Административно-территориальное деление РПЦ
Русская право - славная церковь — поместная автокефальная, т. е. независимая и самостоятельная православная церковь, имеющая наиболее развитую систему административного деления среди российских конфессий.
В 1990—2000-х гг. схема административного деления Русской православной церкви изменилась и количественно, и качественно: число епархий резко выросло и достигло 136, в том числе в России — 69. Главной причиной такого быстрого роста стало повсеместное увеличение числа приходов (на территории бывшего СССР их в 2012 г. дей-
186.
ствовало более 38 тыс., в том числе в составе РПЦ — более 31,1 тыс., а на территории России — более 14,2 тыс.). В компактных, но густонаселенных епархиях архиереям было физически невозможно посетить и принять участие в жизни десятков и сотен церковных общин. В обширных же, с относительно небольшим числом храмов, сложно просто добраться от одного прихода до другого.
На увеличение числа епархий повлиял и политический фактор: в постсоветской России «своя» епархия рассматривается лидерами регионов, особенно национальных республик в составе РФ, как один из атрибутов суверенитета. Так, в 1990—2000-х гг. появились новые церковно-административные единицы в Мордовии, Марий Эл, Карелии, Калмыкии, Хакасии, Коми, Адыгее, Бурятии, Туве, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.
Реформа церковного АТД продолжилась в 2011 г. В РПЦ было решено перейти к трехуровневой системе управления, традиционно использующейся в других автокефальных православных церквях: патриархия — митрополия — епархия. Цель — еще больше приблизить органы церковного управления к пастве, одновременно стимулируя развитие межепархиальных контактов в рамках митрополий. Для этого в пределах России было создано 37 митрополий, объединивших от двух до пяти новых, более скромных по размерам епархий, расположенных на территории нескольких административных районов в пределах, как правило, одного субъекта Федерации. Кроме того, пока остаются 39 самостоятельных епархий, объединяющих все приходы на территории отдельных субъектов РФ. Лишь двум северокавказским епархиям, Махачкалинской и Пятигорской, подчиняются приходы на территории нескольких регионов.
Самые большие изменения административно-территориального устройства РПЦ в пределах России в постсоветский период произошли в азиатской части страны. На месте трех епархий, существовавших там, в 1988 г. (Омской, Новосибирской и Иркутской), в 1990-2011-х гг. было создано 6 митрополий и 14 самостоятельных епархий.
Система монастырей занимает особое место в истории и современной жизни РПЦ. При монастырях нередко размещаются епархиальные центры, духовные учебные заведения и издательства, иконописные мастерские. Это “кузница” церковных кадров. Хранящиеся в них святыни притягивают тысячи паломников. Многие монастырские архи-
187
тектурные комплексы — украшение городских и сельских ландшафтов. Некоторые, например, Троице-Сергиев (Сергиев Посад, Московская область) и Николо-Угрешский (г. Дзержинский под Москвой) даже попали на городские гербы.
Монастыри сыграли важную роль в формировании русской государственности. И колонизация «вширь» — присоединение и утверждение на новых землях, и колонизация «вглубь» — освоение, налаживание хозяйственной жизни, адаптация территорий в составе единого государства, не обошлись без их участия.
В 1910 г. в Российской империи насчитывалось 1256 монастырей, в том числе в пределах современной России — около 950, а к 1938 г. в РСФСР не осталось ни одного. Во время войны на территории СССР оказался Псково-Печерский монастырь, в 1946 г. возродилась жизнь в Троице-Сергиевой лавре, работавшей с 1919 г. как музей. Только в 1983 г. РПЦ возвратили Свято-Данилов мужской, а к 1000-летию крещения Руси — Толгский женский монастырь, Киево-Печерскую лавру, калужскую Оптину пустынь. В 2013 г. на территории России действовало более 550 монастырей (из 805 в РПЦ), в том числе боле 270 мужских, что составляет чуть менее 60% от их числа в 1910 г. Около 2/3 действующих монастырей имеют дореволюционные корни и связаны с одним из четырех основных этапов монастырского строительства в истории РПЦ. Киевский. Среди монастырей, основанных в X—XII вв., повсеместно преобладали пригородные. Наиболее влиятельная обитель этого периода, Киево-Печерская, дала толчок монастырскому строительству на севере страны, в столицах древнерусских княжеств — Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове Великом. Древнерусский. К нему принадлежат монастыри, возникшие в конце XIV—начале XV в. в период национального подъема, идеологическим фундаментом которого стало православие, постепенно проникавшее в толщу повседневной жизни. От духовного центра возрождающегося монашества, подмосковного Троице-Сергиева монастыря, новая волна монастырского учредительства протянулась в двух направлениях. Первое — на север, в лесное Заволжье, второе — на юго-запад, в пригороды Москвы и ближайших к ней центров. Южный поток оказался менее богат духовно, но более влиятелен. Покрыв пригородными монастырями Московский край, он тем самым
188.
«уравновесил» северный, в котором преобладали сельские обители. Еще один вектор монастырского учредительства протянулся от Великого Новгорода на север и северо-восток, слившись с московским потоком на Соловках.
Среди южных обителей хорошо проявилась «симбиотическая» модель взаимоотношений городов и монастырей. Обители чаще всего строились вблизи городов или для оповещения о наступлении неприятеля, или как дополнительные, выдвинутые за линию городских стен пункты обороны. Кроме того, многие монастыри выполняли репрезентативную функцию. Они основывались авторитетными подвижниками по инициативе местных князей, стремившихся иметь у себя известную обитель. Такие монастыри становились не только хранителями местных святынь, но, со временем, символами городов и княжеств. Позднее эти монастыри участвовали в политической борьбе, последовательно поддерживая Москву в борьбе с удельным сепаратизмом. В московский период (XVI—XVII вв.) монастыри основывались при участии и под контролем светской власти в период создания и укрепления Русского централизованного государства. На севере монастырская колонизация не пресекается, однако главным становится не отшельничество, а планомерное освоение территории. Вблизи внешних границ растущей страны все большее значение приобретает военно-стратегическая, политическая и миссионерская функция монастырей. Монастыри — оборонные пункты строились на северо-западе в окрестностях Пскова, Новгорода, Тихвина, вдоль укрепленных линий на юге и юго-западе. Они дополняли существующие центры обороны, закрывая пробелы между редкими заставами и крепостями, охраняли стратегические дороги. Некоторые монастыри были выдающимися крепостными ансамблями, срочно реконструированными и усиленными после Смутного времени[55]. Синодальный. После нескольких волн масштабной секуляризации XVIII в., когда сеть монастырей сократилась до минимума, необ-
189
ходимого для функционирования церковных структур, увеличение их числа было связано в первую очередь с распространением идей старчества и женских монастырей. Это движение началось на юге и юго-западе лесной зоны, на территории современных Курской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, юга Калужской и Смоленской областей, еще не так давно по историческим меркам бывших пограничными, где контроль правительства и официальной церкви был относительно слабым, и затем охватило всю страну. Появление новых женских монастырей заметно выросло после крестьянской реформы 1861 г., обострившей общественные противоречия и имущественное расслоение в деревне. Женские общины взяли на себя важную социальную функцию, помогли реализоваться в жизни тем, кому было сложно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Сегодня в России представлены монастыри всех выделенных выше периодов: киевского — около 5% от общего их числа в РФ, древнерусского — более 10%, московского и синодального — соответственно около 25 и менее 20%. Однако постоянно растет, особенно на Юге и в азиатской части России, доля молодых, основанных за последние 20 лет обителей.
Важное отличие русского монашества — высокая доля монастырей, расположенных в сельской местности. Сегодня их даже в России около 49% (в Украине — более 57%), и эта доля постепенно растет.
Интенсивная урбанизация в XX столетии повлияла на современную географию православных монастырей, которые по мере расширения административных границ городов «втягивались» в городские поселения. В то же время полностью адаптироваться к городской среде русским монастырям не удалось: никакие обстоятельства не смогли заставить их отказаться от своей традиционной формы устройства — закрытых монастырских комплексов, где лучше реализуется православный идеал монашеского служения.
Возрождение православной системы духовного образования в постсоветский период началось, прежде всего, с профессионального духовного образования, которое должно было снять острую проблему нехватки церковных кадров от священнослужителей до ученых-богословов.
190.
демий в РПЦ пять), добавилось четыре православных университета: Свято-Тихоновский гуманитарный и Институт им. св. Иоанна Богослова в Москве, а также православные университеты в Волгограде и Новосибирске. В подавляющем большинстве российских митрополий и самостоятельных епархий есть свои духовные учебные заведения: в 2013 г. на территории России действовало 34 семинарии (всего в РПЦ их 46) и 24 духовных училища. В количественном отношении это пока заметно меньше, чем в 1900 г., когда РПЦ имела 4 академии, 57 семинарий, 185 духовных училищ, 13 миссионерских училищ.
Второй важный компонент — духовное образование для мирян, включающее воскресные и церковно-приходские школы, детские сады, гимназии, лицеи, курсы, высшие православные учебные заведения, не занятые подготовкой пастырей и церковнослужителей — пока находится в стадии становления, проигрывая в конкурентной борьбе более качественному и разнообразному светскому образованию. В прошлом в России церковно-приходские школы получали наибольшее развитие там, где гражданская система образования не справлялась — в отдаленных, наименее освоенных губерниях.
В постсоветский период в условиях религиозной свободы темпы и характер возрождения ведущих конфессий сильно отличались. Среди этнических мусульман и буддистов доля активных верующих оказалась значительно больше, чем среди православных. В советский период мусульманская традиция сохранялась, прежде всего, в виде «бытового», народного ислама, опиравшегося на обычное право, адат, что позволило ей быстро восстановить свое влияние в традиционных ареалах. Например, в Дагестане сегодня в большинстве населенных пунктов действуют несколько мечетей. Число официально зарегистрированных мусульманских организаций в республике увеличилось с 27 в конце 1980-х гг. до более чем 710 в настоящее время. А вот число мечетей, действующих без регистрации, оценивается экспертами от 2 тыс. до 5 тыс. В городах, где компактно проживает исламское население, начинают возрождаться махалля — квартальные системы самоуправления, объединяющие прихожан ближайшей мечети.
В традиционных ареалах российского ислама по-прежнему сосредоточена основная часть этнических мусульман: в ПоволжскоУральском, доля которого заметно сократилась, она чуть более 47%, в Северокавказском — около 40%. Наибольшие изменения произошли
191
в Западной Сибири, доля которой за сто лет увеличилась с 3 до почти 6%: существовавшая там еще с XVI в. мусульманская община заметно укрепилась за счет миграции в нефтедобывающие и приграничные с Казахстаном районы (рис. 5.2). Заметно выросло число мусульман, проживающих в крупных городах русскоязычных регионов России.
В отличие от имеющего четкую иерархическую структуру православия, ислам и буддизм не имеют единого центра: в каждой республике, коренное население которой исповедует ислам, действует не менее одного духовного управления мусульман. Наиболее пестрая картина сложилась на Северном Кавказе, где этническая и культурная мозаика региона, оказалась наложенной на физико-географические особенности территории. Например, в Дагестане свои зарегистрированные или действующие неофициально объединения мусульман имеют все крупные этносы. Некоторые центры, пытаясь опереться на власть, претендуют на лидерство среди мусульман всей России или отдельных ее макрорегионов.
В настоящее время на территории России по числу зарегистрированных общин ислам лидирует в пяти национальных республиках Северного Кавказа, Татарстане и Башкортостане, почти догнал РПЦ — на юге Тюменской области и в Ямало-Ненецком автономном округе. Буддийские общины доминируют в общей структуре религиозных организаций в своих традиционных ареалах — в Туве, Калмыкии, Агинском автономном округе, несколько отстают от православных в Бурятии (рис. 5.3).
Православие уверено опережает другие вероисповедания лишь в Центре, на северо-западе европейской части России и на Среднем Урале. В преимущественно русскоязычных регионах Среднего и Нижнего Поволжья, на Северном Кавказе ислам и протестантизм сегодня серьезно конкурируют с православием. Взятые в сумме протестантские общины вышли на первое место в пяти и вплотную приблизились к РПЦ по числу общин еще в десяти регионах — в первую очередь там, где религиозные традиции слабо укоренены — в Сибири и Дальнем Востоке.
За последние десять лет слились взаимно дополняющие друг друга традиционные этнические и «русские» ареалы протестантизма. Еще более цементируют общее протестантское пространство относительно новые для России харизматические, методистские, евангелические



Рис. 5.3. Структура религиозных организаций в регионах России
в 2013 г. (линии профилей приведены на рис. 5.1).
194.
церкви, повсеместно развертывающие свою деятельность в городах. Общины разных протестантских деноминаций в сумме составляют почти 20% всех зарегистрированных религиозных общин России.
Социально-экономические потрясения XX в. и вызванные ими этнические миграции привели к принципиальным изменениям в географии некоторых конфессий. Многие направления старообрядчества носят сегодня реликтовый характер. Их ареалы постепенно размываются. Хотя отдельные общины есть во многих регионах, компактно расселенные группы старообрядцев сохранились лишь в отдаленных районах Урала, Забайкалья, Алтая, на западе Брянской области, в Нижегородском Заволжье, на севере Европейской России.
Снятие черты оседлости, трагические события Второй мировой войны практически уничтожили сельские ареалы российского иудаизма. Наконец, еврейская эмиграция, сократившая численность этой этнической группы в России в два раза, ограничила географию иудаизма крупными городами, на фоне которых выделяются Москва и Санкт-Петербург. Даже восстанавливающийся на западе Смоленской области центр Любавических хасидов[56], имеет мемориальный характер, поскольку сегодня там проживает почти исключительно русскоязычное население.
В то же время расширяется, в первую очередь на Северном Кавказе, зона влияния Армянской апостольской церкви. За десять лет в структуре расселения российских армян значительно увеличилась доля Москвы и регионов Центра, а статус Новонахичеванской епархии, действующей на территории России, заметно вырос.
После 1985 г. в пределы России стали легко проникать новые харизматические, сциентистские учения и секты. Хорошие финансовые
195
возможности, помощь из-за рубежа, активный, порой навязчивый прозелитизм, позволяют им быстро преодолевать расстояния, легко адаптироваться к новым условиям и социальным группам.
Вопросы и задания В чем, на ваш взгляд, наиболее ярко проявилось религиозное воз
рождение в России в постсоветский период? Вспомните факторы, определяющие особенности распростране
ния мировых религий на территории России. Представители каких этнических групп составляют большинство
среди приверженцев православия, ислама, буддизма, иудаизма, лютеранства и католицизма в России? К каким этнолингвистическим семьям они относятся? Перечислите основные ареалы ислама и буддизма на территории
России, время их формирования, а также включения в состав Русского государства. Приведите примеры религиозных направлений, география кото
рых претерпела существенные сдвиги в XX в. Как на это повлияли изменения в уровне естественного воспроизводства населения в разных регионах и у разных этнических групп, принудительные и трудовые миграции? Расскажите, как в генетической и территориальной структуре
православных монастырей отразились основные этапы истории Русского государства. Какую роль играли монастыри РПЦ в социально-экономической и духовной жизни страны в разные периоды отечественной истории? Как миграции 1990—2000-х гг. и углубление процесса урбанизации
повлияли на современную географию религиозных организаций?
Литература
Основная Пучков П. И. Казьмина О. Е. Религии современного мира: Догматика, обрядность, организационное устройство, география. — М.: Изд- во УРАО, 1998.
196. Народы и религии мира: Энциклопедия. Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: БРЭ, 1998.
Дополнительная Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1—4 // Отв. ред.
М. Бурдо, С. Филатов. — М.; СПб.: Летний сад, 2005—2011. История религии. В 2 т. Учебник. Под общей ред. И. Н. Яблокова. —
М.: Высшая школа, 2007. Религии народов России. Русская православная церковь. Религиоз
ные объединения // Национальный атлас России. Т. 3. Силантьев Р. А. Ислам в современной России: энциклопедия. — М.:
Алгоритм, 2008. Христов Т. Т. Религиозный туризм: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2003.
Еще по теме Административно-территориальное деление РПЦ:
- §2 Административно-территориальное деление(устройство)
- ГЕОГРАФИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
- 4.3. Устойчивость и изменчивость административно-территориального деления: противоречие между стабильностью административных границ и динамизмом общественного развития
- Современное административно-территориальное делениеи местное самоуправление
- Этапы развития политико- и административно-территориального деления в советский период
- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕВ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
- Административно-территориальное устройство федеративных государств
- 9.6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- 63. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Режим закрытых административно-территориальных образований
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -