Географическая поэма

1.

Сказал Ахура Мазда Спитаме Заратуштре:

«Я расположил сердце людей к тем землям, которые они населяют,

даже если эти земли и не столь богаты.

Ибо если бы я не сделал этого,

устремились бы все смертные в Арийский Простор.

2.

Поскольку самой наилучшей из земель

я сотворил Арийский Простор с Даитией-рекой.

Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на эту землю змей и холодную зиму. 3.

Семь месяцев там зима, два — лето; в средоточье зимы

мерзнут воды, мерзнет земля, мерзнут травы,

а как стает снег, начинаются сели. 4.

Второй по совершенству сотворил я Гаву Согдийскую.

Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на эту землю скаити. 5.

Третьей по совершенству сотворил я Моуру праведную.

Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на эту землю греховные похоти. 6.

Четвертой по совершенству сотворил я Бактрию прекрасную, с высоко поднятыми знаменами.

Но наслал на эту землю Злой Дух прожорливых муравьев. 7.

Пятой по совершенству

сотворил я Нису, что меж Моуру и Бактрией. Но наслал на нее Злой Дух греховное сомнение. 8.

Шестой по совершенству сотворил я многонаселенную Арею.

Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на нее марыда и дривика. 9.

Седьмой по совершенству

создал я Вэкерту, родину священных ежей. Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на эту землю ведьму Хнафаити, которая заворожила героя Кэрсаспу. 10.

Восьмой по совершенству сотворил я Урву многотравную.

Да наслал на нее Злой Дух злых правителей. 11.

Девятой по совершенству создал я Гирканию.

Но наслал в противовес этому Злой Дух на эту землю смертный грех мужеложства. 12.

Десятой по совершенству создал я прекрасную Арахосию. 13. Одиннадцатым по совершенству сотворил я Хаэтумант, блистательный и славный.

Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на эту землю злых колдунов. 14.

И стал этот бич отметиной земли той, и потому стали туда стекаться колдуны,

и творить волшбу на высотах, и поражать ею жертв своих в сердце, и заклинать саранчу. 15.

Двенадцатой по совершенству сотворена была Рага Мидийская, тремя народами населенная.

Но наслал на нее Злой Дух превеликую ересь. 16.

Тринадцатой по совершенству сотворил я Чахру,

сильную и праведную.

Да наслал на эту землю Злой Дух смертный грех трупосжигания. 17.

По совершенству четырнадцатой сотворил я Варну о четырех углах, родину праведного Траетоны, убившего Змея Дахаку.

Тогда в противовес этому наслал на нее Злой Дух телесные немочи и неарийских властителей. 18.

Пятнадцатой по совершенству сотворил я Иноию. 19. Шестнадцатой по совершенству сотворил я земли у истоков Ранки, где обитают люди без головы.

Но в противовес этому проклятый Злой Дух наслал на эту землю лютую зиму и чужеземных властителей. 20.

Есть и другие страны — и прекрасные, и замечательные, и великие,

и великолепные, и блистательные».

Комментарий. Этот фрагард (как и следующий, посвященный Йиме), по мнению исследователей [Соколов, 1963, с.177], представляет собой позднейшую вставку в Видевдат. И.М.Дьяконов, например, относит его составление к 160-155 гг. до н.э., когда Греко- Бактрийское царство было разгромлено парфянским царем Мит- ридатом I [Дьяконов, 1956, с.48]. Тем не менее, фрагард гармонично связан с остальным текстом и представляет собой как бы увертюру, содержащую в себе все дальнейшие темы Видевдата, а именно: 1.

Главную тему — борьбы двух сил: Мудрого Творца (Ахура Мазды) и Злого Духа (Ангра Манью). Ахура Мазда творит благие земли, Ангра Манью насылает на них всякие напасти. 2.

Перечисление основных тяжких грехов и преступлений, разбору которых и посвящен Видевдат: ересь (7, 15), колдовство (13- 14); осквернение останками земли (12) и огня (16), считавшихся священными элементами в зороастризме; грех мужеложства (11). 3.

