Образование и воспитание как условия прогресса

В своем учении об общественном идеале Спиноза поднимается до постановки вопроса, которая выводит его за пределы буржуазных и вообще классовых идеалов. Согласно Спинозе, человек в своем поведении руководствуется как разумом, так и аффектами.

Познание пробуждает у человека любовь к некоторым вещам, что неизбежно, «так как мы по слабости своей природы не могли бы существовать, пе испытывая наслаждения от чего-либо, с чем мы соединяемся и благодаря чему мы укрейляемся». Спиноза ставит вопрос о том, познание каких вещей и соединение с какими вещами желательно для достижения человеком совершенства, и отвечает, что любовь ведет к гибели, если она происходит из мнений, ложного позпания и сводится к дурным страстям. В своей повседневной жизни мы зависим от конечпых вещей, поэтому позна- .ние их и любовь к ним в известных пределах необходимы для нашего существования. Но насколько абсолютное (т. е. природа в целом) выше конечпых вещей, настолько же познание абсолютной истины и любовь к ней выше привязанности к конечным вещам. Кто любит конечные вещи, тот всегда несчастен, ибо «они вне его власти». Настолько же пссчастны те, «которые любят почести, богатства и сладострастие» 66.

Мы видели, что уже Бэкон показал, каким образом прогресс науки и техники переводит вещи из разряда тех, что вне нашей власти, в разряд тех, что в нашей власти. Но это не снимает поставленного Спинозой вопроса: каковы отношения людей между собой при покорении сил природы? Отношения ли это вражды и соперничества в погоне за богатствами, или дружбы и взаимопомощи («любви» — в терминах Спинозы) при удовлетворении необходимых потребностей? И Спиноза, хотя и абстрактно, но достаточно разносторонне исследует этот вопрос.

При любом уровне развития науки и техники отдельный человек никогда не сможет обладать всеми вещами, которые он мо- жег произвольно пожелать. Поэтому Спиноза прав в том, что человек в погоне за материальными благами не найдет завершения своих желаний и полноты счастья. Несчастен он будет п по состоянию своего внутреннего мира, так как в борьбе за богатство развиваются такие дурные страсти, как корыстолюбие, алчность, тщеславие и т. п., пожирающие его душу. Несчастен будет он и м отношениях с другими людьми, так как ненавистнические аффекты и борьба за богатство делают людей врагами друг друга. Наконец, они же отвлекают людей от истинного пути — познания абсолютного и достижения высшего блага. Дурные страсти, ут- ииржает Спиноза, «приводят нас к полной гибели», так как «представляют собой настоящий ад» 67.

Бэкон принимал как данность наличие сословий в современном ему обществе и видел в сословной борьбе закономерный элемент здоровой жизни общества, а вместе с тем положительное общественное значение «отрицательных» эмоций, таких, как ненависть и др. Ведь устранение феодальных пережитков, раздел колоний, торговое соперничество требуют борьбы, а вместе с ней не только любви, но и ненависти. Спиноза же требует исключить ненависть из отношения человека к человеку. Нравственные отношения современного ему буржуазного общества его уже не удовлетворяют, и его учение — ранняя критика этих отношений, возвыситься над которыми Спинозе помогает абстрактная постановка вопроса о нравственности людей, рассматриваемой не в рамках буржуазных отношений, а с точки зрения «человеческой природы».

Согласно Спинозе, путь к «высшему благу» — в познании абсолютной истины, сопровождаемом нравственным совершенствованием, т. е. отрешением от ненавистнических аффектов и культивированием положительных страстей, которые «представляют собой настоящую лестницу, по которой мы достигаем высшего блага». И это длительный процесс, ведущий к «совершенству, состоящему в нашем стремлении вперед и вперед» 68.

Подобными же словами Бэкон говорит о научно-техническом прогрессе. Таким образом, Спиноза идет дальше, вскрывая другой аспект социального прогресса — возможность совершенствования нравственных отношений между людьми. Он указывает цель и направление индивидуального самоусовершенствования, а также средства — образование, научное исследование и самовоспитание.

