Контекст
Указанный контекст в значительной степени определяется различием аналитической и континентальной философии ( далее - КФ) Европы. Это различие напоминает дихотомию « Запад-Восток». Хотя она устарела, но используется весьма широко.
Аналогичная двусмысленность характерна и для дихотомии АФ (англоязычной) и КФ (немецко- и франкоязычной). Здесь тоже географическая интерпретация порождает проблемы. Например, Г. Фреге, Л. Витгенштейн и большинство членов Венского кружка были немцами, но сыграли значительную роль в становлении АФ. А британские философы (Д. С. Милль, Ф. Бредли, Р. Коллингвуд, М. Оакшот и др.) испытали сильное влияние германского романтизма и идеализма. Некоторые современные англоязычные философы (Р. Рорти, А. Макинтайр, Ч. Тейлор) 311 сознательно развивают идеи континентальной мысли на языке АФ. Одновременно во Франции и Германии есть целые школы АФ. Они существуют наряду с неокантианством, которое в ряде моментов сходно с АФ.
Правда, в англоязычных странах КФ была открыта недавно. Вплоть до 1980-х гг. в курсах философии англоамериканских университетов вообще не упоминались имена Гегеля, Ницше, Гуссерля, Хайдеггера и Сартра. Этот факт завершил длительный процесс взаимоизоляции и пренебрежения к прецедентам взаимодействия КФ и АФ. Например, сторонники Гегеля в Англии появились уже в XIX в. Б. Рассел, А. Уайтхед, Д. Мур и другие классики АФ были вынуждены в начале XX в. поднять целое восстание против засилья гегельянщины в Британии. В этой борьбе «Принципы математики» Б. Рассела сыграли главную роль. Гегельянство было вытеснено из британских университетов в период между Первой и Второй мировыми войнами. На протяжении более полувека в Англии доминирует АФ.
Но противоборство немецкого идеализма и АФ продолжается. Гвардейцами в войне с метафизикой выступают логические позитивисты разных поколений. Они не прекращают попытки проведения строгой грани между научной философией и бессмысленной философией. А. Ай-ер во второй половине XX в. возродил юмовскую традицию ликвидации метафизики. Он определил творчество М. Хайдеггера как наиболее показательный пример метафизики XX в., в которой по-прежнему отсутствуют эмпирические фактуальные суждения, аналитические и логические истины. Так что оппозиция КФ и АФ сохраняется до настоящего времени.
Ее показателем принято считать взаимное непонимание. Действительно, темный и непонятный стиль - опре-
деляющий признак КФ.
Однако этот стиль можно вполне квалифицировать как «свое чужое» АФ. Нередко ссылка на неясность КФ скрывает элементарное безразличие и нежелание утруждаться. Классические тексты АФ далеко не всегда написаны ясно. Например, рассуждения Д. Мура о восприятии и наблюдении изложены так, что трудно отличить язык классика АФ от невнятного бормотания Гегеля на тему « определенности мысли». « Логико-философский трактат» Витгенштейна и « Логические исследования» Гуссерля требуют значительных усилий для понимания. Поэтому строгое различие между АФ и КФ представляет особую проблему. По крайней мере, при описании взаимодействия АФ и КФ географические соображения непродуктивны.
Как известно, любое взаимодействие состоит из фактов взаимного неприятия, забытья, исключения и непонимания. Видимо, они фиксируют реальную противоположность и диалектику. Все зависит от точки отсчета. В первой главе уже говорилось, что АФ развивает традицию Просвещения. В отличие от нее Гердеру и Руссо принадлежит инициатива критики Просвещения. Реакция Гегеля на философию Канта была систематической реализацией данной инициативы. Поэтому можно исходить из того, что критика Просвещения - исходный пункт КФ. Большин-
ство ее представителей были и остаются постгегельянцами. В том смысле, что они развивают или полемизируют с методом или системой Гегеля. Но пока не могут освободиться от того и другого. Поэтому их мышление несет на себе печать гегелевской системы, несмотря на критику и даже полное неприятие.
Так понятая традиция КФ включает К. Маркса, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, экзистенциализм Ж.-П. Сартра, А. Камю, Симоны де Бову-ар, неомарксизм Франкфуртской школы и Ю. Хабермаса, современные школы феноменологии, структурализма, постструктурализма,
деконструкционизма и постмодернизма. Предлагаемое понимание КФ не является новым. Оно лишь фиксирует две исторические особенности КФ: скептическое отношение к аисторическому рационализму Просвещения, для которого естественные науки были эталоном знания; акцент на культурно- историческую обусловленность мышления и связь философской мысли с определенным контекстом и историей. Рассмотрим конкретные воплощения данных свойств.
Еще по теме Контекст:
- Контекст
- Дисциплина в контексте взаимоотношений
- Угроза релятивизма как результат «погружения» науки в контекст
- 10.1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
- 6.6. Проблема контекста
- Социальный контекст
- Проблема контекста
- 10.2. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДИДАКТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
- 10.3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ КОНТЕКСТЕ
- 3.5. Блага и социальный контекст
- В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Семейный и интерперсональный контекст
- Историко-культурный контекст
- Время, пространство, контекст
- Психологическая антропология п ирпрм иаучпом контексте