Не останавливаясь подробно на описании военных действий, необходимо расставить некоторые акценты, позволяющие разобраться в освещении истории гражданской войны в России. В исторической литературе существует спор о периодизации гражданской войны.
Имеется давняя традиция трактовать гражданскую войну как период острых классовых столкновений. В этом контексте и революция рассматривается как акт гражданской войны. Поэтому многие авторы ведут отсчет гражданской войны в России с октября 1917 г., а иные — и раньше, указывая на отдельные стычки, мятежи, восстания. В то же время есть другое определение войны как способа разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил. В этом более узком, но более точном и современном понимании она означает противоборство воюющих армий, движение фронтов, мобилизацию экономики и другие явные свидетельства того, что страна находится в состоянии войны. С этой точки зрения гражданскую войну в России, видимо, следует датировать серединой 1918 — концом 1920 г., хотя и до, и после этого времени в стране то тут, то там вспыхивали боевые действия. Начало гражданской войны Несомненно также, что страна постепенно "вползала" в гражданскую войну. В апреле 1918 г. началось восстание на Дону, вызванное левацко-догматической установкой большевиков на "расказачивание". В мае начался так называемый второй Кубанский поход Добровольческой армии, занявшей всю Кубань, откуда с большим трудом удалось отвести красные части. В мае же начался мятеж чехословацкого корпуса на всем протяжении Транссибирской магистрали. Мятеж был поддержан восстаниями в ряде районов Поволжья. Среднее Поволжье и Средний Урал объединяются против Советов под властью Комитета членов Учредительного собрания (правительство Комуча, "Самарская Учредилка"). Ему оказывает поддержку уральское и оренбургское казачество во главе с атаманом Дутовым. Отрезанные от Центра Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток постепенно захватываются антибольшевистскими силами. В Мурманске и Архангельске высаживаются англо-американские оккупационные войска. При их поддержке создается правительство Северной области во главе с членом Учредительного собрания народным социалистом Н.И. Чайковским. Печальная судьба постигает Бакинскую коммуну в Закавказье, которая падает перед лицом трех враждебных сил: местных националистов, турецких и английских оккупационных войск. Внутри Советской республики происходят мятежи и восстания, в том числе в Москве (мятеж левых эсеров), в Ярославле (восстание, организованное "Союзом защиты родины и свободы" под руководством Савинкова и полковника Перхурова). На огромных землях России возникает множество различных государственных образований. Территория, на которую распространяется советская власть, тает, словно "шагреневая кожа". Сегодня в печати много спорят о том, кто виноват в развязывании гражданской войны.
Советские авторы утверждали, что вовсе не большевики, что вина целиком лежит на их противниках. Если же раскручивать последовательно цепь исторических событий, то следует прийти к выводу, что корни гражданской войны лежали в особенностях происшедшей в России революции. Прав был один из лидеров белого движения А.И. Деникин, который рассматривал гражданскую войну как неизбежную трагедию России. В той обстановке, которая сложилась в стране, вооруженное столкновение различных сил было неотвратимым. Скорее следует задать вопрос, почему война приняла такой жестокий, кровопролитный и междуусобный характер. В этом вина в немалой степени лежит на большевиках, которые своей проповедью классовой вражды, сеяли семена ненависти и жестокости, чьи левацкие и экстремистские действия провоцировали выступление против них с оружием в руках людей в другой обстановке к этому не склонных. Не меньшая вина лежит на тех, кто не хотел и не желал поступиться своими преимуществами и привилегиями, не учитывал велений времени. Красный и белый террор Тут же встает вопрос о красном и белом терроре: какой из них был более ужасным? Советская литература делала упор на белом терроре. В 1920—1930-х гг. публиковалось огромное количество документов, рассказывающих о зверствах белогвардейцев. Сегодня в печати больше повествуется о преступлениях большевиков, а герои белого движения предстают в ореоле мучеников и страдальцев за Россию. Если раньше писали об убийствах Урицкого и Володарского, о злодейском покушении на Ленина, то теперь о казни царской семьи, хотя никаких особенно новых фактов об этом не стало известно. Так что все зависит от контекста, в котором преподносятся эти факты. Между тем надо признать, что от террора погибли десятки тысяч людей и с той, и с другой стороны. Действие было равно противодействию. На территориях, занятых белыми, творилось не меньше злодеяний и бесчинств, чем в Советской России, причем как политику массовый террор большевики стали проводить с лишь с сентября 1918 г. Той осенью волна красного террора, действительно, захлестнула республику и приняла форму массовых расправ с "буржуями", прочими "классовыми врагами" и всякими подозрительными лицами. Расстреливали трусов, дезертиров, бандитов, грабителей, спекулянтов, стремясь "железной рукой" навести порядок на фронте и в тылу. Карательные меры выходили из-под контроля, вынуждая людей к отчаянному сопротивлению. Созванный в ноябре VI съезд Советов вынужден был поставить вопрос об ограничении террора в рамках "революционной законности", однако остановить его уже было невозможно. Столь же бессильными были попытки ограничить массовые расправы со стороны руководителей белого движения. В разгул террора, свирепствовавшего три года гражданской войны, все стороны, которые принимали в ней участие, внесли свою лепту.