Накануне распада страны


Сомнения охватывают меня. Распалась страна, в которой я родился и вырос. Как это могло произойти? Как случилось, что Киев, Ташкент, Минск, Алма-Ата, Кише- нев, Севастополь, Симферополь, Харьков, Рига, Таллинн,.
Пярну, Фрунзе, Баку, Тбилиси, Ереван... стали «заграницей»? Как случилось, что я не могу с легкостью общаться с коллегами — жителями этих «других» государств? Как случилось, что и в России стало невозможно повидать коллег из дальних городов — билеты на самолет или поезд слишком дороги для наших скудных зарплат.
Мы не чувствовали барьеров — мы были связаны узами интеллигентности. Мы понимали друг друга — нас соединяла обшая судьба и общие интересы. Мы — тонкий слой — сеть, связывающая народы в единое целое. Мы приспособились жить под бдительным надзором партийного руководства и «органов». Мы не шли на баррикады. Мы пытались сосуществовать с системой — нам важнее были задачи наших исследований. Мы говорили диссидентам: «Да, то, что вы говорите — правда. Но у вас нет положительной программы!»
Я с детства понимал преступность советской системы, знал о репрессиях, расстрелах, раскулачивании, голоде на Украине, о сотнях тысяч заключенных — рабах, о крепостном праве в деревне. Мы пережили Великую войну, когда бездарная и преступная власть, уничтожив командный состав Красной Армии в конце 30-х годов, отдала половину страны фашистам. Мы были счастливы в дни Победы, за которую отдали миллионы прекрасных жизней наши народы. Было принято гордиться величием и мощью нашей страны. И эта гордость связывалась с именем величайшего преступника — Сталина. Я помню всеобщее потрясение и горестные слезы в дни его похорон. Искренние слезы двухсот миллионов. И мне казалось, что правду обо всем этом можно будет открыто сказать лишь через много десятилетий.

В сущности, Горбачев лишь отменил цензуру. Правда стала явной. И страна не выдержала этой правды.
Почему же страна распалась? Мне кажется, я знаю глубинную причину. На страну, на советский народ обрушилось возмездие. Крики расстреливаемых, горестные слезы детей, оставшихся без родителей, смерть миллионов «раскулаченных» крестьянских семей, вывозимых в товарных вагонах в Сибирь, гибель репрессированных народов — калмыков, чеченцев, ингушей — нет, ни одна слеза ребенка, Достоевский прав, не остается без ответа.
Она прожигает землю.
Долго накапливается возмездие. Горе народу, терпящему зло. Горе народу, зло одобряющему, — стоит вспомнить массовый психоз собраний с криками «Расстрелять, как бешеных собак!».
Вся книга — это попытка ответить на вопрос: почему распалась могучая страна? И ответ таков: страна не была могучей! Не была могучей страна, подавлявшая своих граждан. Не была могучей страна, которая держалась на рабском труде. Не была могучей страна, интеллект которой находился под жестким партийным контролем.
Прекрасны идеи коммунизма! Прекрасны идеи всеобщего равенства и братства, готовности с предельным энтузиазмом бескорыстно отдавать обществу все свои силы. Прекрасны идеи, но не соответствуют они природе человека нашего времени.
Поэтому не кажется преувеличением мой вывод: поэтапное уничтожение великой российской науки — ступени гибели великой страны.
Я подошел к последнему этапу. Последние годы существования СССР. История создания перфторуглеродного кровезаменителя — перфторана — «голубой крови» — отражает в себе состояние науки в эти последние годы. Я был сначала лишь посторонним свидетелем разыгрывающейся трагедии. Я стал ее летописцем. И долг мой изложить эту историю так, как я ее вижу.
Сомнения охватывают меня. Все было еще так недавно. Многие участники этой истории живы. Иных уж нет. Анализ трагедии (по схеме «герои» и «злодеи») живых людей и тем более умерших (ведь о них «или ничего, или хорошо») — трудная этическая задача. Оставить эту историю для «посмертного опубликования»? Изменить имена? По возможности избегать '«перехода на личности»? Смягчить оценки?

Постараюсь быть объективным — хоть это и очень трудно...
Все было недавно, но время идет быстро. Даже Горбачев для моих внуков — давно прошедшее, где-то в «средние века» были Брежнев и Хрущев, а в «доисторические» времена жил (знаете, была такая страна — Советский Союз...) тиран Сталин. Им. внукам, нужна правда.
<< | >>
Источник: С.Э. Шноль. ГЕРОИ И ЗЛОДЕИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. 1997

Еще по теме Накануне распада страны:

  1. 2. Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций
  2. ПРОПАСТЬ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ СТРАНАМИ ОТРАЖАЕТ УСПЕХ СТРАН, ПРИНЯВШИХ КАПИТАЛИЗМ, И ПОРАЖЕНИЕ СТРАН, ЕГО HE ПРИНЯВШИХ
  3. СССР накануне войны
  4. Ритмы распада
  5. ИНДИЯ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
  6. XI. НАКАНУНЕ НАШЕСТВИЯ
  7. Какова продолжительность работы накануне праздничных, нерабочих и выходных Дней?
  8. Расстановка социальных сил накануне "великого перелома"
  9. Глава 7. Накануне Последние месяцы
  10. § 4. Советский Союз накануне войны
  11. Накануне экзамена
  12. Накануне экзамена
  13. 7. Накануне переворота
  14. ГЛАВА XV АНГЛИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