СЕГРЕГАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

  Горизонтальная сегрегация.
Характерной чертой распределения работающих женщин по отраслям национальной экономики является их высокая представленность во всех без исключения секторах и отраслях.
В этом смысле реформы не принесли кардинальных изменений. В настоящее время 37% всех работающих женщин занято в производственных отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, связи, строительстве, на транспорте); 23% — сфере обслуживания (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т.п.); 32% женщин сосредоточено в социально-культурных отраслях (здравоохранение, образование, культура и т.п.); 6% всех женщин, занятых в народном хозяйстве — в государственном управлении, финансовых и кредитно-страховых учреждениях.
Наиболее феминизированными являются социально-культурные отрасли. Так, в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении женщины составляют 81% всех занятых, в образовании, культуре, искусстве — 79%. Равное участие мужчин и женщин наблюдается только в науке, научном обслуживании и управлении.
В целом в промышленности женщины составляют 39% персонала. Однако в различных подотраслях они представлены по-разному. Наибольшее число женщин сосредоточено в легкой, текстильной, машиностроении, химии и нефтехимии, пищевой промышленности (от 47% кадрового состава в машиностроении и металлообработке до 73% в легкой и текстильной отраслях).
Общее сокращение удельного веса женщин среди занятых по отраслям было неравномерным. Так, например, доля женщин среди занятых в торговле и кредитовании уменьшилась за период 1991-97 гг. на 18 п.п., в управлении — на 17, в строительстве и науке — на 3, а на транспорте и связи ситуация осталась без изменений.
В общем прослеживается четкая зависимость интенсивности сокращения доли женщин, занятых в отрасли, от изменения уровня заработной платы: чем быстрее растет заработная плата, тем быстрее из этой отрасли "вымываются" женщины, и наоборот, чем ниже по сравнению с общероссийской становится в отрасли заработная плата, тем быстрее из этой отрасли уходят мужчины.
Уровень отраслевой и профессиональной сегрегации является своеобразным отражением степени дискриминации женщин в сфере труда. Для оценки уровня сегрегации в мировой практике применяют специальный индекс — индекс диссимиляции.(7) Расчеты индекса диссимиляции отраслевой структуры за период 1928-1997 гг. показали, что изменение индекса диссимиляции по времени имеет интересную форму. Значение индекса в начальной точке (1928 г.), то есть в период "массового вовлечения советских женщин в общественное производство" существенно ниже его современного значения.
Интенсивно этот индекс растет в России именно с середины 90-х годов (см. рис. 6). Если учесть, что в экономически развитых странах рост значения этого индекса, а, следовательно, и сегрегации, считается негативным явлением, то можно констатировать устойчивое ухудшение качества профессиональной занятости российских женщин. Рис. 7. Индекс диссимиляции отраслевой структуры занятости в России
(1928-1997 гг.)
 Рис. 7. Индекс диссимиляции отраслевой структуры занятости в России
Вертикальная сегрегация.
Несмотря на более высокий уровень образования работающих женщин по сравнению с мужчинами, российские женщины по-прежнему практически выведены из сферы принятия решений. Причем это утверждение справедливо как для характеристики особенностей их занятости в органах государственной власти, так и на предприятиях всех размеров и форм собственности.
Общее преимущество в уровне образования реализуется женщинами только частично: большая часть из них (40%) заняты трудом специалистов. Но и здесь они сосредоточены на средних и низших ступенях квалификационной лестницы: среди руководителей всех уровней женщины составляют — 38%, в то время как среди служащих низкой квалификации, занятых подготовкой информации, оформлением документов — почти 90%.
В частном малом бизнесе среди руководителей фирм — женщин 18 из 100. Чаще всего женщины возглавляют малые предприятия в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственном бытовом обслуживании. Здесь доля женщин-руководителей составляет 54%. Среди руководителей малых предприятий здравоохранения и социального обслуживания женщин — 30%, в торговле и общественном питании — 24%.
Несмотря на то, что женщины составляют более половины государственных служащих (56,2%), в государственных органах власти наблюдается сильнейшая вертикальная сегрегация — женщины занимают преимущественно низшие ступени государственной службы. Так среди чиновников "высшей" группы женщин всего 5,7%, среди "главных" — 15,5%, "ведущих" — 31,1%, "старших" — 49,9%, а среди "младших" — уже 80,6%(8).
Среди занятых по рабочим профессиям картина аналогичная. По данным опроса по проблемам занятости населения в 1998 г., среди квалифицированных рабочих промышленных предприятий женщин было только 23%, в то время как среди неквалифицированных рабочих — 50,9%.   
<< | >>
Источник: Баскакова М.Е.. Социально-экономические проблемы занятости российских женщин в переходной экономике. 2010

Еще по теме СЕГРЕГАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ:

  1. Сегрегация в сфере образования
  2. Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости.
  3. 1. Основные проблемы в сфере занятости и пути их решения
  4. Основные характеристики профессионалов и менеджеров в сфере занятости
  5. Пути преодоления гендерной дискриминации в сфере занятости
  6. Тема 2. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
  7. АНТИГУМАННАЯ СЕГРЕГАЦИЯ
  8. 1.1.3. Современные концепции занятости. Экономические реформы и современноесостояние занятости в России
  9. Занятие 18 . Определение приемов и средств преподавания и учения, используемых на уроке (лабораторное занятие)
  10. ЗАНЯТИЕ № 9 ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ
  11. Проблема молодежной занятости и пути ее решения с помощью программы «Трамплин» (на примере Кемеровского городского центра занятости населения).