Следующий уровень анализа социального действия связан у Парсонса с понятием социальной системы как коллективности определенного типа, характеризующейся специфическим распределением социальных ролей, с одной стороны, и нормативно-ценностными установками, возникающими в рамках культуры, с другой стороны.
Главным понятием на этом уровне выступает понятие целостности, которая обеспечивается благодаря воспроизводству определенной системы равновесия. Но само это равновесие и целостность системы не достигаются автоматически, они есть результат сложного взаимодействия всех компонентов социальной системы, которая неизбежно проходит через определенные точки социальной напряженности. Социальная система, по Парсонсу, характеризуется четырьмя функциональными требованиями: адаптации (А), достижения цели (G), интеграции (I) и регулирования скрытых (латентных) напряжений (L). Эта конструкция получила название «AGIL-схема». (Порядок изложения функциональных требований социальной системы сам автор иногда меняет.) Проблема социальных изменений остается постоянно в поле зрения парсонсианской концепции. Она рассматривается по меньшей мере в двух основных вариантах. Во-первых, постоянно происходят внутрисистемные изменения, ибо само равновесие социальной системы не есть неподвижность. Равновесие характеризуется Парсонсом по аналогии с биологическим гомеостазом. В рамках системы существует постоянное нарушение баланса связей и их воспроизводство. Во-вторых, происходят изменения самой системы в целом под влиянием как внутренних — эндогенных, так и внешних — экзогенных факторов, которые могут иметь самое разное происхождение и силу воздействия. Заметим, что Парсонс специально выделяет категорию напряжения как наиболее важную для понимания внутренних изменений. В общем плане напряжение есть некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению системы. «Напряжение есть тенденция к нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более компонентами системы»240.
Важно отметить, что структурные изменения социальных систем не осуществляются, по Парсонсу, некоторым безличным образом. Сама социальная система есть точка перекрещивания культурных нормативов, ценностных ориентаций и индивидуальной мотивации. Поэтому потрясения социальной системы органически соединяются с переломами в сфере индивидуальной мотивации. Чтобы понять, как происходит разрушение социальной системы, Парсонс разъясняет более конкретно механизмы ее функционирования. Функционирование системы связано, с одной стороны, с механизмами распределения, действующими с помощью таких средств, как деньги и власть; последние определяют баланс между преимуществами и потерями, выигрышем и проигрышем действующих социальных субъектов. С другой стороны, действуют механизмы интеграционной коммуникации, которые влияют прежде всего на мотивацию этих субъектов, на определение их желаний и выбор средств осуществления этих желаний. Возникающее напряжение — а источником его может стать практически все что угодно — либо преодолевает разделительную черту, обес- печивающую сохранение данной системы, либо не преодолевает ее благодаря действию механизмов социального контроля и саморегулирования системы. Однако если напряжение выходит на этот уровень, оно, как подчеркивает Парсонс, всегда будет связано с более или менее сильными компонентами иррационального поведения. Это очень важная характеристика кризисных отношений. «Напряжение на уровне структурных компонентов системы, — пишет Парсонс, — проявляется в некоторой совокупности признаков, симптомах возмущения (disturbance), демонстрирующих психологические приметы иррациональности. Эти признаки и приметы распределяются вдоль основных осей надежды и страха, оптимизма и возбуждения (anxiety), демонстрируя нереалистические тенденции в том и другом отношении... Обязательно в таких ситуациях будут возникать фантазии и утопические идеалы будущего состояния общества, идеализации прошлых состояний, прочности положения status quo, которое будет очищено от источников неудовлетворенности... Эти мотивационные компоненты оказываются общими симптомами возмущения в институционализации социальных структур»24.