НАРОД — ОБЩНОСТЬ СУДЬБЫ

Русский термин «народ» Широкогоров предлагает не только отделить от понятия «этнос», но и вообще не использовать в научных конструкциях в силу его «расплывчатости» и «многозначности» (мы видели, какая непростая иерархия слова для обозначения народа существовала в древнегреческом языке).
И тем не менее для более точного понимания термина «этнос» можно попытаться дать ему определение. Народ — это этнос, который привносит в структуру своего общества высшую цель, стремится выйти за привычные рамки этнического бытия, сознательно расширить горизонты культуры и масштаб социальных структур. Можно сказать также, что народ — это этнос в восходящем движении, на подъеме, в динамике расширения, роста, взлета302. Народ в отличие от этноса, который ориентирован на общность истоков, ориентируется на общность судьбы, то есть не только на прошлое и данное, но и на грядущее, на то, что только еще предстоит совершить. Народ связан с миссией, проектом, задачей. Он организуется по силовым линиям осуществления неосуществленного, открытия неоткрытого, создания несозданного. В своей основе народ остается этносом и обладает всеми свойствами этноса, но к этому набору (язык, происхождение, обычай, осознание отличия от других) добавляется новый компонент — миссия, цель, предназначение. Согласно этому научному определению, не всякий этнос есть народ, но всякий народ есть в своем основании этнос. Советский этнолог Юлиан Бромлей (1921 — 1990), изучая этнос, пытался подчеркнуть, акцентировать это различие. Он противопоставлял «этнос в узком смысле» (то есть собственно «этнос» как таковой) «этносу в широком смысле», который он называл «этносоциальным организмом»303. Под «этносоциальным организмом» Бромлей понимал приблизительно то же, что мы под «народом». Но, на наш взгляд, такое определение является крайне неудачным, поскольку любой этнос с необходимостью несет в себе социальность, более того, является матрицей социальности, ее изначальной и фундаментальной формой (и в этом смысле любая социальность всегда этнична в своих истоках), и любой этнос является организмом, то есть соответствует организационному коду, формируется по определенной парадигме, которая может меняться или стагнировать, но обязательно наличествует. Гораздо конструктивней использовать термин «народ», всякий раз подчеркивая и держа в уме его научное определение. При переводе на европейские языки пары «этнос — народ» можно воспользоваться греческой формой «этнос» (по-французски — l'ethnie) и наиболее точно соответствующим термином «народ» — «the people», «das Volk», «le peuple», «el pueblo» и т. д. В крайнем случае, если этого будет недостаточно, можно ввести в научный оборот русское слово «narod» — хотя бы потому, что это понятие лежит в центре внимания русской философии, которая начиная с эпохи славянофилов и вплоть до народников уделяла ему важнейшее место в философских, исторических и социальных теориях и системах. ?
<< | >>
Источник: Дугин А.Г.. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: Академический Проект; Трикста. — 564 с. — (Технологии социологии).. 2010

Еще по теме НАРОД — ОБЩНОСТЬ СУДЬБЫ:

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
  2. § 1. Социальная общность
  3. 1.3.2 Этническая общность, или этнос
  4. 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
  5. § 3. Человек в мире социальных общностей
  6. 1. Виды социальных общностей и их характерные черты
  7. Возрастание общности соответствия
  8. § 3. Социально организованные общности
  9. Социология этнических общностей
  10. Царь избран Богом вести народ к Богу, учить народ служить Богу и выполнять волю Божию
  11. § 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности
  12. Общность аксиом
  13. 3. Общность многообразия
  14. ЛЕКЦИЯ № 6. Социальные общности
  15. Социальные группы и общности
  16. Социальная общность и личность
  17. Социальные группы и общности
  18. § 3. Родовая и племенная общность в предпосылках общественного бытия