4.4. «Познание с исторической точки зрения» 1 (1902)
Перейдем к анализу содержания. Оно состоит из трех частей. Первая часть «О всеобщем методе» посвящена в основном энергетическому подходу. Так как последний, опять же, не нашел себе применения, то мы переходим сразу ко второй части «Познание как приспособление». В целях краткости изложения будем останавливаться на наиболее важных, на наш взгляд, моментах. 1.
О тесной связи между двигательными реакциями и психическими явлениями, согласно чего утверждается следующий закон: «Все двигательные реакции суть психические. И наоборот, все психические — есть двигательные». 2.
О классификации психических реакций на три типа. Первый — различение количественной стороны внешнего воздействия, так как первоначально различаемое есть количество, а не качество. Это — рефлексы. Второй — привычные реакции, более сложные по сравнению с рефлексами. Третий — пластичный тип психических реакций, іде сложное сочетание привычных и рефлекторных. Пластичные реакции относятся к наиболее высшему типу развития, в ряду повторений могут стать привычными, и, далее, автоматичными. Все три типа связаны непрерывной цепью последовательных переходов, то есть каждый из них не существует в отдельности. 3.
О формах сознания по результатам самопознания. Общая последовательность явлений сознательной, привычной или пластичной реакции заключается в следующем. Началом является внешнее раздражение на чувствительные нервы, затем следует передача тока возбуждения в центральную нервную систему. Это — этап различения восприятия сознанием, который называется еще центростремительным. За ним этап центробежный, когда происходит различение собственно ответа психики на внешнее раздражепие или акт воли, и когда нервный ток передается к низшим двигательным центрам и мускульной ткани. В этой последовательности и выражается полная психическая реакция. Но по причине ненаблюдаемости части явлений, что может быть чаще всего с последней частью, психическая реакция кажется неполной.
«Неполные реакции поддерживают жизнедеятельность двигательных приспособлений и якобы, таким образом, несколько разгружают сознание. В случае полных реакций отбор для организма оказался бы не всегда посильным и небезвредным.
Разграничение реакций на полные и неполные условно потому, что имеют место промежуточные, к примеру, дыхание как рефлекторный акт, который во всякий данный момент может стать сознательным (и управляемым).
В том, что сознание есть приспособление, говорит второй факт. В процессах психической пластики — а к ним сводится почти вся сознательная жизнь человека — сознание на каждом шагу становится полем одновре- мсиного проявления различных представлений и стремлений. Эти представления и стремления подлежат психическому отбору не только сами по себе, но и по взаимному отношению. Они могут быть приспособленными, соответствовать повышению жизнедеятельности, то есть находиться в гармонии. Или, наоборот, находится в противоречии, быть неприспособленными, соответствовать снижению жизнедеятельности.
4. Выработка форм сознания происходит в сочетании двух процессов: обобщения и различения, Взаимпая гармония фактов сознания (восприятия, представления или стремления) означает, что в пих существуют элементы совпадения. Под влиянием психического отбора взаимная связь их становится более тесной: ассоциация гармонизирующихся фактов сознания, раз сложившись, становится все более тесною. В этом и есть процесс обобщения. Но сознание есть процесс различения условий жизненной борьбы, различения по их пользе и вреду, по степени того и другого.
Назначение психического аппарата — в том, чтобы непрерывно приспособлять организм к изменяющимся условиям его жизненной борьбы. Это достигается тем в большей степени, чем богаче и разнообразнее накопленный запас психических приспособлений, чем теснее их взаимная связь, чем гармоничнее их совместная деятельность. Мир сознания есть область психической пластики по преимуществу, и в то же время это область наибольшего объединения психических форм. Объединение достигается путем непрерывно развертывающихся процессов обобщения и различения.
В своем совместном действии оба процесса, текущие исторически, стремятся превратить сознательную психику в связную, гармоническую систему, так что могут рассматриваться, как два типа проявлений одной монистической тенденции. При этом изменение внешних условий постоянно нарушает равповесие существующей системы сознания, а психическая пластика в направлении монистической тенденции постоянно стремится вновь установить равновесие. 5.
О связи сознания с общественным фактором. Животное, как правило, является элементом видовой жизни. Видовой связью между особями является размножение и отношениями между родителями с заботой о детях. Родительские инстинкты в развитии приводят сначала к возникновению семьи, затем стадности, как зародыш будущей общественности. На почве этой стадности развивается подражание — явление, основанное на фактах ассоциации представлений и стремлений. При этом человек (животное) воспроизводит наблюдаемые движения другого. Это — полная реакция подражания. Если стремление не переходит в действие, то подражание оказывается неполным. Выгоды подражания — в сохранении от хищников, в поиске пищи и пр. К процессам подражания относятся воспитание и обучение.
По мерс того, как привычные и пластичные реакции приобретают характер трудовых, то есть соединенных с представлением определенных целей, из фактов стадности и подражания развивается общественность и вместе с тем сотрудничество, трудовая совместность особей в борьбе с природой. С возникновением общества, как особой формы жизни, внутренний психический отбор подчиняется общественному отбору, который приспособляет элементы общественного целого один к другим и мз всему целому 6.
О выражающих реакциях. Всякая психичсская реакция, если она достигает стадии доступного человеческим чувствам внешнего движения, может вызвать подражание себе. Лицо подражающее воспринимает и переживает как представление и стремление источника. Это — способ передачи психического состояния источника от одной особи к другой как способ выражения.
Типы выражающих реакций разделяются по способам восприятий, или органам внешних чувств: осязание, зрение, слух.
Выражающие реакции, как специальная форма психических реакций, развиваются первоначально в жизни родовой, затем — и главным образом — в общественной, развиваются от одного общего начала, согласно общим биологическим и психологическим законам. 7.
О психических формах познания. Выражаемое и форма выражения, неразрывно ассоциированные между собою в психике особи, составляют вместе одну психическую форму. Это — форма познания, форма общественная, так как получает реальность во взаимном соответствии отдельных психик. Различным видам выражающих реакций существуют различные виды форм позпания. Наибольшее развитие получила речь, где «выражающее» есть «слово», типичной формой стало понятие. Несколько понятий образуют сложные формы познания в виде мысли или суждения. Из суждений возникают целые теории. Так как понятие исторически изменчиво, то отещда следует относительность позпания. Всякая форма жизни есть приспособление, что применимо и к жизни познавательной. Это признано биологами, но не философами, которые утверждают; что познавательная способность заложена якобы в психике и не есть приспособление, а нечто особое. Познание в жизни социального целого играет ту же роль, какую сознание — в жизни особи. Познание — деятельность организующая в общественной борьбе за жизнь. В процессе развития человечества роль познания приспособлений относительно возрастает. 8.
О познавательной пластике. Познавательная пластика частью совершается стихийно, частью соединяется с сознанием цели, то есть имеет характер труда — процесса всегда общественного. Это — и случай, когда целью делается само познание, точнее — выработка новой формы познания. Это — исследование с целью поиска истины, причинности, сопровождаемое усилением мускульной реакции и возрастанием внимания. Родственный процесс — искание новых восприятий в ходе, скажем, путешествия, туризма.
Каждый раз с открытием нового или с достижением цели человек ощущает психическое удовлетворение и даже получает удовольствие. 9.
Об истинном и ложном познании. На понятиях об истине и лжи лежит до сих пор печать отживающего, статического мировоззрения. С исторической же точки зрения формы познавательные выступают как формы приспособления, формы жизни, подлежащие действию отбора. Борьба истины с заблуждением есть просто борьба форм познания более жизнеспособных с менее жизнеспособными.
В случае разобщения отдельных слоев или классов истина отдельной группы не может быть истиной для другой. Объединяющая тенденция может быть также критерием истины.
Все критерии историчны и относительны. А потому истина также исторична и относительна. Наименее относительна и наиболее объективна та из истин, которая соответствует тенденции общественного развития. 10. О монистической тенденции в познании. Взаимное соответствие элементов форм познания в отдельных психиках всеща относительно и ограниченно. Между особями наблюдаются чаще различия, вместо гармонии — противоречия. Отсюда — недостаток «взаимного понимания», что может быть по причине различия в образовании. Установлению максимального понимания помогает стремление к монизму, монистическим представлениям с устранением противоречий и приведением в гармонию всех форм познания, как в пределах отдельной психики, так и в общественной совокупности.
Чтобы в социальном познании можно было выделить единую жизненную систему, «форму жизни», для этого необходимо установить его реальное единство и реальную отдельность. Первое достигается в монистической тенденции в познании (характер связности в пределах отдельной техники и однородности в пределах общества). Второе — в обособлении познания от процессов непознавательных, ноіда момент познания отделяется от момента «чувства» и момента «действия».
Третья часть «О методе исторической теории познания» посвящена обоснованию социального метода, который должен обособить учение о познании, как определенную общественную науку. Здесь также будем рассматривать отдельные моменты.
Что есть метод? Это — основа, согласно которой устанавливаются единство и раздельность различных наук. Это — закономерность исследования. При этом всякий установленный закон есть элемент метода. То же можно сказать о всякой предвзятой гипотезе, как точке зрения. Метод может быть статическим и историческим.
До сих пор позпапие исследовали с точки зрения методов биологии и психологии. Но науку о психологии совместной борьбы организмов за их существование можно отнести к социальной зоологии или, точнее, к социальной, общественной науке, требующей специального метода.
Об абстрактном методе в общественных науках. В физике, как и в других естественных пауках, изучение явлений основано на конкретных, искусственно организованных, опытах и экспериментах, как правило, без помех. Здесь можно воспользоваться методами индукции и дедукции. В общественных же науках можно воспользоваться лишь наблюдениями над реальными объектами в условиях всевозможных помех и применить абстрактный метод, как это делали А. Смит, К. Маркс и многие другие естествоиспытатели и мыслители. Абстрактный метод дедуктивный, исторический, так как объектами являются процессы, относительно которых требуется найти законы, определить причинность.
Абстрактный метод в исторической теории познания. Здесь свои особенности и проблемы. Высшей степени затруднение в выработке сколько-нибудь определенных эмпирических обобщений, которые должны служить основою первых дедукций. Кроме того, формы познания являются наиболее консервативными. И абстрактный метод оказывается здесь в наиболее абстрактной форме. Поэтому формы познания рассматриваются с точки зрения монистической тенденции их развития. Отсюда — монистическая система познания.
Но главное, в области познания «исследование возможно тогда, когда сам исследователь стоит на гораздо более высокой ступени познавательного развития, чем изучаемое им общество».
Познание как идеологический элемент общественной жизни. Действительно, познание есть система приспособления к общесгвснно-трудовой борьбе за существование, выражаясь кратко — к производству. Да, воздействие человека на природу есть процесс технический. Поэтому развитие познания определяется развитием форм технических, это с одной стороны. С другой, социальное строение технических форм есть то же самое, что формы сотрудничества, то есть производственные отношения. Соеди- няюпщм Или организационным орудием между производством (техникой) и производственными отношениями является идеология и ее элементы: речь, наука, познание и пр.
Более подробно об идеологии будем говорить ниже, в ходе анализа работы «Наука об общественном сознании».
О связи формы сотрудничества с монистической тенденцией в познании. Организация любого вида производства возможна при условии монистической тенденции развития познания, которая, раз сложившись, стремится охватить не только ту область жизненного опыта, где она возникла, но и все познапие. Однако общество разбито на группы, и прямое сотрудничество между группами может отсутствовать. В этом случае тенденции идеологического развития в группах различаются. По если есть какое-либо сотрудничество между группами, то должна существовать постоянная тенденция к идеологическому единству общественного целого.
Дело еще в том, что каждой эпохе (формации) соответствует свой форма сотрудничества, а значит и своя специфическая форма мышления, или тенденция познания.
Так, во времена первобытного общества, то сеть в эпоху «индивидуального искания пищи», была простейшая форма — «первичное сотрудничество». Форма эта отличалась однородностью и неорганизованностью,, несла еще черты «стадности», но уже представляла собой логически исходную точку развития все более высоких форм общественности. При гаком сотрудничестве установить монистическую тенденцию познания трудно. Во всяком случае, она неопределенна и малосодержательна. Форма общественности, близкая к первобытной, существует вместе с высшими формами до сих пор, но играет подчиненную роль.
