Спарта в IV в. до н. э. Война с Персией. Анталкидов мир
История Греции после Пелопоннесской войны на протяжении первой половины IV в. представляет собой бесконечную цепь войн, столкновений и мирных договоров между отдельными полисами и коалициями полисов.
Положение в самой Спарте к этому времени резко изменилось. Община равных уже давно разложилась. Социально-экономическое развитие Спарты протекало в том же направлении, что и в других полисах, но более медленными темпами. В натуральное хозяйство Спарты проникали торговые и ростовщические отношения. В Спарте все большую роль начинает играть частная собственность. Концентрация собственности и дифференциация в среде господствующего класса равноправных спар- тиатов особенно усилились после закона эфора Эпитадея (начало IV в.). Закон Эпитадея разрешил передачу имущества, в том числе и земли, по свободному выбору в виде подарка или по завещанию.
Таким образом, неотчуждаемость клеров была уничтожена. Это неизбежно приводило к уменьшению числа граждан-зем- левладельцев и к сосредоточению земли в руках немногих. О быстром расслоении в среде спартиатов убедительно свидетельствует сокращение числа владельцев клеров. В VI в. в Спарте было более девяти тысяч граждан, имевших полные клеры, а в 371 г. Спарта могла выставить только 2500 гоплитов.
Во время Пелопоннесской войны началось обогащение правящей верхушки спартанского общества. Одним из важных источников обогащения были субсидии, предоставленные персами лакедемонским полководцам.
Все греческие города повиновались приказаниям любого лакедемонянина. Спартанцы, безраздельно хозяйничая в греческих полисах, могли взыскивать с населения любые суммы. Особенно обогатились спартанские военачальники. Первым богачом Спарты был наварх, начальник морских сил, Лисандр. За время верховного командования состояние Лисандра достигло внушительных размеров. Когда он возвращался в Спарту, за ним следовал обоз с золотыми венками, поднесенными ему бывшими союзниками Афин «в благодарность за освобождение». Платон утверждает, что во всей Греции нельзя было найти столько серебра, сколько его стало теперь в одном Лакедемоне.
В то же время среди спартанцев появилось много неимущих. Значительная часть граждан оказалась не в состоянии приобретать тяжелое вооружение и участвовать в фидитиях. Это означало потерю политических прав. Таким образом, число полноправных спартанцев непрерывно сокращалось.
Обедневшие граждане (гипомейоны), лишенные политических прав периэки, вольноотпущенники (неодамоды) и илоты выступали против существующих порядков. В 399 г. спартанский гражданин Кинадон призвал всех недовольных к восстанию и низвержению существующего строя. Восстание, однако, не удалось. Заговор был раскрыт, и все заговорщики казнены.
После разгрома Афинской архе Спарта превратилась в самый влиятельный полис Греции, распространивший свою власть не только на материковую Грецию, но и на побережье Малой Азии. Уже в первые годы спартанского господства союзные города убедились, что спартанская гегемония во многих отношениях хуже афинской. Спартанцы, уничтожая демократические порядки во всех подвластных им городах, насаждали так называемые декархии, т. е. комитеты десяти (олигархов), действовавшие под руководством спартанских уполномоченных-гармо- стов, облеченных чрезвычайной властью. Гармосты и декархии не пользовались поддержкой населения. Они вели себя крайне беззастенчиво, грабили население подвластных им городов, и потому, естественно, против них росло озлобление. Любое противодействие жестоко подавлялось.
Спарта оказала помощь брату персидского царя Киру, претендовавшему на персидский престол. После гибели Кира войска, навербованные из местных жителей, перешли на сторону его противника царя Артаксеркса II. Предводители греческого отряда были приглашены для переговоров в лагерь Артаксеркса и здесь перебиты. Однако оставшиеся в живых 10 тысяч греческих наемников Кира не растерялись. Они выбрали новых предводителей и совершили беспримерный и связанный с огромными трудностями поход через всю неприятельскую страну. Пройдя Малую Азию, они вышли на побережье Черного моря, достигли Византия и отсюда разошлись по домам.
Поддержка, оказанная Спартой Киру, вызвала недовольство Артаксеркса II. По указанию Артаксеркса его наместник Тиссаферн потребовал от Спарты санкционировать возврат Персии греческих городов на побережье Малой Азии. Если бы Спарта согласилась, это полностью уронило бы ее авторитет в глазах всего греческого мира. При таких условиях Спарте оставался единственный выход: пойти на риск войны с Персией. Война началась в 399 г. Спартанские войска под командованием царя Агесилая, талантливого полководца, переправились в Малую Азию. Здесь Агесилай нанес тяжелое поражение персам при Сардах, но закрепить этот успех он не смог. На персидские деньги в самой Греции была создана сильная антиспартанская коалиция. Началась так называемая Коринфская война (395—387 гг.). В связи с началом этой войны спартанское правительство оказалось вынужденным спешно отозвать Агесилая с его войском. Достигнутые в Малой Азии успехи были сведены на нет. В самой Греции военные действия начались на территории Беотии. Посланный в Беотию спартанский полководец Лисандр пал в бою. Спарте приходилось бороться и с Персией и с коалицией греческих государств — сначала Афинами, затем Коринфом, Мегарами, Аргосом и другими городами Средней и Южной Греции. В 394 г. персидский флот под командой бывшего афинского стратега Конона, состоявшего в тот период на службе у персидского царя, одержал победу при Книде, на юго-западе Малой Азии. Спартанские военные силы на море были уничтожены. Поражение при Книде обесценило и успехи спартанцев на греческом театре войны. В 390 г. афинскому стратегу Ификрату, который использовал в бою пелтастов, удалось одержать победу над спартанским отрядом недалеко от Коринфа.
Однако в решительный момент персы, напуганные успехами антиспартанской коалиции, снова изменили тактику и сблизились со Спартой. В 387 г. под давлением Персии в столице персидского царя Сузах был заключен Анталкидов, или так называемый царский, мир. Анталкид был спартанским уполномоченным, участвовавшим в переговорах. По Анталкидову миру греческие города на побережье Малой Азии переходили под власть персидского царя. Все остальные греческие города объявлялись свободными и независимыми, и все греческие союзы (кроме Пелопоннесского) распускались. С согласия персидского царя гегемония сохранялась лишь за Спартой, которая теперь была покорна его воле. Весьма показательно, что договор о прекращении войны между греческими городами был заключен не в Греции, а в резиденции персидского царя. Не менее показателен и текст договора, составленный от имени персидского царя и заканчивающийся словами: «Той из воюющих сторон, которая не примет этих (т. е. перечисленных выше.— Ред.) условий, я, вместе с принявшими мир, объявлю войну на суше и на море и воюющим с ним окажу поддержку кораблями и деньгами» [CLIV].
Провозглашение персидским царем свободы и независимости греческих городов означало полное запрещение союзов и объединений между ними. Персы получили возможность беспрепятственно вмешиваться в греческие дела. Никогда раньше греческий мир не был таким раздробленным и разобщенным перед лицом персидской державы.
Наблюдение за выполнением условий Анталкидова мира было возложено персидским царем на Спарту, которая не замедлила воспользоваться своим привилегированным положением. Она распустила даже такое небольшое объединение, как союз халкидских городов под главенством города Олинфа. Спартанские гармосты повсеместно насаждали олигархии. В Беотии также взяла верх олигархическая партия, опиравшаяся на поддержку спартанского гарнизона, коварно захватившего фиванскую крепость Кадмею. Результатом такой политики было еще большее ослабление Эллады.
Но влияние Персии на греческие дела продолжалось недолго. Внутреннее ее положение все более ухудшалось. Великая держава Ахеменидов разваливалась. Войны между сатрапиями не прекращались. Каждая сатрапия стремилась превратиться в самостоятельное государство, независимое от великого царя. В то же время и положение Спарты как гегемона Греции становилось все более непрочным.
Источник:
В. С. СЕРГЕЕВ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ (ПОСМЕРТНОЕ),ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. 1963
Еще по теме Спарта в IV в. до н. э. Война с Персией. Анталкидов мир:
- ГЛАВА V Коринфская война и Анталкидов мир
- АНТАЛКИДОВ МИР
- Между 478 и 404 годами до н.э. Ксеркс умирает, а Афиныи Спарта заключают «Тридцатилетний мир», которыйдлится только четырнадцать лет
- 1. Война и мир
- КОНФЛИКТ ВОЙНА И МИР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
- Глава седьмая МИР И ВОЙНА
- Россия и славянский мир Русско-турецкая война
- ГЛАВА 1 Холодная война и третий мир: добрые старые времена?
- Внешний мир, внутренний мир, совместный мир
- Социальный и политический строй в древней Спарте.
- Спарта
- Спарта
- 1. Гегемония Спарты в Греции (404—379 гг. до н. э.)
- Глава IV ПЕРВЫЙ ПОХОД БЕОТИЙЦЕВ НА СПАРТУ
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -