ПОЛЯРНАЯ звезда - свидетельница зарождения первочеловека

  Теперь уделим внимание работе упомянутого выше ученого У. Уоррена, искавшего и нашедшего множество доказательств северного происхождения не только индоевропейцев, но и всего человечества.
Люди всегда пытались обнаружить, по словам русского поэта Н.
Стефановича, «земли предел и край, к небу самый близкий». Уоррен выявил пути и результаты таких поисков и широко осветил их в своей увлекательной книге «Найденный рай. Колыбель человечества на Северном полюсе» [81]. Если у Тилака главным источником доказательств была ведическая литература, то Уоррен в своих исследованиях использовал сохранившиеся в памяти всех без исключения народов отблески самого отдаленного прошлого и самых первых попыток осмысления этого прошлого. Он изучал общечеловеческую традицию, которая была пронесена сквозь многие тысячелетия. Центральный стержень этой традиции — память о рае.
«Предел и край земли» люди неустанно ищут на протяжении всех бесконечно сменяющихся эпох своего существования. Пусть читатель не удивляется, что

в данной работе мы оперируем такими временными отрезками, как тысячи и десятки тысяч лет, — таковы сроки возникновения и развития истории человечества. И главной целью поисков являлось и является желание не столько заглянуть за этот край, сколько выяснить, не с этого ли края появилось и расселилось на Земле все человечество. Когда это произошло и, главное — где? Вот темы и сюжеты, вошедшие в самые первые, мифические представления, в первые же истоки зарождавшихся традиций. Постепенно, в процессе формирования традиций, эти темы прошли через этапы кодирования в устной передаче, затем — фиксации в знаковых системах и, наконец, в письменности.              .
На этих завершающих этапах выявилось, что все традиционные образы и представления, сберегавшиеся ранее лишь в памяти и передававшиеся у разных народов только изустно, обнаруживают два главных признака: взаимное расхождение и, наряду с этим, поразительное взаимное сходство.
«Чем это можно объяснить?» — ставит вопрос Уоррен. И действительно, так ли уж далеко разошлась древняя общая традиция, чтобы ее трудно было возвести к общему истоку? Оказалось, что у разных народов можно выявить следы древнейших попыток осознать факт своего появления на земле. И вот эти-то попытки, какими бы беспомощными они ни выглядели и как бы далеко ни стояли от возможности какой бы то ни было датировки, следует без колебаний признать стартом исторической науки.
И первыми носителями новорожденного направления мысли были жрецы, мудрецы, пророки, астрологи. А вся категория таких лиц сложилась из глав наидревнейших семейных и семейно-родовых групп, то есть была связана с первообразованием человеческих кол-

лективов. Результаты размышлений и выводов этих мыслителей стали постепенно превращаться в такое же наследие.человечества, как и неотделимые от них традиции народов.
Не могло сразу сложиться единого представления всех людей о месте и времени своего происхождения. Многие века прошли, прежде чем сблизились поиски и выводы древних мыслителей, становясь достоянием складывающейся науки истории. Эти древнейшие носители исторических традиций, жившие в большом отдалении друг от друга, порой разделенные просторами океанов, чутко улавливали общее течение и развитие поисковой мысли. И никакого чуда здесь не было. Человечество сохранило и пронесло через века общую память о своем происхождении.
От Китая и Индии, от Ассирии, Иудеи и Египта расходились волны первых попыток ответить на извечные вопросы, эти поиски вовлекли в свою орбиту мыслителей Эллады и Рима, а затем и всю Европу.
Обзору этих процессов, сбору доказательств истинности древних выводов и посвятил свою удивительную книгу У. Уоррен, американский ученый, живший в тысячах километров от индийского исследователя ' Б. Г. Тилака. Но он почти в одно время с ним собрал сходные доказательства, а именно — доказательства сохранности в памяти людей не просто веры, а знания о зарождении человечества в области Северного полюса.
Казалось бы, ничто не могло привести столь удаленных друг от друга представителей науки к сходному ответу на этот коренной вопрос. Но оба они четко и ответственно показали и доказали, что родиной человечества были области Приполярья, и об этом в глубинах общего человеческого сознания сохраняется устойчивая память.

Уоррен, энциклопедически образованный ученый, собрал для своей книги обширный материал (коснувшись в том числе и Ригведы) о традиционно-религиозных представлениях самых разных народов, сопоставив их чисто внешнее несходство с общим сходством их сути, с совпадением в главном ответе на главный вопрос. Крайне интересными и плодотворными стали выявленные им общие черты в представлениях разных народов. Это неоспоримо подтверждает его точку зрения, что все представления о рае есть отраженные в благодарной памяти человека знания о том, что жизнь его началась в райском цветении древнейшего приполярного континента. Он привел множество тому доказательств, изложив их кратко, емко и в такой увлекательной форме, что книга без преувеличения читается как роман.
Главное, к чему он привлекает внимание читателя, в том, что при анализе самых разных традиций народов, удаленных друг от друга во времени и пространстве, стрелка исторического компаса неизменно поворачивает на север.
Кем бы ни была дарована жизнь человеку — Богом, несколькими богами, множеством богов или неким непознанным пока космическим сознанием, — выясняется только одно: она была дарована в верхней части северной полусферы земного шара.
А вот откуда взялась память об этом? Как это мог выяснить первый, наидревнейший слой жителей Земли? Ответ довольно прост: из общего хаоса окружающих природных явлений единственно постоянной, неизменной и стойко соблюдавшей свою неподвижную позицию на небе была Полярная звезда. Не сразу, но все же люди заметили и твердо запомнили, что эта звезда находится точно в зените над человеком, если сам он стоит на строго определенной точке земной поверхности, которая ста
ла называться Северным полюсом (рис. 8). Мы не знаем, как и тем более когда воображение человека соединило его с этой неподвижной звездой, сияющей на небосклоне. Мы не знаем, как и когда прорисовалась в пространстве эта воображаемая линия. Но знаем, что в дальнейшем человек мысленно продлил ее в глубь Земли, что и стало основой идеи о существовании земной оси.
Там, на далеком Севере, человек увидел, что все звезды неизменно вращаются вокруг Полярной звезды, а стало быть, вокруг верхнего конца линии, которая соединяла полюс с этой звездой. Так зарождались первоосновы астрономии, постепенно выделялись и получали имена созвездия.
В необозримую бездну времен уводит Уоррен нашу мысль, приводя данные исторической геологии и геофизики о процессе остывания нашей некогда раскаленной планеты. Он приводит научные данные, указывающие на то, что именно на Севере раньше всего сложились пригодные для жизни температурные условия. Вот здесь она и зародилась, вот сюда и помещает традиция существование рая, как земного, так и небесного.

Там ли, на вершине этой великой линии Земля-звезда, или здесь, на земной поверхности, был создан человек? Был ли он спущен с неба или сформировался внизу — вот один из древнейших вопросов всех религий.

