О.Г. ВРОНСКИЙ Курс «История развития человечества» В рамках проекта В.Б. Ремизова «История развития человечества»
Г.Ф. Гегель
История - наставница жизни.
Цицерон
Гуманитарная направленность Школы Л.Н.
Принципиальное значение имеют методологические подходы, положенные в основу этого предмета и предопределяющие его структуру, содержание, общую направленность. Ключевой является идея единства противоречивой целостности и прогрессивной направленности исторического процесса. Ибо человечество имеет единые истоки, и тысячами нитей связана многовековая история разделенных во времени и пространстве стран и народов. И, наконец, лишь признание общности целей человечества в его стремлении к гармонии позволяет нам с оптимизмом обращать взгляд в будущее и говорить о смысле истории.
Сказанное отнюдь не предполагает консолидации с теоретиками концепции «единства цивилизации», с ее тезисом об унификации мира на базе западного общества как закономерном итоге непрерывного развития человеческой истории.
Такой подход ведет к искусственному делению цивилизаций мира на магистральные и побочные, доминирующие и подчиненные. Согласно этой гипотезе роль православного христианства и самой России сводится к функциям «санитарного кордона», оплота западного общества в борьбе с Востоком. Что же касается самого Востока, то рассмотрение его с точки зрения «тузем- ности» и подчиненности западному обществу ведет к колоссальной недооценке восточных цивилизаций, их роли в мировой истории.
Самобытность, самоценность, неповторимость каждой цивилизации, динамика их сосуществования и взаимодействия, единство вечных общечеловеческих ценностей - под таким углом зрения должно, на наш взгляд, идти рассмотрение исторического процесса в курсе «История развития человечества». Активно дискутирующийся ныне вопрос о том, имеет ли право историк на оценки рассматриваемого им материала с позиций нравственных, решается нами в пользу необходимости именно такого пути.
Историческое повествование не бездушный хронограф, не тематически упорядоченная статистика, но мудрое наставление грядущим поколениям, несущее в себе нравственный заряд большой созидательной силы. Взгляд на историю сквозь призму нравственности типичен для античных авторов, но в не меньшей степени он свойствен и лучшим российским историкам.
«Вероятно ли, чтобы Государь, любимый, обожаемый, мог с такой высоты блага, счастья, славы низвергнуться в бездну ужасов тиранства?» - восклицает Н.М. Карамзин, исследуя опричнину Ивана Грозного. «Это были коренные, основные люди Московского государства, - пишет С.М. Соловьев о ратниках ополчения Пожарского и Минина, - когда ударили бури Смутного времени, то потрясли и овеяли много слоев, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться». И не только проницательность историка, но и мастерство литератора пронизывает строки характеристики В.О. Ключевским Александра I: «Александр не имел нужды притворно казаться тем, чем хотел быть, он только не хотел показаться тем, чем он был на самом деле».
Здесь мы выходим на проблему «персонификации» истории, изучения ее как истории людей. Предмет «Чаша жизни», его разделы «Герои Отечества», «Высоты и бездны», «Мудрые люди нашей земли» знакомят школьников с крупными деятелями отечественной и всемирной истории. Причем нравственные критерии в оценке каждой личности играют для детей первостепенную роль, позволяя увидеть высоты духа и бездны падения, понять несовместность гения и злодейства.
Переход к системному изучению истории не должен сопровождаться ее схематизацией и омертвлением. Историю, лишенную развернутых личных характеристик и нравственных оценок, представить столь же трудно, как Москву - без ее храмов, Петербург - без его скульптур и дворцов. Впрочем, сторонники «беспристрастности и объективизма» в истории в действительности никогда не отказывались от вполне определенных моральных оценок прошлого: соединяя нравственность с классовым подходом, они обильно оснаща
ли свои краткие и пространные курсы предельно жесткими характеристиками представителей иных социальных групп, нных мировоззрений. Анализ событий, далеких и близких, опирающийся на общечеловеческие ценности, должен помочь уйти от черно-белого и, тем более, красно-белого изображения истории и исторических деятелей.
Этика ненасилия, стремление к социальному компромиссу и миру органически присущи «Школе Л.Н. Толстого». Эго делает неприменимым большую часть теоретического инструментария формационной теории, акцентирующей классовость, двухполюсность структуры общества и выдвигающей в качестве основной формы развития путь революционной, насильственной ломки старого.
Так, государство рассматривается не как машина господства и подавления, но как система управления делами общества. Это не означает идеализации государства в его конкретных исторических условиях. В России, например, не установилось, в силу ряда объективных и субъективных причин, исследуемых в курсе, таких отношений, при которых общество способно эффективно корректировать действия государства. Развитие здесь шло как «революция сверху», т.е. направленная деятельность государства, осуществляемая самыми жестокими методами.
Однако вопросы о том, что давала России такая власть, не решаются однозначно: государство здесь не только, согласно образу Р. Пайпса, «заглатывало» общество кусок за куском, но и активно выполняло конструктивную, созидательную роль. К тому же движение к гражданскому обществу, характерное для Западной Европы, было замедленным, но вполне определенным в России.
Основной позитивной фсрмой исторического развития, в отличие от формационного подхода, в курсе «История развития человечества» признается социальная эволюция. При изучении духовной сферы жизни общества акцент делается не на идеологию, а на культуру как на генерацию общечеловеческих ценностей и идеалов. В противоположность формационному, цивилизационный подход дополняется генетическим, культурологическим, футурологическим методами исследования, позволяющими в единстве всемирной цивилизации увидеть асинх- ронность и своеобразие исторического развития.
При рассмотрении каждой цивилизации мы выделяем узловые моменты, позволяющие охарактеризовать ее наиболее полно и всесторонне.
К таким ключевым точкам, на наш взгляд, следует отнести жизненное пространство цивилизации (применительно к России П.Н. Милюков называет этот фактор «месторазвитие русской культуры»), степень преемственности и оригинальности цивилизации (так, в сравнении с Византией и Европой Россия не была преемственной цивилизацией - она развивалась на территории, где не осталось крупных очагов культуры ее предшественниц), рассмотрение условий и характера развития экономики, характеристику основных этапов становления государственности и формирования духовной культуры. Имея в виду широкие возможности использования в интегрированном
курсе литературных памятников, богатств религиозно-философской, естественно-научной, искусствоведческой мысли, представляется оправданным и плодотворным изучение духовной культуры цивилизаций.
Несколько слов о структуре курса. Предмет «История развития человечества» неразрывно связан с курсом «Часа жизни» (1-5 классы), включающим в себя обширный и оригинально сгруппированный тематически и хронологически исторический блок. Пятилетний ход эксперимента дал, на наш взгляд, по крайней мере, один абсолютно неопровержимый результат: младшие школьники, «прожившие» курс «Чаша жизни», приходят в среднюю школу с явным ощущением ожидания чуда - чуда открытия для себя истории. Имена Леонида Спартанского и Перикла, Юлия Цезаря и Спартака, Александра Невского и Сергия Радонежского, Ивана Грозного и Ивана Сусанина, Наполеона и Кутузова у всех на устах.
В 5-м классе учащиеся знакомятся с периодом первобытной истории человечества, так называемой «прометеевой эпохой», а также с зарождением и развитием великих цивилизаций древности.
В 6-м классе, изучая Средневековье (V-XV вв.), ученики открывают для себя процесс зарождения западноевропейской, скандинавской, византийской, исламской, восточнославянской (русской) цивилизаций. Сюжетам отечественной истории отводится преобладающее количество учебных часов, но единая структура предмета позволяет рассмотреть происходящее в русских землях в контексте общемирового исторического процесса.
Программа 7-ro класса предполагает изучение периода с XVI по XVIII вв.; 8й и 9-й классы посвящены соответственно изучению истории XIX и XX веков, 10-й и 11-й классы ожидает знакомство с курсом, который созвучен предмету «Философия истории», хотя его название могло бы быть «Общий ход всемирной истории», «Смысл и назначение истории». Старшеклассники, ориентация которых на исторические факультеты университетов и другие гуманитарные факультеты достаточно выявилась к 10-му классу, могут углубленно изучать историю в качестве дисциплины по выбору, а курсы «Из истории религии и философии» и «Мировая художественная культура» позволяют учащимся выйти на уровень методологического осмысления накопленных знаний в области истории и литературы.
О.Г. ВРОНСКИЙ
Еще по теме О.Г. ВРОНСКИЙ Курс «История развития человечества» В рамках проекта В.Б. Ремизова «История развития человечества»:
- ОТРЫВОК из ИСТОРИИ НИЗОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВОЗЗВАНИЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВО БЛАГО ПОСЛЕДНЕГО
- Тема 1. Что изучает история. Источники знаний по истории человечества (4 ч)
- История человечества и космические циклы
- Так куда же все-таки идет история (человечество)?
- [О ЗАКОНАХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА]
- Проблема сущности человека в истории человечества
- Законы развития человечества
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ И КАТАСТРОФЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
- Особое место исследований Вселенной в культурной истории человечества
- ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ В ПЕРИОДНОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- 8.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В XXI в. (ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ)
- 2.3.3. Открытие Америки и ero значения для понимания истории человечества
- Факторы, лимитирующие развитие человечества
- 2. ОБЪЯСНЯЯ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА «Порядок ограниченного доступа» и «естественное государство»
- РУКОВОДЯЩАЯ ИИТЬ БУДУЩЕЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Глава 4 ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -