Человек из множества монад
— Словарь N
_ Монада в философии
і ^ Лейбница — простая субстанция, которую уже нельзя разложить на составляющие.
V
соответствует теории, что все вокруг — только проявления одной-единствен- ной субстанции. Вы созданы из той же самой субстанции, что и все остальное. Единственное различие состоит в том, что вы можете решить, как вы будете относиться к своим переживаниям и какой путь — страстей или разума — изберете для путешествия в этом мире. Философия Лейбница, как и Спинозы, содержит идею, что все люди только с формальной точки зрения отличаются от всего остального. Все, в том числе и человек, состоит из монад. Все монады имеют одинаковые свойства, но каждая представляет собой уникальную часть целого, как снежинки, среди которых нет двух одинаковых. Различные монады имеют различную способность воспринимать окружающий мир. Те, способности которых наиболее сильны, представляют собой души людей. Но тем не менее все монады как-то отражают мир. Чтобы лучше понять это, считайте каждую монаду своего рода точкой зрения, с которой можно наблюдать окружающее пространство, а все вещи состоящими из бесконечного числа таких точек зрения.
Много взглядов, одна картина
— филосо-факт %
Идея Лейбница о бесконечности возможных миров породила у его современников размышления о бесконечности Вселенной, множестве планет, на которых возможен иной разум.
Лейбниц верил в то, что мир представляет собой неограниченное число разнообразных возможностей. В то же самое время все вещи связаны друг с другом не только реально, но и логически, так что все вместе они составляют осмысленное целое. Он говорил, что если бы люди (или монады) имели бесконечное сознание Бога, то они могли бы понимать все в спектре различных возможных состояний мира, просто глядя на одну отдельно взятую вещь. Истина, однако, состоит в том, что человек таким сознанием не обладает. Мы можем понимать только определенные факты, касающиеся устройства мира. Общая картина доступна только Богу, что означает, что события, которые кажутся нам случайными, тем не менее являются частью божественного плана.
Все, что с вами происходит, — часть вас самих
Что же это на самом деле значит? Представьте, например, Цезаря, переходящего Рубикон. На самом деле он его перешел, но, если бы он этого не сделал, он не стал бы Цезарем. Даже до того, как он его пересек, он был вынужден это делать. Факт, что он переходит через эту реку, — один из миллиона фактов, которые завершают и создают образ Цезаря. Эти события, как говорит Лейбниц, являются частью того, что представляет собой Цезарь, поэтому если вы уберете хотя бы одно из них, то Цезаря такого, каким мы его знаем, больше не будет. Такой ход мысли приводит нас к тому, что нет четкого различия между врожденными свойствами, которые являются неотъемлемой частью некоторого объекта, и приобретенными свойствами, которые объект получает случайно, в процессе временного развития. Все, что с нами происходит, — это уже часть нас самих, так же как и то, что с нами уже произошло.
Мир как математическая задача ,
Согласно мнению Лейбница, лучший мир просто не мог бы существовать. Его идея лучшего из всех возможных миров основана на математическом подходе. Как математик, Лейбниц искал самое простое объяснение, которое будет верным для наибольшего количества числовых отношений. А как философ, он верил в то, что мир устроен Богом так, что самое простое решение будет удовлетворять наибольшему количеству возможных миров.
Бог мог создать и другие миры, но они были бы не столь совершенно организованы и не имели бы столько вероятных событий.
— Мнение
Когда Лейбниц рассуждал о «лучшем из всех возможных миров», он имел в виду не тот мир, в котором все были бы счастливы, в котором не нужно было бы платить налоги или убирать в ванной. «Лучший» этот мир только с логической точки зрения: огромное ЧИСЛО Событий можно объяснить с помощью нескольких простых идей.
была бы меньше. Следовательно, в этих других возможных мирах степень свободы ограничена.
Как и Спиноза, он не оставлял много места в своем мире для свободы воли. Лейбниц считал, что все происходящее — лишь результат того, что уже произошло. А то, что произошло, в свою очередь зависит от Бога. Поскольку Бог мог пожелать, чтобы все было немного другим, то в мире существует определенная доля свободы. Сами факты и события могли быть другими, но с логической точки зрения для них лучше быть такими, какие они есть по своей природе.
Человек принципов
Вот некоторые правила,4 которые лежат в основе философской системы Лейбница. ?
Принцип непротиворечивости: любое противоречивое утверждение ложно. ?
Принцип достаточного основания: существует подлинное, или «достаточное», основание для всякой истины, даже если мы его и не знаем. ?
Принцип приписывания: все, что происходит с вещью (все, что приписывается ей), является частью самой этой вещи, как логически, так и фактически. ?
Принцип единства неотличимых: не существует двух совершенно одинаковых вещей, на самом деле это одна вещь. ?
Принцип лучшего мира: Бог создал этот мир самым лучшим из всех возможных миров; он содержит наибольшее число логических вероятностей и проще других для понимания.
Все — только логика
И Спиноза, и Лейбниц занимались логикой и математикой и считали, что мир создан по логическим законам. Для этих философов логика была не только частью мыслительных процессов, но и основанием реальности.
Мнение
Одна из проблем, заключающаяся в этом рационалистическом подходе, состоит в том, что, используя логику, нам иногда приходится делать нелогические допущения. Если ваши изначальные допущения не являются истинными, то вся система оказывается ложной.
Эти взгляды основаны не на наблюдении или опыте, напротив, они опираются на идею логической необходимости, Божественного промысла и субстанции. Как и Декарт! эти два философа являются рационалистами, поскольку считают, что знание истинно тогда, когда оно основано не на наблюдении, а на самом разуме.
Случай и субстанция
филосо-факт
Многие современники Кавендиш считали ее безумной. Она не пыталась с ними спорить у\ вместо этого в одиночку пыталась показать, как объекты, к которым относились не только вещи окружающего мира, но и ее мысли, постоянно приходят в беспорядок.
В отличие от Лейбница и Спинозы, для Кавендиш вся реальность представлялась делом случая, в том числе это относилось и к сознанию. Согласно ее взглядам, мир состоит из единой субстанции, которая сама по себе бесконечно делима. И хотя все отдельные части субстанции способны мыслить, они не обязательно приходят к согласию относительно того, как устроен мир. В результате субстанция, которая формирует реальность, всегда находится в противоречии с самой собой.
Различные части субстанции могут прийти к согласию и образовать камень, растение или человека. Но позже они опять могут прийти к раздорам и решить распасться! Все зависит от того, насколько различные части ладят друг с другом.
Еще по теме Человек из множества монад:
- 15. Предел и отношение производной монады к изначальной первой монаде
- ЧЕЛОВЕК КАК НЕПУСТОЕ МНОЖЕСТВО
- ЮЖНАЯ ИНДИЯ ДАЕТ МНОЖЕСТВО ЦАРЕЙ И ВОИНОВ, А ТАКЖЕ ОДНОГО ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА
- 6. Определение монады: представление
- 13. Способ взаимной связи и общения между монадами
- Учение о субстанции (монадах)
- 5. Душа, или монада: принцип философии Лейбница
- 11. Несубстанциальный характер материи, как таковой, и связь монад, определяющих тело
- Аксиома пустого множества
- Аксиома множества-степени
- МНОЖЕСТВА
- 7. Вполне-упорядоченные множества
- 5. Теория множеств и реальность
- § 1. РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА МНОЖЕСТВО ГРУПП