Интуиция
В истории не так уж редко складывались ситуации, когда интеллект оказывался неспособным проникнуть в сущность процесса или явления. В этой ситуации на помощь иногда приходила интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) как «высочайшее откровение», как бессознательное проникновение (постижение) будущего при помощи инстинкта и других компонентов подсознания.
Проблемам понимания интуиции много внимания было уделено в философской (начиная с идей Платона и Аристотеля, обогащенных И. Кантом, Р. Декартом, Ф. Шеллингом, А. Шопенгауером, H.A. Бердяевым и завершая современными идеями Ф. Фукуямы, Э. Тоффлера, А. Сахарова и А. Солженицына) и психологической литературе (А. Бергсон,
Н.О. Лосский, 3. Фрейд). В XX в. к этим проблемам обратилась и социологическая наука, сосредоточив свои усилия на определении возможностей интуитивного познания социальной действительности.
До сих пор непревзойденным интуитивным предсказателем будущего считается Мишель Нострадамус (1503—1566) — лицо реальное и исторически уважаемое. Будучи врачом, он остановил эпидемию чумы во Франции, чем заслужил нема-
Юнг К.Г Архетип и символ. М., 1991. С. 26—34. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1998.
Дополнительная литература
Аверинцев С. С. О современной буржуазной эстетике. М., 1972. Вып. 3. С. 110—155.
Аверинцев С.С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 110— 111. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1994.
Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юн- гианского психоанализа: Пер. с англ. М., 1997.
М.А. Мирошниченко
лую известность. Свои предостережения он начал писать в 1550 г. в состоянии надлома, испытав немало несчастий и потеряв семью во время эпидемии. Книгу пророчеств, содержащих более 900 предсказаний, он издал в 1555 г. и наметил конец света в 3797 г. В его труде содержится ряд таких утверждений, которые можно отнести и к нашему времени: см. например, слова катерна 2.10 (пере- вод Завалишина): «Мне горько сказать, что жестокие эры / Опять завладеют мятежной землей / И рабская будет царить атмосфера / Под маской любви и свободы большой».
Для понимания границ и возможностей интуиции приведем также данные о пророчествах Пьетро Убальди (1896— 1972). Он изучал право в Римском университете, но одновременно увлекался философией, физикой, историей религии, древними языками. Получив диплом, занялся самообразованием и литературной деятельностью. Писал эссе по теологии, биологии, космогонии, истории философии и этики. Уделял серьезное внимание социальным проблемам своего времени. Основными трудами Пьетро Убальди считаются трактат «Большой синтез» и книга «Пророчества», посвященные достижениям науки 1930-х гг.
В них рассматриваются и вопросы эволюции Вселенной, и проблемы появления жизни на Земле. В 1931 г. он записал в своем дневнике, что его пером водит «внутренний голос». Убальди предупредил медиков, что дальнейшее загрязнение атмосферы приведет к вспышке раковых заболеваний, которые станут бичом горожан. Он раньше всех других осудил вырубку лесов и безрассудную эксплуатацию земных недр, говорил о необходимости экономии топлива, поисков альтернативных источников энергии, что привлекло внимание ученых лишь после 1950 г. Убальди задолго до Второй мировой войны, когда в воздухе еще и не пахло порохом, писал, что война неизбежна, ибо весь мир занят поисками современных средств уничтожения. Люди стали располагать огромным разрушительным потенциалом, но не обзавелись моральной ответственностью. Но не закат Европы предрекал он, а ее последующее возрождение. В середине 1930-х гг. он писал, что наступает грозное противопоставление оси Берлин — Рим Красной Москве. Ось прольет много крови, но неизбежно разломится, а потом наступит другое диалектическое противостояние СССР и США. При установлении мира между двумя крупными державами и разоружении наступит долгожданная социальная справедливость. Из социальных пророчеств привлекательны его идеи о религии: в 1930-е гг. П. Убальди предрекал, что к концу века религия перестанет воевать с наукой. Пропасть между атеистическим познанием окружающего мира и религиозным будет преодолена к пользе всех людей. Это будет и победа над бездуховностью цивилизации XX в. В своих интуитивных прогнозах он предложил биологам и философам свое уточнение теории Дарвина, к чему европейские ученые обратились лишь двадцать лет спустя на основе генетики, расцвет которой интуитивно предвидел итальянский пророк.
Он ожесточенно спорил с Эйнштейном о гравитации, чем только в наши дни занялись астрофизики. Одним из первых Убальди стал утверждать, что возможно существование в дальнем космосе волнового движения со скоростями выше тех, с которыми распространяются электромагнитные колебания, например свет.
Так что же можно сказать о данном продукте сознания человека — интуиции и ее роли в таком явлении, как социальное предвидение?
В настоящее время существует несколько теорий (концепций) интуиции, которые призваны по-своему объяснить ее сущность и содержание (как гносеологическая, мистическая, как первичная сверхрациональная ступень постижения «целостного бытия» и т.д.).
Долгое время этот феномен объясняла теория интуитивизма, которая исходила из того, что интуиция иррациональна, что необходимо ориентироваться не столько на разум, мышление, сколько на «прозревающую симпатию».
Дальнейшее изучение интуиции показало, что она может проявляться, во- первых, в форме, основанной на чувствах. Это достаточно характерно для межличностного общения как в семье, так и на работе, когда мельчайшие детали во взаимоотношениях людей постепенно формируют общее впечатление о поступках и поведении других людей, на основе чего выстраиваются ожидания будущих событий и возможных перемен.
Во-вторых, интуиция основывается на рациональном мышлении (интеллектуальная интуиция). Поэтому озарение приходит не просто так, а как особым образом осмысленная реальность, знание огромного количества информации, как, например, это случилось с Д. Менделеевым в процессе открытия периодической системы элементов.
Вместе с тем необходимо знать те ограничения, которые сопровождают интуицию как метод познания, как форму социального предвидения. Интуиция может приобрести прочность предрассудка, заблуждения, если, будучи эффективна в отношении одного социального процесса, будет беспрекословно переноситься на другие социальные процессы и явления.
Интуиция может превратиться в прожектерство, если не будет опираться на значительную информационную базу. В этом случае она становится сродни шарлатанству, которое оперирует случайными, мало связанными между собой сведениями, опирается на домыслы и произвольное толкование попавших под руку событий.
В этой связи важно понять роль и значение врожденных идей, которые даны мышлению изначально, не приобретены из опыта и не могут быть изменены на основе опытного знания. Обычно это: 1) готовые идеи или понятия, которыми люди оперируют как истинными; 2) идеи, заложенные в мышлении в качестве потенциальных способностей и задатков. Главное состоит в том, чтобы эти возможности были осознаны, увидены и поддержаны, а также использованы при решении будущности того или иного социального процесса или явления.
Именно использование интуиции (на основе большого количества разрозненных данных) позволяет утверждать, что в XXI в. социальные противостояния, обусловленные межрасовыми, межнациональными противоречиями, сместятся в направлении религиозного противостояния (и даже религиозных войн) крупнейших конфессий мира.
Для социологии интуиция особое значение приобретает при решении проблем управления, политической власти, ибо она используется практически каждым руководителем (осознанно или стихийно), в том числе при решении не только оперативных, но и перспективных проблем развития своей организации. И чем больше руководитель будет знать достоинства и ограничения интуиции, тем успешнее он будет применять ее в преобразовательной деятельности.
Таким образом, интуиция — это знание, возникающее помимо осознанных, логически обусловленных путей, средств и условий его получения. Интуиция является эвристическим процессом, состоящим из нахождения способов решения проблем, на основе поиска, не связанного или мало обусловленного логически с целью получения достоверных результатов. Для интуиции характерна быстрота (иногда мгновенность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточное понимание логических оснований.
Основная литература
Новиков A.A. Интуиция // Новая философская энциклопедия. Т. II. М., 2001.
Психологический словарь. М., 1983.
Тощенко Ж. Г. Роль интуиции в социальном предвидении // Ж.Т. Тощенко. Социология. М., 2005. С. 522-526.
Дополнительная литература
Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963.
Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
Тоффлер Э. Футуршок. М., 2002.
Фейнберг E.J1. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.
Фукуяма Ф. Конец истории. М., 1992.
Шудря Е.П. Художественное предвосхищение будущего. Киев, 1978.
Ж.Т. Тощенко
Еще по теме Интуиция:
- § 6. Как пространство превращается в интуицию?
- ИНТУИЦИЯ КАК МЕТОД
- 115. Какую роль играет интуиция в научном познании?
- ОГРАНИЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТУИЦИИ В МАТЕМАТИКЕ XIX в.
- Познание и творчество. Интуиция, знание и вера
- Учение об интуиции-выражении в философии Кроче и отождествление искусства с языком
- 4. Описательные модели: аксиоматика и интуиция
- «ИНТУИЦИОНИЗМ» И ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В МАТЕМАТИКЕ
- 1. Метод абстракции и интеллектуальная интуиция
- § 3. РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДВИДЕНИИ
- ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИКИ ПУАНКАРЕ
- 2. Учение об интуиции в «философии духа» Бенедетто Кроче
- § 10. Какое основное свойство интуиции?
- I. Учение об интуиции в рационализме XVII в.
- 2. Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина
- ГЛАВА ПЯТАЯ НЕИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИНТУИЦИИ
- ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ КАНТОРА И ИНТУИЦИЯ АКТУАЛЬНО БЕСКОНЕЧНОГО
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В НЕМЕЦКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ИДЕАЛИЗМЕ