И не помещается ли Бог (боги) и Его (их) обитель именно в этой области неба, где так неизменно ходят вокруг Полярной звезды все светила? Так зародилось первое представление о связи небесных сил с земной жизнью. Зародилось в необозримой бездне времен и сохраняется до наших дней, отражаясь в разных формах традиции у разных народов.
Остановимся для примера на нескольких из множества данных, которые Уоррен почерпнул из верований, известных во взаимно отдаленных областях Земли. И добавим, что эти примеры ценны еще и тем, что прием прямых взаимных их сопоставлений был впервые привнесен исследователем в историческую науку, где они и теперь продолжают занимать ведущее место в трудах многих ученых.
Фантазия людей, расселившихся по планете из приполярных областей, придала самые разные формы живущему в их памяти представлению о линии в образе небесно-земной связи. Так, индусы создали миф о горе Меру, вершиной своей упирающейся в небеса у Полярной звезды. Вокруг этой вершины кружатся все небесные тела, а на ней в немеркнущем сиянии обитают божества. Там рай богов, там их сверкающие города, туда поднимаются души праведников. В этом мифе очень важно указание на то, что Юг назван страной мрака и царством смерти (и это лишь один пример поворота к северу «стрелки аналитического компаса»).
Также на Севере помещали самую высокую и священную гору древние египтяне, считавшие, что вся земля постепенно поднимается к северу вплоть до слияния с небом. (Вот он — «край, к небу самый близкий».) А на Юге, в прямо противоположной стороне, они помещали другую гору — населенную демонами. И здесь, как и в мифологии индусов, четко просматривается противопо
ставление светлого райского Севера и демонского инфернального Юга.
В Библии, в Книге пророка Исаии (14:13), отражен взгляд, свойственный древним иудеям. Пророк обращает свой гнев на свергнутого с неба, который говорил: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю Севера». Опять тот же мотив — гора богов находится на Севере.
Древние иранцы тоже верили, что существует само- явленная божественная гора Хара-Березайте, «вокруг которой вращаются солнце, луна и звезды», о чем говорится в Авесте. Снова линии полюс-звезда придан образ горы.
Китайские источники тоже сообщают, что рай — это место прибежища богов, и он является горой, расположенной на Северном полюсе. А линия земля-небо описывается как великая колонна, поддерживающая небесный свод.
И эта северная гора, и неоднократно упоминаемые колонны и столбы, встречающиеся в мифах китайцев, римлян, греков и ассирийцев, — всюду эти образы выражают символически ту созданную человеческой мыслью и запомнившуюся с начала веков линию связи полюса с Полярной звездой. Видно, не одно столетие жизни в приполярной области потребовалось человеку на то, чтобы создать, освоить и запомнить этот образ, вошедший в разных вариантах во все мифологические представления.
И образ земной оси, пронзающей земной шар насквозь от Северного полюса до Южного, тоже вошел во многие мифо-религиозные сюжеты, родившиеся в более поздние времена. В мифах явно вырисовался и зафиксировался образ светлого райского Севера, верхнего места, воспеваемого как противоположность темного, нижнего Юга, куда на зиму скрывается солнце, или, по
представлениям, куда его скрывают похищающие его демоны. Юг называют не только нижним, но и подземным местом, прибежищем душ грешников и царством смерти.
Уоррен в своей книге подчеркивает все эти моменты. Повторяем, он собрал их, исследуя множество верований, легенд и преданий. Кроме доказательств о северной земле как о райском саде, где зародился человек, он приводит в своей увлекательной книге и множество данных о возникновении и распространении по Земле животных и растений, связывая время появления того или иного вида с процессами неравномерного остывания земной коры. Рассказы о расселении с севера человека и представителей фауны и флоры сопровождаются обширным фактическим материалом. Они вызвали большое количество самых положительных отзывов ученых.
Остановим ваше внимание на конкретных описаниях рая, содержащихся в разных письменных памятниках, в которых его издревле принято именовать Эдемом. Приходя к выводу из ряда описаний и своих рассуждений о месте Эдема на циркумполярной области, Уоррен как бы сводит эти описания со своим выводом и рассказывает о том, что собой представляла эта райская земля, скрывшаяся впоследствии под океаном. В центре Эдема, то есть той территории, которую географы, историки и другие исследователи называют по-разному — то Арк- тидой, то Гипербореей и т. п., был порождающий все воды источник, из него в противоположных направлениях растекались четыре великие реки, разделяя всю райскую землю на четыре части. Эти реки встречаются под разными названиями в мифологической и теологической литературе. Почти во всех крупных реках мира усматривали или их повторение, или их воплощение. В эту сложную систему меняющихся и не всегда точно определяемых названий входят и библейские реки, та
кие, как Фисон и Гихон, и индийская Ганга, и иранская Ардви Сура, и переднеазийские Тигр и Евфрат, и египетский Нил. Но представление о четырех реках Эдема, омывавших Древо Жизни в райском саду, а затем, стекая с горы, одаривавших водой всю землю, было стойким и сохранилось у всех народов.
Люди пытались воспроизвести картину Эдема не только в своем устном, а затем и письменном творчестве, но и в рисунках; его наносили даже на географические карты.
Рис. 9. Арктический континент на карте Герарда Меркатора
Рис. 9. Арктический континент на карте Герарда Меркатора


В числе последних наибольшей известностью пользуется карта Герарда Меркатора (рис. 9). О нем в Энциклопедическом справочнике сообщается следующее: «Меркатор (латинизированное имя ван Кремера) Герард (1512— 1594), фламандский картограф. Предложил несколько картографических проекций, в том числе названных его именем... Основной труд — сборник карт и описаний европейских стран, названный “Атласом” (изд. 1595 г.)».
Эта карта вызывает наибольший интерес у всех исследователей Арктики, они чаще всего воспроизводят ее в своих книгах и статьях. Была издана и карта мира, составленная его сыном.
В центре обеих карт изображено то, что принято считать всемирно признаваемым местом Эдема. Источники этих карт представляют большой интерес и привлекают внимание ученых. На дне Ледовитого океана уже обнаружены, как указывалось выше, и шельфы, бывшие, возможно, сушей, и горы, и следы русл древних рек.
Дальнейшие исследования позволят раскрыть тайны древних мифов и преданий.
<< | >>
Источник: Гусева Н. Р.. Славяне и арьи. Путь богов и слов. 2002

Еще по теме ПОЛЯРНАЯ звезда - свидетельница зарождения первочеловека:

  1. Другие сестры-свидетельницы
  2. ЗВЕЗДЫ
  3. «Достань звезду»
  4. 4) Принцип полярности
  5. 3.2. Провидение и звезды
  6. ПОЛЯРНОСТЬ
  7. «Звезда квартиры № 10»
  8. Звезды науки
  9. ПОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ
  10. «Круглый стол» в газете «Красная звезда»
  11. Северный и Полярный Урал
  12. Бабочка Лоренца под звездой Вифлеема
  13. 4. Принцип Полярности
  14. ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ
  15.    Полярная реакция.
  16. Красная звезда коллективизма
  17. «Небо без звезд»
  18. 81. Полярная эпопея Миллера
  19. § 5. Шеллингианство Н.И. Надеждина о роли искусства в жизни полярных народов
  20. 3. Расизм под голубой звездой