Идея неразрывной связи между грехами, болезнями (17,18), иноземными захватчиками (иноземные правители, 17,19), животным миром (змеи, 2; прожорливые муравьи, 6) и природными явлениями (холодная зима, 2,19; губительная жара, 18): все это считалось творениями Злого Духа. Кроме того, фрагард содержит сведения о географических представлениях зороастрийцев того периода. Перечисление земель, созданных Ахура Маздой, начинается с северо-востока (Страны Ариев) и движется, в целом, на юго-запад. В переводе использованы более распространенные в исторической науке названия (например, «Бактрия» вместо «Бахди»).

Первый фрагард более остальных привлекал к себе внимание исследователей. Х.Нюберг видел в нем отражение этапов расширения зороастрийской проповеди [Nyberg, 1938, S.326]; С.Викан- дер — свидетельство распространения культов божеств Вайу и Анахиты [Wikander, 1942, 202f|; Кристенсен — экспансии древних арийских племен [Christensen, 1943, 78ff]; Херцфельд — перечень областей раннего Парфянского царства [Herzfeld, 1947, S.744; Дьяконов, 1956, с.54], М.Моле — отражение трехчастной «функциональной схемы» в духе Дюмезиля [Mole, 1951, р.286]. Все эти объяснения на сегодняшний день не выдержали критики — равно как и попытки реконструировать на основании этого фрагарда географические представления древних зороастрийцев: многочисленные следы поздней редактуры сводят результативность таких попыток к минимуму. Поэтому, на наш взгляд, первый фрагард следует рассматривать не как введение в зороастрийскую историю или географию, но как — в прямом смысле — введение в Видевдат, в его проблематику, как это мы показали выше. Что, в свою очередь, не исключает, что отдельные фрагменты этого фрагарда отражают самые разнообразные представления древних и раннесредневековых зороастрийцев.

Рассмотрим все шестнадцать перечисленных земель по порядку.

(1-3) Страна Ариев (Арианам-Вайджа, дословно: Арийский простор) считалась мифической прародиной иранцев, именовавших себя ариями. По сообщению Динона, Затраустас (Заратуштра) впервые провозгласил свою веру среди арийцев; Гекатей Абдерский (III в.до н.э.) также сообщает об Арийском Просторе [Лелеков, 1992, с.204]. Упоминание суровых зим в Арианам-Вайджа дало основание М.Бойс [Воусе, 1992, р.З] и Э.Грантовскому [Грантовский, 1983] отождествить Страну Ариев с евразийскими степями Поволжья и Приуралья. Однако, на наш взгляд, сообщение об этих зимах не следует воспринимать слишком буквально: с распространением зороастризма на юго-запад зимы среднеазиатских степей естественно должны были казаться «суровыми». Интересное в этой связи предание можно найти у арабского автора X века Аль- Джаббара: «Зардушт, учитель магов, пришел из Балха... Он объявил свою религию обитателям той холодной страны, для которых холод был злом. [Угрожать холодом] у них вошло в привычку, и хозяин, бывало, грозил своему рабу: «Если ты примешься за старое, я тебя выгоню раздетым на снег!». Когда Зардушт увидел, насколько страшна для них [угроза] холода, он усилил ее божественной угрозой, полагая этот способ наилучшим для отвращения от неподобающих дел. [Поэтому] Зардушт угрожал этому народу не огнем, а снегом, поскольку это наиболее действенно для жителей гор» [цит. по: виу, 1974, 295]. В пехлевийском сочинении «Меног-и Храд» содержится более мифологизированный образ Страны Ариев: там говорится, что в Эранвеже (Арианам-Вайджа) «много змей, а других врагов — мало. Известно, что Ормазд сотворил Эранвеж лучше, чем все остальные места и области, и достоинства Эранвежа в том, что жизнь людей там 300 лет, а коров и овец — 150 лет. Боли и болезней у них мало, они не лгут, не плачут и не стонут, и власть дэва жадности над ними мала. И если они вдесятером едят один хлеб, они насыщаются, и каждые 40 лет у мужчины и женщины рождается ребенок . Закон их — добро, а вера — главное учение маздаяснийское» («Меног-и Храд» 48-49).

(2) Даития (*чаЬч'1 с1гНуа — предположительно Оке, совр. Амударья [Ходжаева, 2001, с.79-89, 240; Ходжаева, 2003, 67-79]) считалась священной рекой Арийского Простора; на ее берегу Ахура Мазда молил богиню Анахиту помочь Заратуштре в распространении его учения (Яшт 5. 17-18); там же совершал священные возлияния и сам пророк (Яшт 17.45-46). Кроме Видевдата (II, 20-21; XIX, 2), упоминается в Ясне (49.2) и Яштах (Ормузд-яшт, 1.21; Ардвисур- яшт, У.17, 104; Тиштр-яшт, VIII,2; Дрвасп-яшт, IX, 29; Ард-яшт, XVII,45). (4) О Согдиане (Гаве, совр. территория Самаркандской, Каш- кадарьинской и Бухарской обл. Узбекистана) из античных источников известно, что она была процветающей земледельческой и достаточно урбанизированной областью. К моменту вторжения Александра Македонского она входила в состав Империи Ахеменидов, ведшей при царе Кире Великом (559-530 гг. до н.э.) войны с племе- гел/и саков («скаити», перевод В.И.Абаева, есть и другие варианты перевода: сорняки, комары, оводы [см.: Авеста, 1998, с.71]). «За Согдианой, по течению Яксарта (Сырдарьи) обитают саки, стрелами бьющиеся», сообщал Дионисий Пориэгит [Баженов, 1940, 23]. Духом-покровителем Согдианы был мифический царь Гопат — «господин Гавы» [Ртвеладзе, 1995].

В PVd Гава названа не Согдийской, а Сирийской (Gaya i-Suri-manis), а вместо скаити фигурирует слепень, пагубный для домашних животных. Подобная трансформация отражает изменение географических представлений зороаст- рийцев сасанидского периода, для которых Сирия была более реальным понятием, чем древняя Согдиана. Заслуживает внимания также упоминание Согдианы (Самарканда) в пехлевийском тексте «Города Ирана» (Sahriha і Eran): «В восточных землях Кай Кавад заложил основание Самарканда; Сиявуш, сын Кайя, достроил его. Там родился Кай Хосров, сын Сиявуша, который учредил там чудесный огонь Вехран. После того, как Зардушт провозгласил свою религию, он запечатлел по приказу царя Виштаспа 1200 глав (фра- гартов) священными письменами на золотых скрижалях и поместил их в сокровищницу этого храма огня. После этого проклятый Сокандар (Александр) сжег и выбросил в море священные главы семи царей. А «семь царей» означает семь правителей Самарканда — Яма (Йима), Фретон, Маношчихр, Кай, Кай Хосров, Сохрасп и Виштасп. После этого Тур Фрасияк превратил каждое место обитания богов (baga) в капище дэвопоклонников» (Шахриха и Эран, I, 2-7). (5)

Мсуру (Маргиана , ср.-перс. Мерв, совр. оазис Мары в Туркменистане) традиционно считалась одним из оплотов зороастризма; в парфянское время правитель Мерва был одновременно и главным жрецом [Кошеленко, 1966, с.87-88]. По мнению А.В.Струве, именно Маргиана первой приняла зороастризм [Струве, 1949, с.17]. 72 (6)

Бактрия (Бахди, совр. южный Узбекистан, Таджикистан и сев. Афганистан), по сообщению античного историка Ктесия, была землей, царем которой якобы и был Зороастр [Пьянков, 1968, 63]. Хотя в Авесте комментируемый отрывок является единственным местом, где упомянута Бактрия, ее столица город Бактры был одним из религиозных центров: здесь «помещались зороастрийские храмы, куда при Ахеменидах была помещена статуя Анахиты» [История, 1998, 552]. С Бактрией связывают деятельность Заратушт- ры более поздние сочинения «Шахнамэ» и «Зардуштнамэ». В «Городах Ирана» говорится, что «в сияющей Бактрии (Вах/ / vamik) сын Виштаспа Спандият построил столицу Навазак» (Шахриха и Эран, I, 8). (7)

Ниса (Нисайа, на территории современного Туркменистана) была одним из центров эллинистических культов в Средней Азии, где археологи обнаружили изображения почти всего античного пантеона [Ставиский, 1974, 45-62]. Возможно, это и подразумевали составители Видевдата, приписав нисийцам «греховные сомнения». В PVd суть этих сомнений состоит в неверии в существовании дэвов. (8)

А.Кристенсен предложил перевод «марыда» как племени марорв, а «дривика» — как дербиков. Марды были полукочевым племенем со славой разбойников; обитали они в различных частях Иранского нагорья и Средней Азии, в том числе в Маргиане, низовьях Кызыл-Узена и т.д. [Дьяконов, 1956, 417]. Племя дербиков обитало в Кара-Кумах; Страбон писал об их обычаях ритуального трупопоедания [Баженов, 1940, 144]. В PVd Вэкерета отождествляется с Кабулом, названным «полным вредоносных теней», отбрасываемых деревьями и горами. (9)

Кэрсаспа — сын Триты и великий витязь; однако после того, как он оскорбил священный Огонь, его сила уменьшилась и он был усыплен злой волшебницей Хнафаити и пробудится ото сна лишь в Судный день, когда потомок Заратуштры Саошьянт уничтожит Хнафаити [Авеста, 1998, с.447]. (11)

О мужеложстве — см. ком. к VIII, 15-32. (12)

О грехе погребения останков — см. 111.8, 36-42 (15)

ЛАЛелеков объясняет обвинение Мидийской Раги в превеликой ереси направленностью «гипердуалистического» Видевдата против монотеизма Гат, что «заметно по обвинению Видевда- том (1.15) восточномидийской Раги, места, где учение Гат получило его окончательный облик и было резюмировано в восхваляющей этот город Ясне (19.1-18), обвинению очень тяжелому и чреватому последствиями. Составители Видевдата приписали обитателям Раги, престола зороастрийского папства, греховные сомнения, т.е. некое религиозное нечестие. Убежденные дуалисты пытались бросить тень на рагианскую доктрину монотеизма» [Лелеков, 1991, с.24]. В PVd положение о населенности Раги тремя народами (дословно: тремя родами — se-tokhma) объясняется следующим образом: «В ней в радости проживают жрецы, воины и домовладельцы (земледельцы)». Там же содержится ссылка на мнение некоторых зороастрийских авторов: «Некоторые говорят, что Зороастр (Зара- тухшт) был оттуда (из Раги. — Э.Р., A.C., Е.А.) родом и был родоначальником этих трех родов». (16)

О грехе трупосжигания (кремации) — см. VIII. 73-80. Как пишет Ю.А.Рапопорт, «в Хивинской хронике Баяни центральный горный массив Хорезма (сейчас обычно называемый Султан-Уиз- даг) назван Чагра. Я.Г.Гулямов справедливо считает, что это древ- нехорезмийское наименование хребта. Совпадение названий авестийской области и хорезмийского географического названия очевидно... Трупосожжение именно близ этих гор зафиксировано археологически. Во-вторых, обращает на себя внимание сам термин «чахра», который обозначает «круг», «колесо». О том, что этим может быть отмечен какой-то конкретный планировочный момент, свидетельствует тот факт, что в следующем же стихе Видевдата названа местность, охарактеризованная как «Varena с четырьмя у глами». В этой связи следует вспомнить чрезвычайно напоминающую планировку важнейшего культового сооружения, расположенного в центре оазиса, ограниченного хребтом, носившим еще совсем недавно древнее название Чагра. Я имею в виду развалины Кой-

Крылган-кала» [Рапопорт, 1960, с.5]. В PVd трупосжигание трактуется как варение и поедание трупов, но не людей, а лис и ласк (которых зороастрийцы относили к разряду собак и потому почитали священными животными). (17)

Траетона (перс. Феридун) — пятый царь династии Парада- тов, свергнувший и приковавший к скале Змея Дахаку (узб. и тадж. адждахо); в Судный день Дахака будет окончательно убит Кэрсас- пой (см. ком. 9). Телесными немочами в PVd названы продолжительные кровотечения у женщин (период, когда женщина считалась ритуально нечистой). (18)

Индия (Хапта-Хинд, дословно — Семь ответвлений Инда). В PVd — Земля, имеющая семь начальников.

Определенный интерес в свете недавних дискуссий о родине зороастризма представляет фигурирующее в отрывке упоминание чужеземных властителей — taozirka danheus aiwistrra. «Большой Бундахишн» передает taozirka как trzog — «таджики» [Darmesteter, 185, р.10], там же (33,21) говорится, что грядущий Спаситель — потомок Заратуштры — «освободит Иран от таджиков». Х.Киппен- берг видит здесь «предысторию» современных центральноазиатских таджиков, хотя и отмечает, что в среднеперсидском tazig обозначало арабов [Kippenberg, 1978, S.58]. Напротив, Б.Т.Анклеса- рия, вероятно следуя сасанидской традиции противопоставления «Ирана» «Турану», переводит taoziaka как Туран (PVd, р.13). На наш взгляд, обе интерпретации враждебных taoziaka — и как таджиков, и как туранцев (тюрков) — имеют позднее происхождение и не соответствуют тексту самого Видевдата, чья «география» не знала ни таджиков, ни тюрков. Еще менее историчны попытки увидеть прямых потомков мифологических авестийцев — в современных таджиках [Пьянков, 1995] или в любом другом современном народе. (19)

Ранха (по другим источникам — Аранха, Аранг, Apr) — мифическая река; «широкая, глубокая, с тысячью заводей» (Бахрам Яшт, 29). Отождествляется с Сырдарьей [Ходжаева, 2003, с.79-89] или Волгой [Herzfeld, 1947, S.689]; Ф.Виндишман, собравший воедино все упоминания о Ранхе в зороастрийских текстах, сближал ее с ведийск. rasa — мировым океаном [Windischman, 1976, S.189]. В PVd вместо людей без головы — люди, не признающие над собой начальство (голову).

В (20) при упоминании прекрасных, блестящих и т.п. стран в PVd добавлено: «Некоторые говорят: блестящие, подобно чистому и сияющему Фарсу». Эта поздняя добавка демонстрирует то возросшее значение, которое получил в раннее средневековье Фарс (Парс) —

область на север от иранского побережья Персидского залива, район Персеполя и Истарха. Если при Ахеменидах, как это показал Р.Фрай [Frye, 1984], в этой области было сильным влияние не зоро- астрийских, а ближневосточных (эламитских) культов и, судя по мифологической географии Видевдата, в которой Фарс отсутствует, это влияние сохранялось и в селевкидо-парфянскую эпоху, то при поздних Сасанидах и особенно в раннемусульманский период ситуация изменилась. Влияние зороастрийцев в Парсе в первые века ислама было настолько сильным, что они зачастую даже препятствовали местным мусульманам строить мечети, а диалект Парса — пехлеви — становится основным языком зороастрийских теологов. Еще в IX веке аль-Балхи писал: «Нет больше другой страны, где бы зороастрийцы были бы столь многочисленны, как в Фарсе, потому что эта область является средоточием их владений, обрядов и религиозных книг» [цит. по: Бойс, 1988, с.185].

<< | >>
Источник: Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат). СПб.: Иэд-во Политехи. ун-та,. 301 с.. 2008

Еще по теме Географическая поэма:

  1. Поэма «По праву памяти»
  2. И.П. МАГИДОВИЧ, В. И. МАГИДОВИЧ. Очерки по истории географических открытий Новейшие географические открытия и исследования (1917 — 1985 гг.) Издание третье, переработанное и дополненное, 1986
  3. МИР КАК ПОЭМА И КАК РЕФЕРЕНТ 67
  4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА
  5. 3. Географическая школа
  6. 6.1. Целостность географической оболочки
  7. Географические названи
  8. 7.7. Саморегулирование в географической оболочке
  9. 6.12. Пространство и время в географической оболочке
  10. МЫ УЗНАЕМ О ГЕОГРАФИЧЕСКОМ РЕСУРСОВЕДЕНИИ И ГЕОЭКОЛОГИ
  11. § 6.12. Охрана географических указаний
  12. 7.5. Ритмические процессы в географической оболочке