Во времена патриархальных групп кочевников-скотоводов и земледельческих общин, как в Древней Индии, существовало «разнородно организованное или авторитарное сотрудничество». Здесь господствовал' «анимистический монизм», согласно которому мышление впервые создает идею причинности, хотя и в наименее совершенной форме. Содержание этой идеи сводится к действию одной вещи, как активной, на другую, как пассивную. Связь же природных явлений познается по образу связи чело-г веческих действий (фетишистское понятие причинности). ^
С возникновением «менового» или рыночного хозяйства в мелкобуржуазном и капиталистическом обществе установилось «разнородно неорганизованное или анархистское» сотрудничество, которому уже соответствовала монистическая тенденция, отличающаяся своей «бессодержательностью». Так как эта тенденция была направлепа «к обобщениям настолько отвлеченным, что в них всякое конкретное содержание исчезает, и остается лишь слово»; это — метефизический тип мышления.
Тем не менее монистическая тенденция выражается в наиболее чистом виде в последних обобщениях познания (науке).
В масштабе общества будущего возможно «синтетическое» сотрудничество, наблюдающееся «в некоторых демократических организациях, ще организаторская деятельность не отделяется от исполнительской настолько, чтобы каждая из них воплощалась в особом лине. В общем процессе труда организатор и исполнитель постоянно меняются ролями, взаимно контролируя друг друга. Здесь наилучшие условия для развития монистической тенденции познания».
О типах труда и типах мышления. Исторически сложились два типа или направления труда: «консервативное» и «изменяющееся». Первое, ще цель задавалась в прошлом и сводилась к сохранению, поддержанию и воспроизводству, имело место во всех застойных обществах: первобытном, патриархальном, феодальном. Второе, ще цель исходит из настоящего и определяется результатами изобретений, открытиями науки или путем поиска в ходе свободного предпринимательства, утвердилось в капиталистическом обществе.
Каждому типу труда соответствует своя форма монистической тенденции. Для первого — общая характеристика привычных реакций, статический тип мышления, консерватизм. Для второго — пластическое строение психики, исторический тип мышления, прогресс.
Об эклектизме. В семье и обществе встречается сочетание различных форм сотрудничества: анархическое, авторитарное, синтетическое. Соответственно такому разнообразию сотрудничества и форм труда, определяющих собою содержание жизни целых групп и отдельных личностей, мышление людей может быть эклектично. К усилению эклектичности влекут множество других причин, в том числе различные формы и степень образования. Так что в действительности мышление людей всегда эклектично. Чистые же типы монистического мышления соответствуют лишь идеальным условиям. Требуется только достаточное развитие высшей формы познания — науки.
О «предпосылках» познания (или в качестве заключения). Изложенная точка зрения в познании становится господствующей, но не общепризнанной. Против нее некоторые философы, отрицающие историзм и утверждающие «категории», логические законы, без помощи которых ни о чем вообще нельзя рассуждать. Эти условия или «предпосылки» познания сами не подлежат анализу, никакому исследованию. Это — неокантианство. Нельзя смешивать познание-исследовавие и познанис-обьекг исследования.
Еще по теме 4.4. «Познание с исторической точки зрения» 1 (1902):
- 2. Рассмотрение догматов с исторической точки зрения
- Главе V ОБ ИДЕЯХ, РАССМАТРИВАЕМЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ их СЛОЖНОСТИ ИЛИ ПРОСТОТЫ,— ГДЕ ГОВОРИТСЯ О СПОСОБЕ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОТВЛЕЧЕНИЯ, ИЛИ ИСКЛЮЧЕНИЯ (PRECISION)21
- Р) Конечность с точки зрения рефлексии,
- I. Необходимость религиозной точки зрения
- НЕОБХОДИМОСТЬ КОСМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
- С точки зрения дзен
- Добродетель с точки зрения эксперта
- ЗВТАНАЗИЯ С ХРИСТИАНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
- _ 42. Понятие об уголовном правонарушении, с точки зрения объективного права
- 183. Различие юридической и экономической точки зрения на жизнь обязательств.
- Твоя стоимость: с точки зрения жизни
- Истоки предубеждения: различные точки зрения
- Личность чееловка с точки зрения Л. С. Выготского
- «С точки зрения смерти»: переосмысление барокко
- 6. Сомнительные точки зрения на отношения между теориями
- Глава I ОБ ИДЕЯХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ПРИРОДЫ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ
- Глава И ОБ ИДЕЯХ, РАССМАТРИВАЕМЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ОБЪЕКТОВ