Ликург XIV


Считая воспитание высшею и лучшею задачей для законодателя, он приступил к осуществлению своих планов издалека и, прежде всего, обратил внимание на брак и рождение детей. Аристотель ошибается, говоря, что он желал дать разумное воспитание и женщинам, но отказался от этого, оказавшись не в состоянии бороться с слишком большой волей, которую забрали себе женщины, и их властью над мужьями.
Последним приходилось, вследствие частых походов, оставлять на их руки весь дом и на этом основании слушаться их, переходя всякую меру, и даже называть их «господами». Но Ликург оказал должное внимание и женскому полу. Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешиться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела. Он запретил им баловать себя, сидеть дома и вести прежний образ
жизни. Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на виду у молодых людей. Они имели право смеяться над кем угодно, ловко пользуясь его ошибкой, с другой стороны, прославлять в песнях тех, кто того заслуживал, и возбуждать в молодежи горячее соревнование и честолюбие. Кого хвалили за его нравственные качества, кого прославляли девушки, тот уходил домой в восторге от похвал, зато насмешки/хотя бы и сказанные в шутливой форме, язвили его также больно, как строгий выговор, так как на празднике присутствовали цари и старейшины. В наготе девушек не было ничего неприличного. Они были по-прежнему стыдливы и далеки от соблазна, напротив, этим они приучались к простоте, заботам о своем теле. Кроме того, женщине внушался благородный образ мыслей, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету. Вот почему они могли говорить и думать так, как то рассказывают о жене Леонида, Горго. Одна женщина, вероятно иностранка, сказала ей: «Одни вы, спартанки, делаете, чего хотите, со своими мужьями». «Но ведь и мы одни рожаем мужей», — отвечала царица.
XVI
Воспитание ребенка не зависело от воли отца, — он приносил его в «Лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделяя ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «акотеты», пропасть возле Тайгета. В их глазах жизнь новорожденного была так же бесполезна ему самому, как и государству, если он был слаб, хил телом при самом рождении, вследствие чего женщины для испытания здоровья новорожденного мыли его не в воде, а в вине, — говорят, эпилептики и вообще болезненные дети от крепкого вина погибают, здоровые же становятся от него еще более крепкими и сильными.

...Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии... Между тем спартанских детей Ликург запретил отдавать на попечение купленным за деньги или нанятым за плату воспитателям, да и отец не мог воспитывать сына, как ему заблагорассудится. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и раздавал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества — отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было
обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гима- тию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.
Плутарх. Ликург // Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А.Черкасова. — М., 1991.
Рекомендуемая литература Аристотель. Политика. — М., 1911. — Кн. 2. — Гл. 6; Кн. 4. — Гл. 5,7. Вилльман О. Дидактика как теория образования: Пер. с нем. — М., 1904.-Т. 1. Г up о. Частная и общественная жизнь греков: Пер. с фр. — СПб., 1897. Летурно Ш. Эволюция воспитания. — СПб., 1900. Соколов П. История педагогических систем. — Пг., 1916.
<< | >>
Источник: 3. И. Васильева. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. 2006

Еще по теме Ликург XIV:

  1. Реформы Ликурга.
  2. 2. Эпоха Ликурга
  3. Экхарт и мистицизм XIV в.
  4. Государственная система империи XIV – XV вв.
  5. Кризис XIV столетия в Европе.
  6. ЖАЛОВАННЫЕ и УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ (XIV—XV вв.)
  7. Корея во второй половине XIV в. І
  8. БРИТАНИЯ В XIII-XIV вв.
  9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV-XV ВВ. И СИТУАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ
  10. 16 (XIV).
  11. XIV 1.
  12. XIV
  13. XIV
  14. XIV
  15. XIV
  16. XIV
  17. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В XIV-XV ВЕКАХ