Но Спиноза не останавливается на идее индивидуального самоусовершенствования, он подходит к мысли, что «природа» человека носит общественный характер, ибо «люди едва ли могли бы без взаимной помощи поддерживать жизнь и совершенствовать свой дух». Поэтому усилия людей должны быть направлены на укрепление общественных связей, а не на их разрушение. В единении возможно большего числа людей Спиноза видит прежде всего суровую необходимость, а затем и коренной интерес, толкающий всех людей к сплочению в единое сообщество. Если двое в согласии объединят свои силы, «то вместе они могут больше и следовательно, вместе имеют больше права в отношении приро ды», «и чем больше людей соединится таким образом, тем более будут иметь они права» 6Э.

Общество, согласно Спинозе, тем совершеннее, чем совершен нее каждый член общества. Интересы как общества в целом, таї и каждого его члена в отдельпости требуют, чтобы каждый чело век заботился не только о своем собственном нравственном совер шеиствовании, но и о совершенствовании всех других граждан т. е. о всеобщем искоренении дурных страстей и культивирова нии разумного поведения. Идея нравственного воспитания состав ляет стержень учения Спинозы об общественном прогрессе.

Итак, погоня за богатствами порождает ненавистнические аффекты и делает людей врагами друг друга. Поэтому, если «я научу своего ближнего любить чувственные наслаждения, почести и деньги», «я сам буду побит». Но будет иначе, если я научу егс истине и любви. Ибо мы оба «можем быть причастны всему этому благу» и на этом пути «его воля и моя станут одной и той же» Совершенное общество, согласно Спинозе, то, в котором люди сознательно строят отношения друг с другом на основе взаимной любви и воспитывают в этом духе подрастающее поколение. Если бы люди руководствовались только разумом, то общество «не нуждалось бы ни в каких законах, но, безусловно, довольствовалось бы обучением людей истинным правилам морали.» 70.

Спиноза подходит здесь к коммунистическому этическому идеалу: между людьми не должно быть вражды и ненависти, а должны восторжествовать отношения дружбы и взаимопомощи.

Не имел ли Спиноза перед своим мысленным взором первобытнообщинные отношения североамериканских индейцев или идеалы Т. Мора и Т. Компанеллы?

Несмотря на то что у Спинозы не было еще представления о классовой борьбе, ведущей к социализму, этический идеал, или цель нравственного прогресса, он сформулировал удивительно точно71. Марксизм доказал, что общественный прогресс приведет к коммунизму, когда отношения вражды и угнетения между людьми будут устранены, а восторжествуют отношения дружбы и взаимопомощи. Только марксизм дает теории прогресса несравненно более развитое, подлинное научное обоснование исходя из материалистического понимания истории, учения о классовой борьбе и т. д.

Фактор воспитания, индивидуального и общественного, который Спиноза выдвигает в качестве средства нравственного прогресса,— очень важный, но не главпый, и марксизм показал, что он может проявиться в качестве подлинно действенного только после революционного утверждения общественной собственности на средства производства. Иллюзорное представление о возможности достигнуть идеала в условиях антагонистического общества путем одной нравственной проповеди объединяет Спинозу с утопическими социалистами. Однако убеждение Спинозы в коренном единстве интересов людей в их отношении к природе глубоко верно. Человек не может выжить в одиночку в борьбе с природой. Он мое стать самим собой только как общественное существо, член коллектива. Спиноза прав, утверждая, что отдельные люди вне общества в естественном состоянии существуют скорее в воображении, чем в действительности, так как без взаимной помощи они иг могли бы «поддерживать жизнь» 72.

Марксизм доказал, что классовые антагонизмы — эпизод в истории человечества. С развитием производительных сил отпадут породившие их условия, сделав достижимым идеал Спинозы — нравственное единство общества.

II. Н. Куликова справедливо отмечает вклад философов эпохи ранних буржуазных революций в учение о нравственном прогрессе73. Роль воспитания как средства совершенствования личности м особенности подчеркнул Локк, теория которого знаменовала кардинальный разрыв со старым педагогическим подходом. Издатель педагогических сочинений Локка Даниэль справедливо утверждал, что «при отсутствии идеи прогресса», когда общественные институты признавались раз навсегда данными, старая освященная церковью система воспитания выступала хранителем традиций. Она считала главным средством розгу, а целью — искоренение непокорности и внушение беспрекословного повиновения авторитетам — будь то авторитет родителей, церковных и светских властей или признанных учений. В противовес этому Локк провозгласил целью воспитания развитие заложенных в человеке способностей 74, идет ли речь о приобретении виртуозности в том или ином «искусстве», ремесле, полезном для общества, или о формировании определенного нравственного облика.

Хотя Локк и утверждает, что воспитание должно прививать «доброту и любовь к другим», он в попимании этой «любви» не идет дальше буржуазного идеала. Локк заботится о воспитании джентельмена, приятного в общении, свободного от пороков, которые вызывали бы неприязнь окружающих, джентельмена, заслуживающего уважения в обществе. В своей педагогической программе Локк стремится придать буржуазной морали всеобщий характер, высказывая пожелания, касающиеся воспитания всего подрастающего поколения. Он имеет в виду, конечно, буржуазные разум и добродетель, когда говорит, что основа добродетели — умение подчинять разуму склонности, что воспитание должно привить достойные разумного существа склонности, проявляющиеся в таких добродетелях, как «справедливость, благородство, умеренность, рассудительность и любовь к труду» и т. п., устраняя как пороки лживость, жестокость, чревоугодие, тщеславие (проявляющееся в роскоши одеяния, в обычае решать споры дуэлью) и т. п.75 Среди перечисленных пороков нетрудно увидеть феодальные рыцарские «добродетели».

Что же касается средств воспитания подрастающего поколения, то их трактовка Локком содержит возможность выхода далеко за пределы ограниченной цели достижения буржуазного идеа- ла. Локк исходит не только из равенства человеческих способностей, но и из их неограниченных возможностей. Он утверждает: «Мы рождаемся на свет со способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству). Определенно принижая роль прирожденного таланта в достижении индивидом вершин творчества в науке или искусстве, Локк вместе с тем справедливо в целом подчеркивает значение воспитания, упражнения способностей, полагая, что многие из них, которые «рассматриваются как природные дарования», «в большей своей части являются продуктом упражнения» 76.

В то же время он считает необходимым при воспитании учитывать темперамент индивида, который он не считает возможным полностью переделать. Нужно лишь стремиться к развитию полезных задатков, предотвращая развитие дурных. Согласно сенсуализму Локка путь формирования нравственного сознания полностью зависит от воспитания, от условий, в которых вырастает индивид, короче говоря, от среды. Среда влияет на воспитание детей в силу их склонности к подражанию77. Воспитание начинается с первых впечатлений детства, и привитые в нежном возрасте привычки закрепляются на всю жизнь в виде душевного склада. Привычка к правильному в нравственном отношении поведеник должна прививаться поощрением и наказанием (которые должнь выступать, прежде всего, не в виде физического удовольствия г страдания, а как мотивы чести и позора) и закрепляться повторе нием, упражнением, практикой78.

Локковская идея влияния среды на развитие духовного мирг личности, вытекающая из его сенсуализма, стала, по выражении Полларда, «основой большинства теорий прогресса» XVIII в., на шедших выражение в трудах Гельвеция и других философов 79.

<< | >>
Источник: Ойзерман Т.И. (ред.) - М.: Наука. - 584 с.. ФИЛОСОФИЯ эпохи ранних буржуазных революций. 1983

Еще по теме Образование и воспитание как условия прогресса:

  1. Решение частных задач художественного воспитания и развитие интеллектуально- творческого потенциала ребенка на уроках дизайна в условиях гимназического образования
  2. § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
  3. ЭМОЦИОНАЛЬНО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙФОН УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
  4. КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  5. САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  6. ? 3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. РОЛЬ ИДЕАЛА В ВОСПИТАНИИ. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
  7. Мужское и женское воспитание и образование Античности и Средних веков. Представление о раздельном воспитании и обучении в древности (Платон, Аристотель и др.)
  8. 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа Сущность и значение воспитания в современных условиях
  9. ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ. ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  10. ? .6. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
  11. Воспитание и образование
  12. Как производится оплата труда на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями ^ и условиями повышенного риска для здоровья?
  13. 4.1. Уточнение понятия "воспитание" для условий высшей школы
  14. Образование и воспитание в Древнем мире
  15. 3. Образование, воспитание, обучение
  16. Гендерные аспекты образования и воспитания в Республике Беларусь. Концепция воспитания школьников и учащихся в Республике Беларусь и гендерная культура
  17. Экологическое воспитание, образование и культура