трактуется как «последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений. . . » [2,26,57].

Соответственно этому мы и рассмотрим по порядку ленинские принципы и приемы переработки гегелевской диалектики с позиций материализма. Заметим, что история науки не сохранила документальных записей того, как совершался у Маркса и Энгельса непосредственно самый процесс материалистической переработки гегелевской диалектики. В распоряжении современных исследователей имеется лишь огромнейший материал, содержащий результат этой ее переработки основоположниками марксистского учения. К на- тему великому счастью, история сохранила ленинские записи, отражающие весь ход работы Ленина над гегелевской диалектикой, зафиксированный в «Философских тетрадях», этой в полном смысле слова лаборатории ленинской мысли. Поэтому в дальнейшем нам придется опираться особенно часто на этот ленинский документ непреходящей важности.

<< | >>
Источник: В. Е. ЕВГРАФОВ. ГЕГЕЛЬ И ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ. 30-е годы XIX в. —20-е годы XX в.. 1974

Еще по теме Б. М. Кедров Введение:

  1. В. Н. Садовский Б.М.КЕДРОВ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ СООБЩЕСТВО
  2. Б.М.КЕДРОВ: ПУТЬ ЖИЗНИ И ВЕКТОР МЫСЛИ (материалы «круглого стола»)
  3. Б.М.Кедров Как создавался наш журнал
  4. ЧАСТЬ II Бонифатий Михайлович Кедров (1903—1985)
  5. Б. М. Кедров Философия как общая наука в ее соотношении с частными науками
  6. Введение Подготовительный этап
  7. 1. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. Постановка проблемы (введение)
  10. Введение
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. Введение:
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. ВВЕДЕНИЕ