Человеческий мозг и культурные условности


В сравнении с размерами тела человеческий мозг много крупнее, чем у других животных. В нем больше каналов и специализированных зон, где разворачиваются грандиозные по своей сложности умственные процессы.
Животные способны научиться контролировать разве что отдельные реакции. Но только человеческому существу подвластно контролировать все реакции и, более того,

заменять естественные на искусственно приобретенные (благодаря мощнейшему оружию, которого нет ни у одного животного, а именно обучению).
Сравним схему инстинктивного и социального поведения. В первом случае между импульсом, поступающим извне, и ответной реакцией организма нет никаких посредников.
Все животные функционируют по схеме «стимул-реакция», а люди — только попав в экстремальные ситуации. Нетрудно вообразить себе весь спектр ситуаций, когда мы то ли опаздывая, то ли не соображая, реагируем моментально, не продумав свои шаги и последствия своих действий.
Возьмем пример сексуального возбуждения. Человеку трудно контролировать себя в подобные минуты. Но они редки и не составляют содержания повседневной жизни. Мы завтракаем, одеваемся, учимся или работаем, ходим по магазинам, судачим с подругами, а сексом занимаемся только подобающее время и в подобающем месте. Слово «подобающее» как раз и подчеркивает наше отличие от животных: над нами властвуют культурные условности.
Они и есть тот посредник, который встает на пути между стимулом и реакцией. Он разрывает непрерывную цепь естественного поведения. Его штаб-квартирой служит мозг. Человеческий мозг временами напоминает офис, в котором кипит непрекраща- ющаяся работа: множество сотрудников-нейронов анализируют, сортируют и интерпретируют то, что мы ощущаем, воспринимаем, чувствуем и переживаем. Многое отбраковывается как несоответствующее нашему внутреннему образу о себе. И наоборот, пропускают именно то, что соответствует тому, чему мы научились, чем овладели, что сделали своим.
Содержанием сознания выступает усвоенный отдельным человеком культурный опыт человечества, т.е.
совокупность правил, норм и символов. Оно, это сознание, и выступает в роли незримого цензора. 3. Фрейд придумал ему специальное название — Сверх-Я. Оно соотносит каждый природный импульс с культурными правилами: безумно захотев есть, мы не мчимся со всех ног в столовую посреди лекции и не обгладываем соседа. Нет, мы подчиняемся культурным условностям, контролируя мощнейший природный импульс.
Культуру можно представить себе как внешнюю среду или продолжение нашего мозга, чувств и поведения. Она создается, сохраняется и изменяется благодаря социальному взаимодействию. Научение культурным нормам можно назвать процессом социа
лизации. Конечная цель социализации — достижение конформизма с ожиданиями окружающих людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. По большому счету нас воспитывает ближайшая социальная среда, а не далекие к нам социальные институты и абстрактные нравственные принципы. Воспитавшиеся в небольшом захолустном городке юноши и девушки усваивают провинциальные манеры поведения, свойственные замкнутой территориальной общности. Столкнувшись с нравами и нормами большого города, они испытывают неловкость и полностью дезориентируются.
Правда, социализация как продолжающийся всю жизнь процесс подстраивания под ожидания «значимых других» никогда не бывает завершенной: стопроцентного соответствия нормам и требованиям среды никто из нас не достигает. Всегда остается некий зазор — степень отклонения (культурной девиации), показывающая уровень независимости наших мнений, взглядов, мыслей и поведения от мыслей и взглядов «социальных близких». Благодаря чему люди разнообразны и непредсказуемы в своих действиях. Хотя эта непредсказуемость распространяется скорее на конкретные, частные поступки и не распространяется на поведение в целом. Оно по большому счету предсказуемо.
Слегка отклоняющееся от среднего стандарта поведение называют разнообразным, сильно отклоняющееся — девиантным, или нонконформизмом, а просто неординарное поведение зовут экстравагантным. 
<< | >>
Источник: Добреньков В.И., Кравченко Л.И.. Социальная антропология: Учебник. 2005

Еще по теме Человеческий мозг и культурные условности:

  1. 4.1. Чисто-условный и условно-категорический силлогизмы
  2. Головной мозг
  3. 3. Изолированный мозг
  4. Российская культурно-историческая школа как основание культурной психологии
  5. Центральная нервная система. Спинной мозг
  6. А. Р. Лурия Мозг и психика
  7. 1.3. Мозг —основа психики
  8. § 6. Этнософия М. Херсковица и концепция культурного релятивизма как основа требования уважения культурных различий и политики мультикультурализма
  9. Мозг как переходная вычислительная машина
  10. СОЗНАНИЕ, МОЗГ И ПРОГРАММЫ 86
  11. Особенности кровоснабжения органов и тканей 9.1.5.1. Головной мозг
  12. РАЗУМ, МОЗГ, МАШИНА
  13. Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА
  14. Анализ культурных институций вместо описання культурных черт
  15. ПОСТМОДЕРН: КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ КУЛЬТУРНАЯ КОНТРЭВОЛЮЦИЯ?