СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРИЗМ: РАМКИ АНАЛИЗА
Депутат К. с 11-минутным опозданием прибыл во вторник утром на заседание возглавляемого им комитета по транспорту и общественной безопасности. Длинная повестка дня комитета включала 286 вопросов для рассмотрения.
Этот газетный отчет о заседании комиссии местного совета мог быть посвящен многим регионам и городам сегодняшней России. На самом деле он был опубликован в «Chicago Tribune» 13 апреля 1955 года (Banfield, Wilson, 1966: 105). В этот период Чикаго находился во власти мэра Ричарда Дэли, возглавлявшего город свыше двух десятилетий и единолично контролировавшего ключевые сферы политики и управления. «Политическая машина» Дэли не только обеспечивала безусловное
господство мэра на уровне Чикаго, но также обладала влиянием в политике штата Иллинойс и страны в целом (в частности, именно Дэли сыграл немалую роль в том, что проходивший в 1960 году в Чикаго съезд Демократической партии США номинировал кандидатуру Джона Кеннеди на президентских выборах). С учетом того, что с 1989 года мэром Чикаго является его сын, Ричард Дэли-младший, можно говорить о своеобразной династической монополии на власть в городе — явлении, довольно редко встречающемся в современных государствах. Хотя Чикаго в американской городской истории — случай исключительный, на протяжении весьма длительного периода локальные[364] «политические машины», возглавляемые местными лидерами, контролировали политику и управление в крупных городах страны (Banfield, Wilson, 1966: ch. 9; Brown, Halaby, 1987), притом что влияние федеральных политических акторов на эти процессы оставалось ограниченным.
Подобное сочетание локализации политики и монополизации контроля со стороны местных элит, получившее в литературе название «субнациональный авторитаризм» (Gibson, 2005), было характерно в разные исторические периоды и для ряда регионов и городов других стран от Латинской Америки (Gibson, 2005; Stokes, 2005) до Юго-Вос- точной Азии (Scott, 1972) и Юга Италии (Chubb, 1982); «политические машины» можно рассматривать как частный случай данного явления. Субнациональный авторитаризм в различных странах и регионах существенно различался по генезису, механизмам господства и последствиям: одни режимы субнационального авторитаризма носили временный и преходящий характер, другие укоренялись на долгие десятилетия. В этом плане субнациональный авторитаризм в России — отнюдь не уникальное явление, обусловленное спецификой политико-экономического контекста развития страны и процессов ее трансформации в 1990- е годы; сравнение региональной и местной политики в России с «политическими машинами» в других странах использовалось некоторыми исследователями (Hale, 2003; Brie, 2004; Lankina, 2004).
Одним из непреднамеренных последствий демократизации и децентрализации управления в России 1990-х годов стала диверсификация процессов политического развития на уровне регионов и городов страны. Спектр их вариантов оказался чрезвычайно широк: порой могло показаться, что речь идет о разных странах, а не о территориальных единицах одного и того же государства (Gel’man et al., 2003). Общим местом ряда оценок служила констатация двух взаимосвязанных тенденций: (1) локализация политики, в силу которой локальные акторы как минимум играли роль «группы вето», а как максимум — единолично решали важнейшие вопросы распоряжения властью и собственностью; (2) монополизация контроля над ресурсами, который в ряде регионов и городов оказался сосредоточенным в руках одной группировки, как правило, связанной с главой исполнительной власти соответствующего уровня. «Региональный авторитаризм» вызывал справедливую критику ряда наблюдателей, поскольку он препятствовал становлению демократических институтов в России, с одной стороны, и успешному развитию ее рыночной экономики — с другой (Golosov, 2004; Stoner-Weiss, 2006). В 2000-е годы локализация политики была подорвана вследствие рецентрализации российского государства (Гельман, 2006) и вторжения на региональные рынки ряда крупных корпораций общенационального масштаба (Зубаревич, 2002). Монополизация контроля над ресурсами на региональном и местном уровне в условиях отмены всеобщих выборов глав исполнительной власти регионов (в ряде случаев — и мэров городов) и утверждения «Единой России» как доминирующей партии оказалась встроена в рамки общероссийской политической монополии, управляемой из Кремля (Hale, 2006; Голосов, 2008; Gel’man, 2008). Рецентрализация власти лишь отчасти модифицировала субнациональ- ные политические режимы: они во многом утратили свою автономию от Центра, их диверсификация снизилась по сравнению с периодом 1990-х годов, но механизмы политического господства на региональном и местном уровне в России по большей части остались неизменными.
Настоящая работа посвящена анализу субнационального авторитаризма в современной России в сравнительной и исторической перспективе. В ее начале представлен обзор динамики субнационального авторитаризма в основном на примере «политических машин» в городах США в конце XIX — первой трети XX века и Юга Италии в 1950 1980-е годы. Далее переосмыслен опыт субнационального авторитаризма в современной России в свете его сходств и различий с предложенными теоретическими моделями и опытом различных стран. В заключение
обсуждены перспективы преемственности и изменчивости субнационального авторитаризма в России и возможное воздействие различных факторов на процессы его трансформации.
Еще по теме СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРИЗМ: РАМКИ АНАЛИЗА:
- СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРИЗМ — КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?
- СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТАРИЗМ В РОССИИ: BACK IN THE USSR?
- РАСЦВЕТ И УПАДОК СУБНАЦИОНАЛЬНОГО АВТОРИТАРИЗМА
- ДИНАМИКА СУБНАЦИОНАЛЬНОГО АВТОРИТАРИЗМА: РОССИЯ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
- Регионы и хронологические рамки
- Хронологические рамки.
- Хронологические рамки
- Разновидности авторитаризма
- 2. Отношение к авторитаризму
- Хронологические рамки: 1494?1559 гг.
- Территориальные рамки государства и формы национализма
- АВТОРИТАРИЗМ
- III. От демобилизирующего авторитаризма к демобилизованной демократии
-
Банковская деятельность (контрольные) -
Бизнес-планирование -
Бухгалтерский учет (лекции) -
Занятость населения -
История экономики -
Макроэкономика -
Международные экономические отношения (МЭО) -
Менеджмент -
Налоговая деятельность -
Региональная экономика -
Рынок труда -
Управление персоналом (контрольные) -
Финансовое планирование и прогнозирование -
Ценообразование (контрольные) -
Экономика природопользования -
Экономический анализ (контрольные) -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -