ПОСТМОДЕРНИЗМ


Мыслители эпохи Просвещения и представители романтического движения выражали уверенность в нашей способности познать Истину. Модернизм и особенно постмодернизм — культурные течения конца XX века -- утратили эту уверенность.
Некоторые сомневаются в существовании любой объективной реальности, доступной для познания. С этой точки зрения, сколь-либо важным остается лишь выражение чувств и переживаний, способность поделиться своими впечатлениями с другими людьми.
Следует заметить, что даже в таком неблагоприятном климате, в конце XX века наблюдается определенный всплеск духовного отношения к жизни. Эти настроения особенно сильны среди тех, кто находится вне традиционных христианских конфессий, или, образно говоря, «балансирует на краю». Они выражаются скорее в личных, чем в совместных исканиях, и быстро опускаются до уровня предрассудков и нелепых обрядов под общей эмблемой «Новой эры».
Общество не стало атеистическим и рациональным. В западных странах подавляющее большинство людей по-прежнему верит в Бога, и многие заявляют о своей приверженности к той или иной церкви, хотя и не посещают богослужения, регулярно. Современное западное общество иногда называется светским, поскольку организованная религия пришла в упадок, а вера в Бога нечасто становится главным фактором в принятии решений — в противоположность народам, исповедующим ислам. Но западное общество с равным основанием можно назвать суеверным. В Европе и США гороскопы никогда не пользовались такой популярностью, как в наши дни. Это дает церкви возможность доказать, что разумная вера в живого Бога является гораздо лучшим способом в борьбе со страхом перед неизвестным будущим.
В XXI ВЕК
Несколько десятилетий назад траппистский монах Томас Мертон написал: «Мы живем в эпоху величайшей революции в истории, в эпоху стихийного подъема всей человеческой расы... Это не является чем-то, что мы могли бы выбрать по своей воле или чего мы могли бы избежать».
Начало XXI века кажется одновременно прекрасным и устрашающим. Темпы перемен невероятно ускорились. В нашей «мировой деревне» средства общения и торговли стали действительно международными, а государственные границы во многом утратили свое значение. Но жизнь огромного числа людей становится все более трудной. Миллионы детей не имеют крова или заняты рабским трудом; в мире насчитывается 23 миллиона беженцев, 80% которых составляют женщины и дети. Ежегодно 25 000 человек, в основном мирных жителей, погибают или получают увечья при взрывах противопехотных мин. Около 1,3 миллиарда людей живут на грани нищеты, и 12 миллионов детей ежегодно умирают от недоедания.
В таких тяжелейших обстоятельствах призыв Иисуса Христа возлюбить ближнего, как самого себя, никогда не звучал так актуально. Общественная справедливость, добрососедство и сотрудничество — проявление этой любви на государственном уровне -должны стать политической линией всех ведущих государств. Неправительственные организации, среди которых много христианских, играют важную роль в смягчении последствий конфликтов и в долговременном стратегическом планировании. Многие церкви и христианские благотворительные общества откликнулись на потребность в медикаментах, возникшую в восточной Европе, особенно в Румынии. Ближе к дому, в английских городах и поселках, обеды для голодных и приюты для бездомных организуются церквами, работающими вместе на экуменических принципах.
БУДУЩЕЕ ДЛЯ ЕВАНГЕЛИЯ?
В общем и целом в христианстве наблюдается движение от иерархической концепции Церкви с ведущей ролью духовенства к пониманию Церкви как всего Божьего народа. Важный сдвиг в сторону такого понимания произошел на Втором Ватиканском Соборе (1962—1965), созванном папой Иоанном XXIII.
Другие значительные сдвиги обсуждались в главе 13; в их числе харизматическое движение с акцентом на спасение силой Святого Духа и теология освобождения с напоминанием о Божьем призрении к бедным. В мире быстрых перемен Церковь продолжает проповедовать Евангелие и активно участвовать в дебатах по общественным и этическим вопросам.
С ростом народонаселения растут и ряды христианской Церкви, ежедневно принимающей более 100 000 новых членов. Особенно быстрая тенденция к росту наблюдается в Африке, Азии и Латинской

Америке, в то время как в Европе Церковь стремится лишь удержать свои позиции. Мировая Церковь XXI века будет более молодой, энергичной и бедной, представленной выходцами из третьих стран, исповедующими харизматическое христианство. В некоторых странах она будет желанной гостьей, в других подвергнется жестоким гонениям. Увы, христианские мученики принадлежат не только прошлому.
Былая убежденность в силе рационального мышления, особенно свойственная эпохе Просвещения, утратила свою власть. Неуверенность породила тревогу и открыла новые возможности. Постмодернизм, с его акцентом на личный опыт, а не на объективную истину, все очевиднее приводит к игнорированию христианской точки зрения на Западе. Замечание епископа Лесли Ньюбигена о «холодном презрении к Церкви» может стать еще более актуальным, чем раньше. Многое в постмодернизме противоречит христианству, и существует опасность, что некоторые церкви будут просто избегать проблем, созданных этим новым взглядом на жизнь и истину. Но их нельзя избежать, так как это воздух, которым мы дышим, газеты, которые мы читаем, телевизионные программы, которые мы смотрим.
СООБЩЕСТВО НАДЕЖДЫ
В течение своей истории Церковь выказала огромную энергию в преодолении культурных и классовых барьеров. Она столкнулась с многочисленными идеями, враждебными христианскому пониманию жизни. В такие моменты христианское призвание бывает особенно трудным и волнующим. Размышления о прошлом могут дать верующему человеку мужество для встречи с будущим.
В истории Церкви есть много неоднозначного. Она знала моменты торжества и моменты позора. Церковь была развращенной и слабой, отчаянно нуждавшейся в Божьей помощи и всепрощении. Но вместе с тем она заботилась о нуждах обездоленных, давала надежду и вдохновение, говорила за тех, кто был лишен права голоса, и защищала бессильных. Она проповедовала благую весть об Иисусе Христе и нашла последователей во всех странах. Она пережила жестокие гонения, но стала лишь крепче, что видно на примере современного Китая.
Возможно, термин «Церковь» является слишком общим, поскольку христианская вера живет в десятках тысяч местных конгрегации и в сердцах миллионов отдельных христиан. Папы, патриархи, архиепископы, Соборы и Синоды оказывают огромное влияние на развитие христианского учения и в конечном счете попадают на страницы исторических хроник. Но сила Церкви прибывает и убывает в зависимости от прочности христианского содружества, которое можно обнаружить не только в церкви, но и на бесчисленных перекрестках жизни — на улицах, в лесах и полях.
«Церковь есть сообщество надежды, которое смотрит в будущее со смиренной уверенностью»
(Джон Скотт). Во времена славы и позора духовное око видит, что «наш Господь правит». Иногда Божий промысел следует потаенными путями, но христиане верят, что Он никогда не отворачивается от нас и ведет нас к исполнению предначертанного. Христиане XXI века обретут уверенность в Боге, вспомнив об обещании Иисуса, которое Он дал своей Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфей, 16:18).

ВЕЛИЧАЙШЕЕ НАСЛЕДИЕ
<< | >>
Источник: Янг Дж.. Религии мира. Христианство. 2001

Еще по теме ПОСТМОДЕРНИЗМ:

  1. Постмодернизм
  2. 4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ. КОНТРКУЛЬТУРА
  3. Глава 6 Постмодернизм
  4. Постмодернизм
  5. ИНФОРМАЦИЯ, ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ
  6. § 2. Наука в эпоху модернизма и постмодернизма
  7. Постмодернизм
  8. Постмодернизм как интеллектуальное течение
  9. 2. Проблематизация понятия «искусство» в парадигме постмодернизма
  10. Драматургия постмодернизма
  11. Постмодернизм как социальное явление
  12. Структурализм и постструктурализм. Постмодернизм
  13. 11.3. Постмодернизми понимание права
  14. ПОСТМОДЕРНИЗМ И КОНЕЦ ДЕМОКРАТИИ