XXV. Божества

§ 194. Нам остается заняться теперь эволюцией того класса богов, который возник вследствие простой идеализации и расширения человеческих личностей.

§ 195. Дикарь считает сверхъестественным, или божественным все, что превосходит средний уровень.

Поэтому, прилагая титул бога ко всему новому, странному или необыкновенному, он, естественно, прилагает его и к разного рода могущественным людям, умершим и живым.

§ 196. Прежде всего нужно упомянуть о тех индивидах, превосходство которых имеет наиболее определенный характер: об индивидах, которые считаются другими или ими самими, лучшими, чем другие. § 197. Если «высшее» и «божественное» суть понятия эквивалентные, то будет существовать естественное стремление превратить глав и прави- телей в божества еще при их жизни, а после смерти сделать из них более высокое божество. Подобный вывод оправдывается фактами.

§ 198. Так как первоначально «божественный» обозначало просто «высший», то и люди, выделявшиеся чем-либо другим, помимо главенства, также рассматривались как боги. Хотя существуют только весьма скудные прямые доказательства того, что знахари, превосходство которых не имело другого источника, кроме их искусства, считались в течение своей жизни богами, однако есть доказательства того, что они обоготворялись после смерти. Действительно, некоторые факты даже заставляют нас предполагать, что души умерших знахарей первые достигли более выдающегося положения как существа которых следует опасаться. Между знахарем и мастерами, обучающими разным новым искусствам, существует только номинальное отличие; в Африке даже кузнечное ремесло есть вид чародейства. Поэтому следует ожидать обоготворения тех, чье превосходство в области знания или искусства очевидно. В качестве иллюстрации этого можно указать на многие божества Греков и Римлян, которые признавались учителями того или иного нового технического процесса или изобретателями того или иного нового орудия.

§ 199. И в наши времена иногда случается, что Европеец, например потерпевший кораблекрушение моряк, лопав к дикарям, достигает господства над ними благодаря своему знанию и искусству; если мы вспомним при этом, что после смерти подобного человека его сила, преувеличенная легендой, сделает его тень более страшной, чем обыкновенные тени, то мы увидим, что перед нами новый источник возникновения божеств.

Иногда выдающиеся чужеземцы, становящиеся подобным образом богами какого-нибудь народа, считаются возвратившимися душами его собственных выдающихся людей

§ 200. От этого обоготворения единичных представителей высших рас естественно перейти к обоготворению рас-завоевательниц, не в лице отдельных их членов, но во всем их объеме. При подобном толковании легко понять выражение «боги и люди», которое встречается в предании различных народов. Ибо, когда дикари, называющие себя «людьми», завоевываются дикарями, носящими другое имя и доказавшими самым фактом победы то свое превосходство, которое для первобытного ума равнозначно божественности, тогда имена победителей и побежденных будут обозначать то же, что и выражение «боги и люди».

§ 201. При сравнении пантеона Греков с пантеоном какого-нибудь другого народа, например Фиджийцев, мы увидим, что вышеизложенная гипотеза лучше согласуется с фактами, чем гипотеза мифологов. Кто найдет это сравнение оскорбительным, должен только вспомнить, что Греки изображали некоторых из своих богов людоедами и что человеческие жертвы Зевсу продолжались до позднего времени.

§ 202. Можем ли мы найти хотя бы одно исключение из этого общего правила, которое до сих пор повсюду поддерживалось фактами?

§ 203. Итак, достаточным основанием всеобщности антропоморфизма является то обстоятельство, что концепции божественного человека повсюду предшествовала перцепция могущественного человека. Совершенно 284 неверно, будто те идеи о божестве, которые господствуют среди культурного народа, врожденны; наоборот, несомненно, что эти идеи возникают только на сравнительно высокой ступени развития как результат накопившегося знания, большого умственного кругозора и более высоких чувств.

§ 204. Позади сверхъестественного существа всякого порядка всегда стояла какая-нибудь человеческая личность. Употребляя выражение «поклонение предкам» в самом широком его смысле, т. е. подразумевая под ним всякое поклонение умершему, — все равно, будет пи этот умерший родствен по крови поклоняющемуся или нет, — мы можем сказать, что поклонение предкам есть корень всякой религии.

<< | >>
Источник: Спенсер Герберт. Синтетическая философия: Пер. с англ.— К.: Ника-Центр.- 512 c.- (Серий "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2). . 1997

Еще по теме XXV. Божества:

  1. 11 ЙОГА БОЖЕСТВА
  2. Принижение понятия о божестве
  3. Верховное божество
  4. Другие божества, достойные восхваления
  5. Распыление божества в природе
  6. Божества круга Шивы
  7. II. Божества, к которым следует взывать
  8. Книга XXV
  9. LIBER XXV
  10. ЛЕКЦИЯ XXV
  11. XXV. Отношение Последовательности
  12. XXV. Обязанности государства
  13. XXV ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