Внешняя политика в 1982-1996 гг.

Правление социалистов в Испании совпало с важными событиями в мире — кризисом марксистско-ленинской идеологии, раз валом лагеря социализма, распадом СССР. Однако именно во внешней политике правительство ИСРП и лично Ф.
Гонсалес добились наибольшего успеха.

ИСРП пришла к власти с новыми, прогрессивными идеями, но, действуя сначала в подполье, затем в оппозиции, не имела серьезного международного опыта. Поэтому в 1982 г. внешнеполитический раздел предвыборной программы ИСРП содержал 7 основных пунктов. 1.

Вступление в ЕЭС, улучшение отношений с соседними странами: Португалией, Францией, Марокко, Алжиром. 2.

Усиление роли и авторитета Испании в Средиземноморье. 3.

Достижение большей независимости от США при сохранении союзнических отношений. 4.

Уточнение взаимоотношений с НАТО, стремление к смягчению конфронтации по оси Восток—Запад, установление солидарных отношений между Севером и Югом. 5.

Укрепление единства иберо-американских стран. 6.

Поддержание дружественных отношений с арабскими и африканскими странами. 7.

Возвращение Гибралтара под суверенитет Испании.

Что касается членства в НАТО, то социалисты не брали на себя обязательство в случае победы на выборах вывести Испанию из альянса. Руководство ИСРП лишь обещало решить вопрос путем проведения референдума

Приступив к руководству страной, Ф. Гонсалес и его сподвижники осознали, что их внешнеполитические ориентиры, ставшие уже привычными, не учитывали многих нюансов в системе сложившихся международных связей и обязательств Испании. Цельную программу, включающую прагматичные и в тоже время притягательные для электората ориентиры, социалистам пришлось формировать «на ходу». Обновленный внешний курс, получивший название «декалог Гонсалеса» (по числу 10 пунктов программы), был озвучен председателем правительства 23 октября 1984 г. в Конгрессе депутатов. 1.

Испании не следует выходить из НАТО. 2.

Испания не нуждается в присоединении к интегрированной военной структуре НАТО. 3.

Необходимо сократить американское военное присутствие на испанской территории. 4.

Испания сохраняет свой безъядерный статус. 5.

Испания подписала Договор о запрещении ядерных испытаний, и этого пока достаточно. Что касается Договора о нераспрост- 126 ранении ядерного оружия, то присоединение к нему может быть предметом будущих дискуссий. 6.

Участие Испании в Западноевропейском союзе (ЗЕС) является желательным. 7.

Необходимо искать пути окончательного решения проблемы Гибралтара и его перехода под испанский суверенитет. 8.

Испания активно работает в Конференции по разоружению, выдвинула свою кандидатуру в Комитет по разоружению ООН. Эта линия должна быть продолжена и усилена. 9.

Необходимо развивать сотрудничество с западноевропейскими государствами в области обороны путем двусторонних соглашений. 10.

В целях достижения национального консенсуса в сфере оборонной политики необходимо разработать совместный стратегический план.

«Декалог Ф. Гонсалеса» подвел своего рода черту под двухгодичным периодом поиска испанскими социалистами «нового лица» в международных делах.

Завидный прагматизм и настойчивость позволили правительству ИСРП продемонстрировать приверженность западноевропейским политическим идеалам и добиться впечатляющих успехов в международной политике: 1 января 1986 г. Испания становится членом ЕЭС; 12 марта 1986 г. итоги референдума показали, что большинство его участников высказываются в поддержку вступления в НАТО; 14 ноября 1988 г. страна присоединилась к Западноевропейскому союзу, а 1 декабря 1988 г. Испания и США подписали Договор об обороне. Таким образом, в период с 1982 по 1988 г. под влиянием демократических перемен во внутренней жизни страны обновленные внешнеполитические задачи и приоритеты Испании обрели конкретные формы и направления.

Позиция правительства Ф. Гонсалеса по кардинальным вопросам мировой политики формируется уже исходя из «исторической принадлежности» Испании к западному миру. Участие Испании в НАТО оказало заметное влияние на позиции ИСРП. Если в 70-е — начале 80-х годов лидеры партии резко критиковали империализм США, возлагали на Вашингтон значительную долю ответственности за наращивание гонки вооружений, разжигание конфронтационности в период «холодной войны», то с середины 80-х годов заметен «проатлантический» курс и поиск более тесного сотрудничества с США. По этой причине более позитивным стало отношение ИСРП к военным соглашениям с США, в ча стности к наличию на территории Испании американских военных баз.

Ориентация правительства Ф. Гонсалеса на углубление интеграционных процессов в рамках ЕС определила намерение Испании добиваться здесь согласованных подходов к решению международных проблем. В эти годы Мадрид стремится максимально использовать потенциал Евросоюза на направлениях, представляющих для него особый интерес: Латинская Америка, Средиземноморье и Ближний Восток.

Возрастающий международный авторитет позволил Испании «предлагать свои услуги мировому сообществу». Страна выступила в качестве посредника в региональных и национальных конфликтах (например, в Центральной Америке), была организатором крупных международных встреч, как, например, Конференция по мирному урегулированию на Ближнем Востоке (Мадрид, 1991 г.). Так называемый Барселонский процесс68, инициированный Испанией, позволил превратить средиземноморское направление в одно из ведущих в деятельности Евросоюза.

Правительство Ф.

Гонсалеса придавало большое значение развитию. тесного политического и экономического сотрудничества с ведущими странами Латинской Америки и их интеграционными объединениями, делая акцент на поддержку там демократических процессов. Одновременно ставилась задача осуществить «второе освоение Америки», которая сводилась к укреплению торгово-эко- номических позиций в регионе.

Испанское руководство активно проводило линию, направленную на укрепление механизмов политического и экономического взаимодействия между Латинской Америкой и странами Евросоюза. В данном контексте Мадрид стремился, с одной стороны, закрепить за собой привилегированное место «исторического моста» в Европу, а с другой — выступить в ЕС движущей силой межрегионального сотрудничества. Здесь наиболее перспективным направлением испанские дипломаты считали сотрудничество между ЕС и МЕРКОСУР69. Для укрепления своих позиций в регионе Испания активно работала над концепцией основанного в 1991 г. объединения «Сообщество иберо-американских наций». Главные цели орга низации заключались в содействии демократии в регионе, согласовании единых подходов по наиболее важным проблемам, укреплении иберо-американской этнокультурной, языковой и исторической общности.

Государства Восточной Европы, несмотря на поддержание с ними торгово-экономических связей, до конца 80-х годов оставались на периферии внешнеполитических интересов Испании. Активизация отношений Мадрида с этим регионом началась в 1990—1993 гг., когда произошло существенное расширение политических контактов. О признании Российской Федерации в качестве государства-продолжателя Советского Союза Испания официально заявила 27 декабря 1991 г. Между Россией и Испанией 12

апреля 1994 г. было подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве.

Одна из новых реальностей Испании периода формирования децентрализованной государственной модели, именуемой Государством автономий, — настоятельные требования регионов расширить сферу самоуправления и предоставить им самостоятельный выход на международную арену. Наибольшую активность в этом плане проявляли руководители Страны Басков и Каталонии. В институционализации своего политического и культурного присутствия за рубежом региональные элиты видели одну из форм укрепления своей этнической идентичности и статусного престижа.

В 80-е—90-е годы испанские Автономные сообщества активизировали внешнеполитическую деятельность за пределами национальных границ по следующим направлениям: 1) участие в европейском строительстве в рамках Евросоюза; 2) развитие трансграничного взаимодействия с другими регионами в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества; 3) расширение сети культурно-просветительских и информационных центров за рубежом; 4) участие в солидарных программах и проектах по оказанию гуманитарной помощи и содействию развивающимся странам.

Превращение Евросоюза в дотационный источник еще более стимулировало стремление регионов к укреплению своего представительства в Брюсселе70 с целью более успешного «лоббирования» местных интересов. Для этого во второй половине 90-х годов 10 испанских Автономных сообществ открыли здесь свои информаци- онно-культурные представительства. Центральные власти Испании учреждению подобных представительств противодействовали (с использованием как политических, так и юридических процедур), рассматривая их как потенциальное орудие посягательства на внешнеполитические и дипломатические прерогативы правительства. Ссылка при этом делалась на Конституцию (ст. 149), которая закрепляет международные отношения в сфере исключительной компетенции государства, т.е. центральных властей. По мнению официального Мадрида, Автономные сообщества не имеют права осуществлять внешнюю политику, так как они не суверенны, не обладают полноценным юридическим статусом в международной сфере, зависимы от центральной власти и суверенитёта нации (государства) и не имеют перманентных целей в сфере международных отношений.

Решение баскского руководства открыть свое представительство в Брюсселе было обжаловано центральным правительством в Конституционном суде. Однако Конституционный суд своим решением №165/1994 от 26 мая 1994 г. признал конституционным учреждение Страной Басков своих информационно-культурных представительств при ЕС, создав тем самым положительный прецедент для других Автономных сообществ.

Курс кабинета министров Ф. Гонсалеса отличался от курсов правительств А. Суареса и JI. Кальво Сотело большей гибкостью и широтой подходов в решении проблем. В результате Испания укрепила политическое и экономическое присутствие в тех регионах мира, которые традиционно входят в зону ее приоритетного внимания (Северная Африка, Ближний Восток, Латинская Америка), а также свое влияние в мире.

Таким образом, внешняя политика Испании периода постфранкизма развивалась преимущественно в русле преемственности общегосударственных, надпартийных интересов. Лейтмотивом международных усилий Мадрида стало усиление роли страны при решении европейских и мировых вопросов сообразно увеличению ее экономического потенциала. Реализации этой задачи испанцы добивались через повышение статуса страны в международных структурах, проведение в них инициативной линии, энергичное участие в международных усилиях по поддержанию мира, а также продвижение представителей Испании на руководящие международные посты.

<< | >>
Источник: Волкова Г.И.. Политическая история Испании XX века: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк. — (XX век. Политическая история мира). — 191 с.. 2005

Еще по теме Внешняя политика в 1982-1996 гг.:

  1. Внешняя политика в 1996-2004 гг.
  2. КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ (1982-1996)
  3. ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА БРИТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ИРАНЕ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНСКИХ КАБИНЕТОВ (1920 —ФЕВРАЛЬ 1921 г.)
  4. 3. Внешняя политика
  5. 3. Внешняя политика
  6. ЛЕНИН И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  7. Внешняя политика
  8. Внешняя политика периода демократизации
  9. 4. Внешняя политика
  10. Внешняя политика
  11. Внешняя политика