§ 1. «...Смеются лютости борея...» (северная душа в философско-поэтическом творчестве М.В. Ломоносова и Л.В. Лапцуя)

Философию М.В. Ломоносова иногда называют философией «рационалистического оптимизма»454. Его действительно оптимистическая точка зрения на мир широко представлена в его поэтическом творчес тве.

Так, в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» трезво-рациональный взгляд на условия жизни на Севере сочетается с бодростью и жизнерадостностью: Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей крышами Твои взвевает знамена; Но Бог меж льдистыми горами Велик своими чудесами: Там Лена чистой быстриной, Как Нил народы напояет И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной455.

Столь же оптимистический взгляд на жизнь присущ, как представляется М.В. Ломоносову, и коренным жителям Крайнего Севера: В моей послушности крутятся Там Лена, Обь и Енисей, Где многие народы тщатся Драгих мне в дар ловить зверей; Едва покров себе имея, Смеются лютости борея; Чудовищам дерзают вслед, Где верьх до облак простирает, Угрюмы тучи раздирает, Поднявшись с дна морского, лед456. В этих строчках обращает на себя внимание ремарка «.Едва покров себе имея, Смеются лютости борея.». Допуская употреб- ление поэтической гиперболы, а также не отрицая стойкости характера коренных народов Крайнего Севера, обсудим в постановочном плане вопрос о роли смеха в их духовной жизни.

Известно, что смех играет важную роль в культуре многих народов, в том числе, конечно, народов Севера, Сибири и Дальнего Востока457. Филогенетически смех интерпретируется как непроизвольная врожденная реакция при игровой агрессии. Соответственно смех неразрывно связан со страхом и является пограничным по своему социокультурному статусу. Отсюда вытекает двойственность, амбивалентность смеха, и, следовательно, настороженно-осторожное отношение к нему.

Любопытными для характеристики отношения к смеху коренных народов Крайнего Севера представляются максимы ненецкого поэта-философа Л.В.

Лапцуя458. Он приветствует «бодрую веселость» жителей тундры, но смех связывает исключительно с негативными ситуациями. Вот, как, например, он кратко и емко формулирует свое убеждение:

Люди с недалекими умами Над всякой ерундой и пустяками Хохочут так, что падают на спины, Чему — и смысла нет, и нет причины459.

В других стихах поэт говорит о смехе следующее. •

«Голова твоя пустая так и вертится по ветру и хохочет во все горло, словно в тундре куропатка в брачный ветреный период»460. •

«Душой ты, видно, хром: смеешься над хромым!»461. •

На голове твоей — клоками волосы, как жухлая трава на пустыре. Глазами мечешь молнии, а голосом гремишь, как гром, один в своей норе: тебе все люди, как-то не по нраву, готов ты каждого жестоко осмеять. Смеяться над людьми ты не имеешь права: что сам — смешон, тебе пора бы знать!»462. •

«Ты не смейся над бедными, вникни сполна: бедность — это беда, а беда — не смешна» . •

«Кто буйным бубном оглушает быт, во всеуслышанье хохочет иль бубнит, тот утомляет явной глупостью соседей» .

Эти и другие оценки смеха, данные Л.В. Лапцуем, выражают несколько настороженное отношение к нему. Смех воспринимается как проявление легкомыслия, глупости, жестокости и нравственной ущербности. Такие оценки дает человек, который был воспитан в лоне ненецкой культуры, является непосредственным ее носителем и может рассматриваться в качестве эксперта. Поэтому, доверяя ему, нельзя согласиться с М.В. Ломоносовым, утверждающим, что коренные жители Крайнего Севера «.Едва покров себе имея, Смеются лютости борея...».

<< | >>
Источник: Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. — Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство. — 376 с.. 2006

Еще по теме § 1. «...Смеются лютости борея...» (северная душа в философско-поэтическом творчестве М.В. Ломоносова и Л.В. Лапцуя):

  1. § 1. Философские, психологические и социальные аспекты творчества
  2. Философско-мистическая трансформация ашаризма в творчестве ал-Газали.
  3. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. н. ТОЛСТОГО
  4. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше
  5. Объективно-идеалистические позиции и философско-пантеистиче- ская религиозность Фихте в берлинский период его творчества.
  6. ДУША РОССИИ — НЕ БУРЖУАЗНАЯ ДУША
  7. § 8. Северный гуманизм как философская основа культурной революции среди коренных народов, традиционный образ жизни которых оказался в сфере влияния модернизации
  8. § 5. К.А. Гельвеций о специфике «северного» ума и грядущей эпохе «северного» просвещения
  9. § 3. Ж. де Сталь о северном характере и исторической роли северных народов в прогрессе Просвещения
  10. I. Поэтическая метафизика
  11. К вопросу об обучении творчеству. Специфика и принципы решения творческих задач О возможности обучения творчеству существуют противоречивые мнения.
  12. XXV ПОЭТИЧЕСКОЕ И ПРОЗАИЧЕСКОЕ В ЭСТЕТИКЕ ГЕГЕЛЯ
  13. Искусство как поэтическое выражение