Квантовая механика в поисках своего референта

Квантовая механика, возможно наиболее плодотворная из всех научных теорий, является в то же время теорией с наиболее слабой философией. Эта слабость коренится главным образом в неспособности ясно и убедительно сформулировать сущность подлинных референтов этой теории.

Л неспособность в свою очередь вытекает из приверженности к философии, которая колеблется между чистым субъективизмом и строгим реализмом. В самом деле, обычные интерпретации квантовой механики, с которыми мы встречаемся, например, в классических трактатах фон Неймана 1 и Дирака2, а также в стандартных учебниках Бома3, Ландау и Лифшица4, соответствуют духу и букве раннего логического позитивизма, модного среди ученых в период между двумя войнами Б.

Распространенные формулировки квантовой механики основаны на устаревшей философии, которой едва ли кто сейчас придерживается; и в этом одна из причин 1

И. фон Нейман, Математические основы квантовой механики, М„ 1964. 2

П. А. М. Д и р а к, Принципы квантовой механики, М., 1960.

* Д. Б о м, Квантовая теория, М., 1965. 4

Л. Д. Ландау и Е. М. Лифшкц, Квантовая механика, М., 1963. 5

См.: P. Frank, Interpretations and Misinterpretations of Modem Physics, 1938, Hermann and Cie, Paris; L. Von M і s e s, Positivism: A Study in Human Understanding, Harvard University Press, 1951, Cambridge, Mass., 1951 (перевод с немецкого издания 1939 г.); Н. Reichenbach, The Rise of Scientific Philosophy, University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1951.

существования несостоятельных интерпретаций и неясностей теории. (Мы не касаемся примеров математической несостоятельности, таких, как появление расходимостей в некоторых формулах.) Многое из этой путаницы остро воспринимается начинающими, но профессионал научился С НИМИ ЖИТЬ. ПО существу ЖЄ, ОН ПрОСТО ПрНВ^ЫК, ПО"

вседневно работая с концептуальным инструментом, не претендовать на его понимание. Иногда даже утверждают, что страсть к пониманию — это грешный пере-г житок классической физики. Профессионал может согласиться, что квантовая механика сформулирована довольно туманно; но иногда он выдает это за достоинство, утверждая, что квантовые события в конечном счете непроницаемы для разума1 и мы должны быть счастливы, если, не обладая пониманием мира в классическом смысле этого слова, все же достигаем успеха, получая с помощью квантовой теории предсказания, подтверждаемые наблюдением и экспериментом.

Такая ситуация мало приемлема для философа и историка науки, который прекрасно осознает, что квантовая механика являет собой триумф разума, что нет вещей кристально ясных с самого начала и преграды на пути движения мысли рано или поздно рушатся одна за другой.

Философ может подозревать, что туман, окутывающий квантовую механику, является, по существу, философским и рассеять его можно лишь с помощью средств, которых нет в обычном инструментарии физика—а именно с помощью логики, семантики, эпистемологии и методологии. Более того, философ имеет все основания считать, что туман, окружающий квантовую механику, замедляет прогресс этой фундаментальной физической теории в течение последних тридцати лет, то есть после гого как было возведено основное здание. Действительно, успешные применения элементарной квантовой механики были столь многочисленны, что лишь незначительное меньшинство физиков исследует радикально новые пути. Физики-теоретики в этом отношении стали даже более консервативными, чем теологи. В результате за последнее время в фундаментальной теории микрофизики не было сделано никакого эпохального от-

1 Н. Бор, Теория атома и ПРИНЦИПЫ описания природы, — «Избранные научные труды», т. И, М., «Наука», 1971, стр. 62—71. крытия и не будет сделано до тех пор, пока современную теорию будут рассматривать как совершенную или близ- ко к таковой. Удовлетворенность ведет к застою и упадку.

Поэтому целесообразно кратко обрисовать те философские наслоения, которые мешают нам идти вперед, и попытаться освободить от них квантовую механику. Выполнение этих двух задач, критической и реконструктивной, представляло бы не только чисто философский интерес, но принесло бы несомненную пользу и развитию познания.

<< | >>
Источник: Бунте Марно. Философия физики: Пер, с англ. Изд. 2-е, стереотипное. 2003

Еще по теме Квантовая механика в поисках своего референта:

  1. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И НЕЛОЯЛЬНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
  2. 3. Корпускулярно-волновой дуализм в квантовой механике
  3. Дальнейшее развитие и осмысление квантовой механики
  4. X. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И ФИЛОСОФИЯ КАНТА (1930—1932)
  5. V. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И БЕСЕДА С ЭЙНШТЕЙНОМ (1925—1926)
  6. 2.2. Референт физической величины
  7. Сам Господь Бог выступит для спасения народа Своего и для спасения Помазанного Своего
  8. Референты физической теории
  9. 1.4. Четыре тезиса о референте физической теории
  10. 2J. Дополнение теоретической модели референта
  11. 2. Идентификация референта
  12. 6. К точной интерпретации квантовой теории
  13. Механика
  14. Квантовые прыжки
  15. 1.9. О соотношении квантовой и классической химии
  16. Глобальный квантовый компьютер или экономия времени?
  17. 2.4, Классический предел квантовой теории: мало что известно