НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В НАТУРАЛИЗМЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

В рамках античного натурализма сложилось понимание воспитания как развития природных задатков и способностей. Натурализм полагает зародыши разума и нравственности уже наличествующими в человеке, так что дело воспитателя состоит лишь в создании условий для их «трогания в рост».
Особенно категоричны стоики: воспитатель ничего не должен привносить от себя в процесс формирования души. Влияние окружающих в лице родителей, воспитателей и учителей стоики наряду с чувствами и влечениями относили к факторам, способствующим смещению понятий и уклонению разума от прямого пути.

Натуралистическая идея о том, что первичное природное влечение не может заблуждаться и обманывать человека, была подхвачена и доведена до карикатурной формы сторонниками идеологии «новых левых», а затем постмодернизмом. Их деятельность имеет своим истоком критику Просвещения, под которым понимается не конкретная философия XVIII века, а совокупность идей, идеалов, принципов, ценностей европейской культуры нового и новейшего времени. Исследование просветительских философских традиций, идей, норм и принципов осуществляется, однако, не в духе вдумчивого анализа, а в духе страстного, категорического отрицания классического наследия. В европейской цивилизации представители Франкфуртской школы, а затем постмодернизма усматривают только негативные черты: универсальное отчуждение, «овеществление» человеческой личности, товарный фетишизм, коммерциализацию и деградацию культуры. Взамен они выдвигают проект контркультуры, выражающей неприятие всех и всяческих запретов и провозглашающей реабилитацию чувственности и наслаждения.

Человек не должен во имя господства над природой и над другим человеком отказываться от непосредственного и жизненного и искоренять в себе импульсивное. Наиболее известные представители Франкфуртской школы: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас — выражают убеждение, что человек не может иметь реальное представление о добром, об абсолютном, но лишь способен отвергать то, от чего он страдает и что нуждается в изменении.

Развитие нигилистических тенденций в постмодернизме выразилось в неприятии им всей предшествующей педагогической теории и практики, в критике способов обоснования педагогических целей и идеалов образования. Согласно воззрениям постмодернизма, современное общество — это общество без фундаментальных ценностей. В современном обществе имеет место плюрализм ценностей и интересов, которые конкурируют между собой и между ними невозможен консенсус, а значит, воспитание и образование теряют смысл.

Тенденция видеть во всех социальных институтах только репрессивную функцию, а в воспитании — подавление ребенка и манипулирование им привела к появлению в 70-е годы социальных движений, направленных против образовательных инсти- тутов, которые, якобы, нацелены исключительно на формирование стереотипного мышления и не оставляют места для творчества и рефлексии. Одним из идеологов этого направления стал М. Фуко, наиболее радикальные последователи которого от критики перешли к прямым призывам к устранению образования, педагогики, психиатрии и т. д.233

Антипедагогика исходит из натуралистического образа ребенка, согласно которому ребенок сам знает, что для него является благом, и знает лучше, чем взрослый: «Ребенок в самого рождения весьма способен к собственному чувству того, что для него является наилучшим»234. Из этого знания автоматически вытекает способность ребенка брать на себя ответственность за любой жизненный выбор на любой стадии жизни. Эта мысль сформулирована в основном принципе антипедагогики — принципе спонтанной, врожденной автономности ребенка, которая якобы лишь разрушается воспитанием. Антипедагогика покушается на самые основания культуры, отрекаясь от историчности и преемственности поколений.

Подлинные истоки репрессивности власти усматриваются в языке, который объявляется средством порабощения и закабаления человека, разрушения его личного существования.

С точки зрения постмодернизма, язык остается средством подавления до тех пор и в той мере, в какой он является основой для формирования ядра личности, личностного самосознания, способом отождествления себя с корпоративным сознанием или всеобщим разумом — словом, средством самоидентификации, поскольку именно с помощью языка фиксируются «выдавленные» из живых коммуникативных актов нормы, ценности и регулятивы, которым приписывается обязательный характер. Но все эти формы всего лишь фикции, «симуляции», в действительности же существует только непрерывный поток становления, так что и сам человек есть нечто изменяющееся, становящееся другим в каждый момент коммуникации с другими людьми. Все устойчивое и определенное в человеке фиктивно; действительно лишь текучее и произвольное. Произвольными являются «языковые игры» и выбор, эмоциональные переживания и витальные способности, и эта произвольность делает невозможной самоидентификацию и самотождественность. Постмодернизм настолько решительно отвергает постулат конститутивного единства человека, что сам себя лишает даже возможности последовательно провести натурализм. Действительно, если все в человеческой жизни спонтанно и произвольно, если вместо мысли, ответственности, регулятивных норм, ценностей, реальности и истины есть только произвол, консенсус, договоренности, симулякры, коммуникативность и убеждения, у человека не может быть и никакой общей или единой природы. Постмодернизм конструирует образ человека, лишенного всякой способности к идентификации, движимого лишь бессознательными стремлениями и подчиненного разного рода безличным структурам, в конечном счете — структурам языка.

Однако заявив, что человек не нуждается в самоидентификации, постмодернизм спохватывается: слишком абсурдной и опасной оказывается нарисованная картина. Самоидентификация, оказывается, нужна, но средством выявления самотождественности человека должно стать авангардистское искусство, с формами которого должно согласовываться человеческое поведение. Мы уже говорили о том, что уже сознание Возрождения и Просвещения существенно эстети- зировалось, однако, с точки зрения постмодернизма, — недостаточно; необходима дальнейшая эстетизация мышления. Значит, прочь еще дальше от сферы нравственности и религиозной веры; вперед к эстетическому истолкованию мира, точнее, к конструированию фиктивного мира в воображении, к кувырканию среди многообразия стилей и проекций. Все виды знания и деятельности превращаются в искусство235. Знание-искусство, включенное в многообразие «языковых игр», — это разновидность нарративного повествования, не претендующего на общезначимость и объективность. Эстетизация, таким образом, достигается при помощи все тех же «языковых игр» и не только не выявляет доминантную форму самоидентификации человека, но, напротив, усиливает его децентричность, лишая человека всякой надежды обрести хоть какую-то точку опоры.

Постмодернистская идеология нацелена на радикальное изменение сознания. Суть этого изменения состоит в эмоциональной переориентации современного человека, формировании между людьми отношений, базирующихся на интересе и эмоциональном обучении 236, призванным заменить рациональность и язык как средства репрессивного подавления чувственности и эмоциональности. В результате разум утрачивает универсальные характеристики и становится чем-то субъективным; истина релятивизи- руется и сводится к «психологическому измерению» бессознательной витальности, эмоциональных и телесных потребностей человека.

<< | >>
Источник: Токарева С.Б.. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. — Волгоград: Изд-во ВолГУ. — 256 с.. 2003

Еще по теме НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В НАТУРАЛИЗМЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ:

  1. § 5. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
  2. ? .6. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
  3. Проблемы школьного советского воспитания Методы воспитания
  4. 8.6. Тенденции и проблемы развития зарубежной демократии
  5. Возраст и проблемы старения на Западе Демографические тенденции
  6. Проблема сущности человека, тенденции и перспектива общественного развития
  7. § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
  8. Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000-2001 г.).
  9. Глава 14 Социальные процессы в современном капиталистическом мире: основные тенденции и ключевые проблемы
  10. Глава 1 Проблемы воспитания мальчиков
  11. Понимание, натурализм и марксистская социология
  12. Проблемы экологии и экологического воспитания
  13. ТЕМА 3 ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
  14. Философия и натурализм